Понятие административного права как права государственного управления

Управление - это любое целенаправленное, организующее вли­яние на разнообразные процессы, происходящие в природе, технике, обществе и т. п. Характерно, что термин "управле­ние" в переводе на английский язык — administration. Адми­нистрировать, то есть руководить, управлять, ясно показыва­ет нам связь административного права с управлением. Адми­нистративное право — это управленческое право.

Основными признаками управ­ления являются управленческая система, субъект и объект управления, управляющее воздействие субъекта на объект и обратная связь. Управленческая система — это единство управленческих элементов, которые взаимодействуют как единое целое, порождая новые качества, не присущие отдель­ным ее компонентам. Субъектом управления называют сторо­ну управленческого процесса, представляющую собой источ­ник управляющего воздействия. Объект управления — сторо­на управленческого процесса, функционирующая под управляющим воздействием субъекта, приобретающая опре­деленные новые качества и изменяющаяся. Управляющее воз­действие определяют как комплекс мероприятий, приемов, форм, методов и организующих команд, направленных на объект управления, с помощью которых реально изменяется объект управления. Обратную связь можно охарактеризовать как определенную информацию для субъекта управления об изменениях, произошедших в объекте управления благодаря управляющему воздействию.

Выделяют три разновидности управления, а именно:

· биологическое, которое реализуется в процессе управле­ния в растительном и животном мире живыми организмами;

· технократическое, которое характеризует управление различными машинами, механизмами, техническими средст­вами с помощью математических формул и символов;

· социальное, то есть управление отдельными людьми и их объединениями, составляющими общество.

Социальное управление — это управление в обществе, в котором и субъектом, и объектом управления является человек. В зависимости от субъекта управленческого процесса социальное управление можно подразделить на государственное и общественное (негосудар­ственное) управление.

Следовательно, одним из видов социального управления является государственное управление - деятельность всех видов орга­нов государства: законодательных, судебных, контрольно-надзорных, исполнительно-распорядительных по организации общественной жизни.

Виды госу­дарственного управления:

· законодательное (законотворческое);

· исполнительно-распорядительное (собственно управлен­ческое);

· судебное (правосудное);

· контрольно-надзорное.

Государственному управлению присущи следующие черты:

1) деятельность по реализации задач и функций государ­ства;

2) оно осуществляется специально созданными для этого государственными органами и должностными лицами;

3) последние действуют по поручению государства, отегоимени и имеют государственно-властные полномочия;

4) формы и методы работы управленческих органов регла­ментируются правом.

Административное право, подобно другим составляющим национальной правовой системы Украины, рассмат­ривают как: а) отрасль права; б) отрасль законодательства; в) юридическую науку; г) учебную дисциплину.

Как отрасль украинского права (законодательства) адми­нистративное право Украины представляет собой систему административных правовых норм, институтов и норматив­но-правовых актов, регулирующих и охраняющих особый круг общественных отношений в сфере государственного управления. Как отрасль права оно может быть рассмотрено в объективном и субъективном понимании. В объективном понимании административное право Украины характеризует­ся совокупностью административных правовых норм, инсти­тутов и нормативно-правовых актов, которые образуют его внутреннюю и внешнюю формы. Внутренняя форма адми­нистративного права включает внутреннее строение — систе­му административного права. Внешняя форма характеризует­ся источниками, представляющими собой способ внешнего выражения содержания административно-правовых норм и институтов.

В субъективном понимании административное право Украины — это совокупность закрепленных нормами объек­тивного права возможностей человека и гражданина, реали­зуемых в сфере государственного управления.

Административное право Украины имеет свой предмет и метод правового регулирования.

Предметом административного правового регулирования яв­ляются общественные отношения, возникающие, изменяю­щиеся и прекращающиеся в сфере государственного управления. Особенности отношений, составляющих предмет ад­министративного права, в том, что:

· они возникают в результате государственной властно-уп­равленческой деятельности;

· субъектом таких отношений выступает исполнительно-распорядительный орган;

· их возникновение, изменение или прекращение является результатом сознательной, волевой, целенаправленной дея­тельности.

