Лабораторная работа №7. Выбор метода прогнозирования
Основным фактором, влияющим на выбор метода прогнозирования, является идентификация и четкое понимание реальных моделей, присутствующих в данных.
Методы прогнозирования стационарных рядов включают в себя интуитивные методы, методы простого усреднения, скользящие средние, простое экспоненциальное сглаживание и методы авторегрессионного скользящего среднего (методы Бокса-Дженкинса).
Для прогнозирования рядов, имеющих тренд, используются: метод скользящих средних, метод линейного экспоненциального сглаживания, простая регрессия, возрастающие кривые, экспоненциальные модели и методы авторегрессионных интегрированных скользящих средних (методы Бокса-Дженкинса).
Сезонные ряды возможно прогнозировать с помощью классического разложения, экспоненциального сглаживания, многомерной регрессии временного ряда и методов Бокса-Дженкинса.
Аппарат прогнозирования для циклических рядов включает классическое разложение, экономические индикаторы, эконометрические модели, многомерную регрессию и методы Бокса-Дженкинса.
Выбор метода прогнозирования не может основываться на субъективном представлении лица, принимающего решение. Необходимо учитывать объект прогнозирования, объемы и уровень достоверности имеющейся информации, сформулированные в миссии фирмы цели прогноза и т. д.(таблица 25).
Таблица 25 - Соответствие применяемых методов прогнозирования
возможностям решения определенного класса прогнозных
задач
Методы прогнозирования | Параметры объекта прогнозирования | ||||
сложность | масштабность | детерминированность | характер развития во времени | информационная обеспеченность | |
Экстраполяция путем подбора функций | 1,2* | 1,2 | 2,3 | 1,2 | |
Экстраполяция по огибающим кривым | 1,2 | 1-3 | 1,2 | 1,2 | |
Авторегрессионные модели | 2,3 | 2,3 | |||
Парные регрессии | 2,3 | 1,2 | |||
Множественные регрессии | 3,4 | 2-5 | 2,3 | 1,2 | |
Многофакторные модели | 3-4 | 3-5 | 2,3 | 2,3 | |
Исторические аналогии | 2,3 | 1,2 | 1-3 | 1,2 | |
Индивидуальный экспертный опрос | 1-4 | 1,2 | 1-3 | 1-3 | 2-4 |
Коллективный опрос | 2-4 | 1-3 | 1-3 | 1-3 | 2-4 |
Сценарные методы | 4,3 | 1-2 | 2,3 | 1-3 | 1-3 |
Прогнозный граф | 3,4 | 1,2 | 2,3 | 1-3 | 1-3 |
Метод Дельфи | 1-4 | 1-3 | 2,3 | 1-3 | 2-4 |
* Цифрами обозначены следующие объекты прогнозирования: 1 - научно-технический; 2 — технико-экономический; 3 — социально-экономический; 4 - естественно-природный; 5 — военно-политический.
В общем виде алгоритм выбора адекватного метода прогнозирования приведен на рисунке 2.
Рисунок 2 - Блок-схема принятия прогнозного решения
Задание 1. Ниже описано несколько типов рядов: случайные, стационарные, содержащие тренд, сезонные или циклические. Определить тип каждого из рядов.
1 ряд, основные характеристики которого (среднее), остаются постоянными с течением времени;
2 временной ряд, последовательные значения которого не связаны друг с другом;
3 между всеми последовательными значениями ряда существует сильная взаимосвязь;
4 данные ряда являются ежеквартальными;
5 ряд не содержит ни подъема, ни спада.
Задание 2. Определить, какие методы прогнозирования могут быть использованы для решения следующих задач (объяснить выбор для пяти задач произвольно):
1 разработка средне- и долгосрочных прогнозов спроса на продукцию и услуги организации;
2 определение спроса на краткосрочную перспективу по широкому ассортименту выпускаемой продукции;
3 определение спроса на краткосрочную перспективу по одному наименованию продукции;
4 оценка формирующегося уровня спроса на новые товары;
5 определение отношения потребителей к новым товарам и возможного объема спроса на них;
6 оценка уровня конкуренции на целевом рынке;
7 определение доли рынка, которую организация может завоевать;
8 распределение долей целевого рынка между основными конкурентами;
9 выявление динамики, отражающей изменение распределения долей рынка между конкурентами в зависимости от ценовых игр;
10 определение жизненного цикла нового товара;
11 установление динамики изменения внешней среды (например, касающейся макроэкономических процессов);
12 прогнозирование объема продаж в зависимости от уровня цен и затрат на рекламу;
13 вузу необходимо на последующие четыре года составить прогноз количества часов, выделяемых на получение студентами зачетов, чтобы государственные законодательные учреждения могли планировать соответствующие бюджетные расходы;
14 открытой бухгалтерской фирме необходим прогноз курса рубля, чтобы планировать дополнительные учетные позиции;
15 менеджеру по контролю качества предприятия, выпускающего алюминиевые слитки, необходим еженедельный прогноз количества дефектной продукции;
16 организации необходим ежегодный прогноз среднего количества километров, которые пройдет автомобиль отечественного производства, израсходовав 10 литров бензина, чтобы подготовить соответствующие регулирующие рекомендации на ближайшие 10 лет;
17 организации, производящей компьютерные чипы, необходим общеотраслевой прогноз числа проданных персональных компьютеров на последующие 5 лет.
Задание 3. Компании, производящей детали для больших сельскохозяйственных тракторов, необходимо спрогнозировать возможные объемы продаж деталей на следующие 10 лет. На основе этого прогноза будет выбрана стратегия сохранения конкурентоспособности компании. Больше всего компания обеспокоена состоянием ее производственных мощностей. Прогноз будущего состояния дел мог бы очень помочь как при разработке плана развития производства, так и в отношениях с инвесторами. Задание: сформировать дерево решений (прогнозов) для поддержания конкурентоспособности компании.
Список литературы
1 Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. – М.: Финансы и статистика, 2000.
2 Афанасьев В.Н. Анализ временных рядов и прогнозирование: Учебник для вузов / В.Н. Афанасьев, М.М. Юзбашев. – М.: Финансы статистика, 2001.
3 Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учеб. пособие. – М.: Инфра-М, 2004.
4 Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учеб. пособие. – М.: Дашков и Ко, 2005.
5 Дуброва Т.А. Статистические методы прогнозирования. – М.: Юнити-Дана, 2003.
6 Морозова Т.Г. и др. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие для вузов./ Под ред. Т.Г. Морозовой. – М.: ЮНИТИ, 2003.
7 Орлов А.И. Эконометрика: Учеб. пособие для вузов. – М.: Экзамен, 2002. – 576с.
8 Парсаданов Г.А., Егоров В.В. Прогнозирование национальной экономики. – М.: Высшая школа, 2002.
9 Смирнова В.Г. Организация и ее деловая среда: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 2. – М.: ИНФРА-М, 2003.
10 Тихомиров Н.П., Дорохина Е.Ю. Эконометрика: Учебник. – М.: Экзамен, 2003. – 512с.
11 Ханк Д.Э., Уичерн Д.У., Райтс А.Дж. Бизнес-прогнозирование пер. с англ., 7-е изд.– М.: Изд. дом «Вильямс», 2003.
12 Ханк Д.Э., Уичерн Д.У., Райтс А.Дж. Бизнес-прогнозирование: С применением Excel и Minitab. – М.: Изд. дом «Вильямс», 2003.
Штинова Наталья Сергеевна