Тема 1. Концептуальные положения гражданского процессуального права, его принципы

Дальневосточный филиал

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Российская академия правосудия»

Кафедра гражданского процессуального права

ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС

Учебно-методический комплекс

для бакалавровочной формы обучения

направление подготовки030900.62 Юриспруденция

Хабаровск

67.410

Авторы:

Новикова Татьяна Юрьевна, зав. кафедрой гражданского процессуального права Дальневосточного филиала ФГБОУВПО «Российская академия правосудия», кандидат юридических наук

Шереметьева Анна Константиновна, доцент кафедры гражданского процессуального права ДВФ ФГБОУВПО «Российская академия правосудия», кандидат юридических наук

Рецензенты:

Улизко Кирилл Александрович, прокурор хабаровского межрегионального центра повышения квалификации прокурорских работников и федеральных государственных гражданских служащих, кандидат юридических наук

Гончаров Андрей Владимирович, зав. кафедрой гражданского права Дальневосточного филиала ФГБОУВПО «Российская академия правосудия», кандидат юридических наук

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция.

Одобрен на заседании кафедры гражданского процессуального права Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (филиала) (протокол № 6 от 21.01.2013 г.)

Утверждён Учебно-методическим советом Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (филиал) протокол № 12 от 10 июля 2013 года.

© ДВФ «Российская академия правосудия», 2013 г.

© Новикова Татьяна Юрьевна, 2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………...…..................4  
Объем дисциплины и виды учебной работы ………………………...……..….8  
Тематический план дисциплины…...…………………………………..……….9  
Программа курса …………………………………………………………..…...11  
Планы семинарских занятий ………………………………………………......26  
Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя…………………………………………………………………101 Методические рекомендации по выполнению контрольных заданий и курсовых работ………………………………………………………….…..…104 Темы (варианты) контрольных заданий …………………………………….106  
Тематика курсовых работ …………………………………………………….119  
Литература ……………..………………………………………...…….……...122  
Вопросы для подготовки к экзамену …………..…………………………….156  

Введение

Изучение гражданского процессуального права как совокупности знаний об общественных отношениях в сфере гражданского судопроизводства, их правовом регулировании является одним из ключевых компонентов образовательного процесса и соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция. Программирование в области обучения является необходимым компонентом, определяющим лекционную, практическую (семинарскую) и самостоятельную формы работы преподавателей и студентов.

Цель изучения дисциплины – глубокое осмысление норм процессуального законодательства, касающихся отдельных стадий судопроизводства по гражданским делам; выявление проблемных вопросов и анализ практики применения норм процессуального права по разрешению таких коллизий.

Теоретические образовательные задачи курса заключаются в формировании у бакалавров представления о сущности норм действующего законодательства, регламентирующего вопросы подведомственности и подсудности дел, процессуальной доктрине и практике его применения, а также умения применять полученные профессиональные знания и навыки в судебной деятельности.

Профессиональная юридическая компетенция предусматривает формирование у бакалавров комплекса умений:

1) систематизировать нормы действующего законодательства,

2) реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности,

3) юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства,

4) принимать решения и совершать процессуальные действия в области правосудия в точном соответствии с законом, судебной практикой Европейского Суда по правам человека, Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего арбитражного Суда Российской Федерации,

5) составлять юридические документы.

Образовательные задачи курса имеют междисциплинарный характер, поскольку, подготовка по дисциплине основана на знании норм гражданского, административного, трудового и других отраслей права.

Воспитательные цели курса состоят в формировании профессиональных качеств на основе восприятия общечеловеческих правовых ценностей, используемых в международном и российском законодательстве Российской Федерации, судебной практике и судебной доктрине.

Воспитательные задачи призваны развить у бакалавра законопослушность, мобильность; личную ответственность за собственную судьбу и судьбу отечества; способствовать становлению профессионального правового сознания, мышления и правовой культуры.

Практические задачи курса сформировать умение применять нормы международного и внутригосударственного права в практической деятельности.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

-способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

- овладением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

-способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

- компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5);

- наличием выраженной нетерпимости по отношению к коррупционному поведению, уважительного отношения к праву и закону (ОК-6);

- способностью к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

- способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

- способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9).

обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в правотворческой деятельности:

- способностью участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

в правоприменительной деятельности:

- способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

- способностью обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

- способностью принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

- способностью применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

- способностью юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6).

в правоохранительной деятельности:

- готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

- способностью уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

- способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);

- способностью выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);

- способностью правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13).

