Кривая предложения конкурентной фирмы

ATCmin
AVCmin
ATC
AVC
Q
MC=S
С

Таким образом, совершенно конкурентная фирма не рассматривает производство про­дукции, если цена равна или меньше AVCmin. Когда фирма производит про­дукцию, она максимизирует прибыль (или минимизирует убытки), выбирая такой объем производства, при котором цена равна предельным издержкам. При этом кривая предложения фирмы совпадает с кривой МС, лежащей выше точки AVCmin (рис. 7.5).

Рис.7-5. Кривая краткосрочного предложения совершенно конкурентной фирмы

Точка Р0 = AVCmin называется границей ликвидации фирмы.

Точка Р0 = АТСmin называется границей безубыточности производства.

Рассмотрим метод определения оптимального объема производства на осно­ве общих величин: общих издержек и общего дохода (ТС и TR), приведен­ных на рис. 7.6.

Фирма максимизирует прибыль, выпуская объем Q1 ког­да общий доход превышает общие издержки на максимальную величину. Тангенс угла наклона прямой общего дохода равен цене, в точке А кривой ТС тангенс угла наклона касательной также равен цене:

Кривая предложения конкурентной фирмы - student2.ru
Кривая предложения конкурентной фирмы - student2.ru

Рис. 7.6. Определение оптимального объема производства на осно­ве общих издержек и общего дохода

Долгосрочный период.

В условиях долгосрочного периода фирма мо­жет изменить все свои ресурсы (все факторы становятся переменными), а отрасль может менять число своих фирм. Поскольку фирма может изме­нить все свои параметры, она стремится расширить производство, снижая средние издержки.

Q
S1
S
D
P

Рис. 7.7. Динамика объема предложения и цены при увеличении числа фирм в отрасли в долгосрочном периоде
При увеличении масштабов производства (положительный эффект масш­таба) фирмам удается снизить издержки производства на единицу продук­ции. Тогда в очередном краткосрочном периоде каждая фирма будет получать экономическую прибыль. Возможность получения при­были привлечет дополнительный капитал в отрасль, так как в долгосроч­ном периоде имеет место межотраслевая конкуренция. Увеличение количе­ства фирм в отрасли приведет к увеличению предложения товара (S→S1) и снижению цены (рис. 7.7).

Процесс входа в отрасль новых фирм будет продолжаться до тех пор, пока в данном краткосрочном периоде цена не упадет до АТС и все фирмы будут получать нулевую экономическую прибыль. Вход новых фирм в отрасль прекратится в точке К (рис. 7.8).

Рис.7.8. Эффект входа новых фирм в отрасль
K
SATCi
SATCi+1
LATC
MC
C
Q

Рис. 7.9. Равновесие в долгосрочном периоде
SATC
LATC
MC
C
Q
Р

Если фирмы в каком-то краткосрочном периоде несут убытки (не покры­вают своих суммарных издержек), то часть из них предпочтет более выгодное применение ресурсов и покинет отрасль, а другие перестанут заменять изно­шенное оборудование. В результате предложение товара снизится, а цена возрастет. Процесс выхода фирм из отрасли будет продолжаться до тех пор, пока в данном краткосрочном периоде цена не сравняется с АТС. Таким образом, условием равновесия в долгосрочном периоде будут ра­венство цены, предельных издержек и минимальных средних общих издержек в краткосрочном и долгосрочном периодах (Р = LATCmin = SAТСmin = МС, рис. 7.9).

Наши рекомендации