Специфика правовой охраны товарных знаков и фирменных наименований. 40. Разновидность лицензионных соглашений, специфика соглашений о «ноу-хау»

40. Разновидность лицензионных соглашений, специфика соглашений о «ноу-хау»

Для развития международных экономических связей характерно расширение обмена научно-техническими достижениями путем торговли лицензиями причем развитие международной торговли лицензиями, происходит сравнительно более быстрыми темпами, чем торговля обычными товарами.
Основными причинами появления торговли лицензиями являются наличие исключительных прав и потребность их реализовать, а также возрастание стоимости научных исследований. Практика многих стран, осуществивших огромный скачок в экономике, технике и технологии, показывает, что на определенном этапе экономического развития значительно целесообразнее производить закупку лицензии и “ноу-хау“. Известно, что средний срок разработки нового товара составляет порядка 60-70 месяцев. Лицензионная инъекция сберегает в среднем 52 месяца и значительные расходы на эксперименты и организацию серийного выпуска.

В настоящее время в качестве предмета лицензионных соглашений выступают:
запатентованные изобретения;
изобретения, не пользующиеся патентной охраной (в случаях, когда подана заявка, а патента еще нет).
“ноу-хау” – незапатентованные технические, коммерческие и организационные знания и опыт, известные ограниченному кругу лиц, обладание которыми дает определенное материальное преимущество;
промышленные образцы;
товарные знаки.

Лицензионные соглашения в зависимости от предмета соглашений подразделяются на:
а) соглашения, объекты которых пользуются правовой охраной (патентные лицензии);
б) соглашения, объекты которых не имеют правовой охраны (беспатентные лицензии).
Рассматривая вопрос о соотношении в лицензионных соглашениях между патентами и “ноу-хау”, следует отметить, что “ноу-хау” является специфическим объектом лицензирования. О важности «ноу-хау» можно судить по соотношению лицензий, продаваемых японскими фирмами. Лицензии на патенты составляют 20 %, передача патентов вместе с “ноу-хау” 30 %, а 50%- составляют соглашения, имеющие своим предметом исключительно “ноу-хау”.
В международной практике используют две группы лицензий : чистые и сопутствующие.
Чистые лицензии являются предметом лицензионных соглашений, основное содержание которых заключается в передаче прав на предмет изобретения или “ноу-хау”. Такая продажа может сопровождаться поставками образцов машин и оборудования.
Сопутствующие лицензии включаются в общие договоры о поставках продукции, чаще всего комплектного оборудования. В этих случаях отдельные лицензионные соглашения не подписываются и стоимость лицензий может не выделяться из общей цены контракта.
В зависимости от объема предоставленных прав лицензионные соглашения делятся на следующие виды:
договор о простой лицензии;
договор об исключительной лицензии;
договор о полной лицензии;
договор о сублицензии.

1. Договор о простой лицензии. Лицензиар, разрешая лицензиату использовать предмет соглашения, оставляет за собой право самостоятельно эксплуатировать предмет соглашения и право предоставлять аналогичные по содержанию лицензии третьим лицам.
2. Договор об исключительной лицензии. Лицензиар, разрешая лицензиату использовать в оговоренных пределах предмет соглашения, утрачивает на срок действия договора право выдавать аналогичные по содержанию лицензии третьим лицам и эксплуатировать его самому в установленных для лицензиата границах.
Таким образом, первые два вида договоров всегда ограничивают территорию и время действия лицензий.
3. Договор о полной лицензии. Лицензиар предоставляет право лицензиату единолично использовать предмет соглашения. Договор о полной лицензии означает продажу патента, в результате чего лицензиар полностью и бессрочно теряет все права на изобретение. Во внешнеторговых сделках этот вид договора практически не применяется.
4. Договор о сублицензии. Сублицензия – это лицензия, предоставляемая лицензиатом третьим лицам. По содержанию этот вид договора не отличается от простой лицензии

Наши рекомендации