Понятие административного права как права государственного управления
Управление - это любое целенаправленное, организующее влияние на разнообразные процессы, происходящие в природе, технике, обществе и т. п. Характерно, что термин "управление" в переводе на английский язык — administration. Администрировать, то есть руководить, управлять, ясно показывает нам связь административного права с управлением. Административное право — это управленческое право.
Основными признаками управления являются управленческая система, субъект и объект управления, управляющее воздействие субъекта на объект и обратная связь. Управленческая система — это единство управленческих элементов, которые взаимодействуют как единое целое, порождая новые качества, не присущие отдельным ее компонентам. Субъектом управления называют сторону управленческого процесса, представляющую собой источник управляющего воздействия. Объект управления — сторона управленческого процесса, функционирующая под управляющим воздействием субъекта, приобретающая определенные новые качества и изменяющаяся. Управляющее воздействие определяют как комплекс мероприятий, приемов, форм, методов и организующих команд, направленных на объект управления, с помощью которых реально изменяется объект управления. Обратную связь можно охарактеризовать как определенную информацию для субъекта управления об изменениях, произошедших в объекте управления благодаря управляющему воздействию.
Выделяют три разновидности управления, а именно:
· биологическое, которое реализуется в процессе управления в растительном и животном мире живыми организмами;
· технократическое, которое характеризует управление различными машинами, механизмами, техническими средствами с помощью математических формул и символов;
· социальное, то есть управление отдельными людьми и их объединениями, составляющими общество.
Социальное управление — это управление в обществе, в котором и субъектом, и объектом управления является человек. В зависимости от субъекта управленческого процесса социальное управление можно подразделить на государственное и общественное (негосударственное) управление.
Следовательно, одним из видов социального управления является государственное управление - деятельность всех видов органов государства: законодательных, судебных, контрольно-надзорных, исполнительно-распорядительных по организации общественной жизни.
Виды государственного управления:
· законодательное (законотворческое);
· исполнительно-распорядительное (собственно управленческое);
· судебное (правосудное);
· контрольно-надзорное.
Государственному управлению присущи следующие черты:
1) деятельность по реализации задач и функций государства;
2) оно осуществляется специально созданными для этого государственными органами и должностными лицами;
3) последние действуют по поручению государства, отегоимени и имеют государственно-властные полномочия;
4) формы и методы работы управленческих органов регламентируются правом.
Административное право, подобно другим составляющим национальной правовой системы Украины, рассматривают как: а) отрасль права; б) отрасль законодательства; в) юридическую науку; г) учебную дисциплину.
Как отрасль украинского права (законодательства) административное право Украины представляет собой систему административных правовых норм, институтов и нормативно-правовых актов, регулирующих и охраняющих особый круг общественных отношений в сфере государственного управления. Как отрасль права оно может быть рассмотрено в объективном и субъективном понимании. В объективном понимании административное право Украины характеризуется совокупностью административных правовых норм, институтов и нормативно-правовых актов, которые образуют его внутреннюю и внешнюю формы. Внутренняя форма административного права включает внутреннее строение — систему административного права. Внешняя форма характеризуется источниками, представляющими собой способ внешнего выражения содержания административно-правовых норм и институтов.
В субъективном понимании административное право Украины — это совокупность закрепленных нормами объективного права возможностей человека и гражданина, реализуемых в сфере государственного управления.
Административное право Украины имеет свой предмет и метод правового регулирования.
Предметом административного правового регулирования являются общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в сфере государственного управления. Особенности отношений, составляющих предмет административного права, в том, что:
· они возникают в результате государственной властно-управленческой деятельности;
· субъектом таких отношений выступает исполнительно-распорядительный орган;
· их возникновение, изменение или прекращение является результатом сознательной, волевой, целенаправленной деятельности.
Методы административного права — это средства, способы и приемы, с помощью которых осуществляется правовое влияние на предмет административного права, в основном это обязательства, запреты и административно-правовое принуждение. В ряде случаев применяются и определенные разрешения. Например, разрешение получать определенную информацию для осуществления возложенных на орган или должностное лицо задач.
Как юридическая наука административное право представляет собой систему знаний, теорий, гипотез, выводов и рекомендаций об истории возникновения и развития, понятии, предмете и методе правового регулирования, системе и источниках отрасли административного права (законодательства), науки и учебной дисциплины. Наука имеет свой предмет и исследовательские методы, свою систему и источники.
Система административного права — это его внутренняя форма, характеризующая его внутреннее построение. Структура системы административного права включает в себя: а) административные правовые нормы и б) административные правовые институты.
Административно-правовые нормы - общеобязательные, формально-определенные правила поведения человека в обществе, которые устанавливаются (санкционируются) и обеспечиваются государством с целью закрепления, регулирования и охраны общественных отношений в сфере государственного управления.
Как особые признаки административно-правовых норм можно считать то, что они:
· закрепляют властные (руководящие) и внутриорганизационные отношения;
· их метод воздействия на общественные отношения является государственно-властным (императивным);
· гарантирование государственного убеждения и принуждения при их реализации обязательно;
· их органическое объединение их в пределах отрасли административного права (законодательства) и невозможность существования в отдельности.
Административно-правовой институт — это объединение двух и более административно-правовых норм в единую начальную, видовую или родовую группу для регулирования соответствующих общественных отношений.
Объединяясь, нормы и институты образуют общую, особенную и специальную части административного права Украины.
Общая часть объединяет административно-правовые нормы, институты и нормативно-правовые акты, закрепляющие и регулирующие основные принципы управления, правовой статус субъектов управления, формы и методы их деятельности, функционирование административного процесса и гарантии и способы обеспечения законности в государственном управлении.