в экспертно-консультационной деятельности:

- способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-14);

- способностью толковать различные правовые акты (ПК-15);

- способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-14,16);

в педагогической деятельности:

- способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-17);

- способностью управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13);

- способностью управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);

- способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).

Поставленные задачи достигаются сочетанием основных видов учебных занятий: лекциями, семинарскими и практическими занятиями, самостоятельными работами.

На лекционных занятиях внимание уделяется анализу теоретико-правовой позиции и правоприменительной деятельности в аспекте глубокого анализа норм действующего российского законодательства.

Цель семинарских занятий – усвоение теоретических знаний во взаимосвязи с приобретением практических навыков анализа действующих правовых актов, выявления проблем применения норм права и прогнозирования возможностей их разрешения.

Практические занятия способствуют применению и апробации теоретических знаний на практике.

Самостоятельная работа способствует углубленному изучения отдельных вопросов в рамках данной дисциплины, помогает магистрантам в освоении навыков самообразования, способствует развитию творческой и мыслительной деятельности при написании рефератов и контрольных работ.

Формами контроля усвоения учебного материала является текущий, промежуточный и итоговый контроль.

Текущий и промежуточный контроль осуществляется посредством устного и письменного опроса (рефераты, контрольные задания, составление документов).

Итоговый контроль проводится в форме экзамена по вопросам, содержание которых охватывает весь материал дисциплины.

* - значок обозначает литературу, имеющуюся в фондах филиала.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество часов
Общая трудоемкость 324 – 9 з.е.
Аудиторные занятия
Лекции
Семинарские занятия
Самостоятельная работа
Контрольное задание
Форма итогового контроля экзамен

Тематический план дисциплины

(раздел дисциплин, тема занятий, количество зачётных единиц и часов)

для бакалавров очной формы обучения

№ № п/п Разделы (темы) дисциплины[1] Количество зачетных единиц и часов по видам учебных занятий (по учебному плану)
Лекции Семинары (практические задания) С/р
Концептуальные положения гражданского процессуального права, его принципы
Гражданские процессуальные правоотношения. Субъекты гражданского процесса
Стороны в гражданском процессе  
Третьи лица в гражданском процессе
Участие в гражданском процессе прокурора, государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан, защищающих права других лиц (интерактивный)
Судебное представительство   (интерактивный)
Подведомственность гражданских дел
Подсудность гражданских дел
Судебные расходы и судебные штрафы
Доказательства и доказывание в гражданском процессе (интерактивный)
Процессуальные сроки. Разумный срок судопроизводства   (интерактивный)
Исковая форма защиты права
Обеспечение иска в гражданском процессе  
Возбуждение гражданского дела (интерактивный)
Подготовка гражданских дел к судебному разбирательству (интерактивный)
Судебное разбирательство (интерактивный)
Постановления суда первой инстанции (интерактивный)
Упрощенные виды судопроизводств
Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений  
Особое производство  
Производство в суде апелляционной инстанции
Производство в суде кассационной инстанции
Производство в суде надзорной инстанции
Пересмотр по вновь открывшимся или новым обстоятельствам судебных постановлений, вступивших в законную силу
Третейское судопроизводство.Производство по делам об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов  
Производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов  
Международное сотрудничество в сфере гражданской процессуальной юрисдикции  
Особенности производства по делам с участием иностранных лиц. Признание и исполнение решений иностранных судов и иностранных третейских судов (арбитражей)  
  ИТОГО

ПРОГрамма курса

Тема 1. Концептуальные положения гражданского процессуального права, его принципы

Роль правосудия по гражданским делам в современных условиях.

Формы защиты прав и законных интересов граждан и организаций. Реализация права на судебную защиту. Гражданская процессуальная форма.

Понятие гражданского процессуального права, его предмет, метод и значение. Гражданское процессуальное право как наука и учебная дисциплина.

Виды гражданского судопроизводства и стадии гражданского процесса. Система гражданского процессуального права. Взаимосвязь гражданского процессуального права с другими отраслями.

Источники гражданского процессуального права. Судебная практика и законодательство о гражданском судопроизводстве.

Действие гражданских процессуальных норм во времени и пространстве. Роль судебной практики в развитии гражданского процессуального права.

Нормы гражданского процессуального законодательства.

Теоретические основы выделения принципов в правовой науке России: понятие, значение, особенности формирования. Понятие и значение принципов гражданского процессуального права. Состав принципов гражданского процессуального права. Взаимосвязь принципов гражданского процессуального права.

Организационно-функциональные принципы: понятие, сущность и содержание каждого из них

Функциональные принципы: понятие, сущность и содержание каждого из них

Наши рекомендации