Методы административного права — это средства, спосо­бы и приемы, с помощью которых осуществляется правовое влияние на предмет административного права, в основном это обязательства, запреты и административно-правовое принуждение. В ряде случаев при­меняются и определенные разрешения. Например, разреше­ние получать определенную информацию для осуществления возложенных на орган или должностное лицо задач.

Как юридическая наука административное право представ­ляет собой систему знаний, теорий, гипотез, выводов и реко­мендаций об истории возникновения и развития, понятии, предмете и методе правового регулирования, системе и источниках отрасли административного права (законодатель­ства), науки и учебной дисциплины. Наука имеет свой пред­мет и исследовательские методы, свою систему и источники.

Система административного права — это его внутренняя форма, характеризующая его внутрен­нее построение. Структура системы административного пра­ва включает в себя: а) административные правовые нормы и б) административные правовые институты.

Административно-правовые нормы - общеобязательные, формально-определенные пра­вила поведения человека в обществе, которые устанавлива­ются (санкционируются) и обеспечиваются государством с целью закрепления, регулирования и охраны общественных отношений в сфере государственного управления.

Как особые признаки административно-правовых норм можно считать то, что они:

· закрепляют властные (руководящие) и внутриорганизационные отношения;

· их метод воздействия на общественные отношения являет­ся государственно-властным (императивным);

· гарантирование государственного убеждения и принуж­дения при их реализации обязательно;

· их органическое объединение их в пределах отрасли адми­нистративного права (законодательства) и невозможность су­ществования в отдельности.

Административно-правовой институт — это объединение двух и более административно-правовых норм в единую на­чальную, видовую или родовую группу для регулирования со­ответствующих общественных отношений.

Объединяясь, нормы и институты образуют общую, особен­ную и специальную части административного права Украины.

Общая часть объединяет административно-правовые нор­мы, институты и нормативно-правовые акты, закрепляющие и регулирующие основные принципы управления, правовой статус субъектов управления, формы и методы их деятельности, функционирование административного процесса и га­рантии и способы обеспечения законности в государствен­ном управлении.

Особенная часть включает в себя административно-право­вые нормы, институты и нормативно-правовые акты, за­крепляющие и регулирующие управление в разных сферах общественной жизни, а именно: в экономической, админист­ративно-политической, социально-культурной, государствен­но-правовой и др.

Специальная часть охватывает административно-правовые нормы, институты и нормативно-правовые акты, регулирую­щие административно-правовую деятельность конкретных органов (например, внутренних дел, таможенной службы, на­логовой администрации).

Внешнюю форму административного права составляют его источники. Источниками административного права назы­вают правовые обычаи, нормативные договоры и нормативно-правовые акты, правовые акты государственного управле­ния, содержащие административно-правовые нормы.

Основным видом источников административного права являются нормативно-правовые акты — письменные доку­менты государственных органов и других компетентных субъектов, которые принимаются ими в установленном порядке и содержат административно-правовые нормы. К кодифицированным законам относят Кодекс Украины об административных правонару­шениях, Земельный кодекс Украины, Таможенный кодекс Украины и некоторые другие.

2. Органы государственного управления, их классификация, полномочия

Система всех государственных органов, учреждений и организаций, осуществляющих работу по реализации внутренних и внешних функций государства, называется государственным аппаратом. Аппарат современного государства включает в себя:

а) представительные органы (Верховная Рада Украины, Верховная Рада Автономной Республики Крым, местные советы);

б) исполнительные органы (Кабинет министров Украины, министерства, ведомства, государственные администрации);

в) судебные органы (Конституционный суд и суды общей юрисдикции);

г) правоохранительные органы (прокуратура, Служба безопасности, органы внутренних дел и др.). Данное деление государственных органов на виды основывается на принципе разделения властей, закрепленном в Конституции Украины.

Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

Важное место в системе субъектов, которые разрешают де­ла, отведено органам и должностным лицам, уполномочен­ным рассматривать дела об административных правонаруше­ниях. Система таких органов определена третьим разделом КУоАП. В ст. 213 КУоАП закреплено, что дела об админист­ративных правонарушениях рассматривают:

1) административные комиссии при районных государ­ственных администрациях и исполнительных комитетах, го­родских, районных в городах, поселковых и сельских советов. Они разрешают все дела об административных правонаруше­ниях, за исключением тех, которые относятся к компетенции других органов. Комиссия создается соответствующей госад­министрацией или исполнительным комитетом в составе председателя, секретаря и членов комиссии;

2) исполнительные комитеты поселковых и сельских сове­тов уполномочены рассматривать дела о нарушении общест­венного порядка, правил торговли и прочих аналогичных на­рушениях;

3) районные (городские) суды (судьи) рассматривают дела об административных правонарушениях, отнесенные к их компетенции Кодексом. Судьи единолично рассматривают дела о мелком хулиганстве, нарушении правил администра­тивного надзора и т. п.;

4) органы внутренних дел (ОВД), органы государственных инспекций и другие уполномоченные органы (их должност­ные лица) рассматривают дела, отнесенные к их компетенции законодательством.

Таким образом, закон определяет систему органов, которые имеют право рассматривать дела об административных правонарушениях, и их подведомственность.

Вопросы для самостоятельной проверки знаний

1. Какое, на Ваш взгляд, отношение имеет система государ­ственного управления к административному праву?

2. Какие нормативно-правовые акты являются источниками административного права?

3. Кто может быть субъектом административных правоот­ношений?

4. Что такое административные юридические факты?

5. Структура Кодекса Украины об административных право­нарушениях.

6. Что такое административное правонарушение?

Определите субъектов административного правонарушения.

Какие из перечисленных далее органов уполномочены рас­сматривать дела об административных правонарушениях:

· суд;

· орган внутренних дел;

· административная комиссия при районных государствен­ных администрациях и исполнительных комитетах;

· орган пожарной охраны;

· орган санитарного надзора:

· врач-нарколог.

Опишите процедуру производства по делам об администра­тивных правонарушениях.

Могут ли применяться непосредственно к несовершенно­летним такие виды взысканий, как арест и штраф?

Как обжалуется постановление по делу об административ­ных правонарушениях?

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ И ПРИМЕРЫ ИХ РЕШЕНИЯ

Задача

В Ялтинский горисполком обратились с заявлением 5 учредителей вновь создаваемого акционерного общества о регистрации последнего.

В состав учредителей АО входили: частный нотариус, работник органа приватизации, военнослужащий, иностранный гражданин и судья хозяйственного суда.

Будет ли зарегистрировано акционерное общество?

РЕШЕНИЕ

Акционерное общество зарегистрировано не будет, так как согласно ст. 2 Закона Украины "О предпринимательстве" лица, входящие в состав учредителей кроме иностранного гражданина, не вправе заниматься предпринимательством.

ТЕСТЫ

Тест 1. Правосудие осуществляют:

1. профессиональные судьи;

2. военные юристы;

3. работники прокуратуры;

4. адвокаты.

Тест 2. Право на землю в Украине реализуется:

1. гражданами;

2. юридическими лицами;

3. государством;

4. правильно все вышеизложенное.

Тест 3. Каждый гражданин имеет право:

1. владеть природными объектами;

2. пользоваться природными объектами;

3. распоряжаться природными объектами;

4. уничтожать природные объекты.

Тест 4. Какие функции являются важнейшими функциями государства в Украине:

1. защита суверенитета и социальной целостности;

2. обеспечение экономической и информационной безопасности;

3. защита публичной власти;

4..правильно все вышеизложенное?

Тест 5. Каждый имеет право собственности, которое предусматривает:

1. владеть;

2. пользоваться;

3. распоряжаться;

4. правильно все.

ЛЕКЦИЯ № 3

ТЕМА: «Финансовое право. Банковское право».

Время 2 часа (1 час 20 мин.)

Основные вопросы

1. Финансовое право и финансовая система Украины.

2. Бюджетная система Украины. Понятие налога и его виды.

3. Предмет и метод банковского права, источники банковского права, банковские правоотношения. Понятие и виды банков.

Наши рекомендации