Особенная часть включает в себя административно-правовые нормы, институты и нормативно-правовые акты, закрепляющие и регулирующие управление в разных сферах общественной жизни, а именно: в экономической, административно-политической, социально-культурной, государственно-правовой и др.
Специальная часть охватывает административно-правовые нормы, институты и нормативно-правовые акты, регулирующие административно-правовую деятельность конкретных органов (например, внутренних дел, таможенной службы, налоговой администрации).
Внешнюю форму административного права составляют его источники. Источниками административного права называют правовые обычаи, нормативные договоры и нормативно-правовые акты, правовые акты государственного управления, содержащие административно-правовые нормы.
Основным видом источников административного права являются нормативно-правовые акты — письменные документы государственных органов и других компетентных субъектов, которые принимаются ими в установленном порядке и содержат административно-правовые нормы. К кодифицированным законам относят Кодекс Украины об административных правонарушениях, Земельный кодекс Украины, Таможенный кодекс Украины и некоторые другие.
2. Органы государственного управления, их классификация, полномочия
Система всех государственных органов, учреждений и организаций, осуществляющих работу по реализации внутренних и внешних функций государства, называется государственным аппаратом. Аппарат современного государства включает в себя:
а) представительные органы (Верховная Рада Украины, Верховная Рада Автономной Республики Крым, местные советы);
б) исполнительные органы (Кабинет министров Украины, министерства, ведомства, государственные администрации);
в) судебные органы (Конституционный суд и суды общей юрисдикции);
г) правоохранительные органы (прокуратура, Служба безопасности, органы внутренних дел и др.). Данное деление государственных органов на виды основывается на принципе разделения властей, закрепленном в Конституции Украины.
Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
Важное место в системе субъектов, которые разрешают дела, отведено органам и должностным лицам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях. Система таких органов определена третьим разделом КУоАП. В ст. 213 КУоАП закреплено, что дела об административных правонарушениях рассматривают:
1) административные комиссии при районных государственных администрациях и исполнительных комитетах, городских, районных в городах, поселковых и сельских советов. Они разрешают все дела об административных правонарушениях, за исключением тех, которые относятся к компетенции других органов. Комиссия создается соответствующей госадминистрацией или исполнительным комитетом в составе председателя, секретаря и членов комиссии;
2) исполнительные комитеты поселковых и сельских советов уполномочены рассматривать дела о нарушении общественного порядка, правил торговли и прочих аналогичных нарушениях;
3) районные (городские) суды (судьи) рассматривают дела об административных правонарушениях, отнесенные к их компетенции Кодексом. Судьи единолично рассматривают дела о мелком хулиганстве, нарушении правил административного надзора и т. п.;
4) органы внутренних дел (ОВД), органы государственных инспекций и другие уполномоченные органы (их должностные лица) рассматривают дела, отнесенные к их компетенции законодательством.
Таким образом, закон определяет систему органов, которые имеют право рассматривать дела об административных правонарушениях, и их подведомственность.
Вопросы для самостоятельной проверки знаний
1. Какое, на Ваш взгляд, отношение имеет система государственного управления к административному праву?
2. Какие нормативно-правовые акты являются источниками административного права?
3. Кто может быть субъектом административных правоотношений?
4. Что такое административные юридические факты?
5. Структура Кодекса Украины об административных правонарушениях.
6. Что такое административное правонарушение?
Определите субъектов административного правонарушения.
Какие из перечисленных далее органов уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях:
· суд;
· орган внутренних дел;
· административная комиссия при районных государственных администрациях и исполнительных комитетах;
· орган пожарной охраны;
· орган санитарного надзора:
· врач-нарколог.
Опишите процедуру производства по делам об административных правонарушениях.
Могут ли применяться непосредственно к несовершеннолетним такие виды взысканий, как арест и штраф?
Как обжалуется постановление по делу об административных правонарушениях?
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ И ПРИМЕРЫ ИХ РЕШЕНИЯ
Задача
В Ялтинский горисполком обратились с заявлением 5 учредителей вновь создаваемого акционерного общества о регистрации последнего.
В состав учредителей АО входили: частный нотариус, работник органа приватизации, военнослужащий, иностранный гражданин и судья хозяйственного суда.
Будет ли зарегистрировано акционерное общество?
РЕШЕНИЕ
Акционерное общество зарегистрировано не будет, так как согласно ст. 2 Закона Украины "О предпринимательстве" лица, входящие в состав учредителей кроме иностранного гражданина, не вправе заниматься предпринимательством.
ТЕСТЫ
Тест 1. Правосудие осуществляют:
1. профессиональные судьи;
2. военные юристы;
3. работники прокуратуры;
4. адвокаты.
Тест 2. Право на землю в Украине реализуется:
1. гражданами;
2. юридическими лицами;
3. государством;
4. правильно все вышеизложенное.
Тест 3. Каждый гражданин имеет право:
1. владеть природными объектами;
2. пользоваться природными объектами;
3. распоряжаться природными объектами;
4. уничтожать природные объекты.
Тест 4. Какие функции являются важнейшими функциями государства в Украине:
1. защита суверенитета и социальной целостности;
2. обеспечение экономической и информационной безопасности;
3. защита публичной власти;
4..правильно все вышеизложенное?
Тест 5. Каждый имеет право собственности, которое предусматривает:
1. владеть;
2. пользоваться;
3. распоряжаться;
4. правильно все.
ЛЕКЦИЯ № 3
ТЕМА: «Финансовое право. Банковское право».
Время 2 часа (1 час 20 мин.)
Основные вопросы
1. Финансовое право и финансовая система Украины.
2. Бюджетная система Украины. Понятие налога и его виды.
3. Предмет и метод банковского права, источники банковского права, банковские правоотношения. Понятие и виды банков.