Тема 10. Монополистическая конкуренция
Основные вопросы
1. Признаки монополистической конкуренции
2. Равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции
3. Роль рекламы в монопольно конкурентной отрасли
Методические указания
Модель монополистической конкуренции предполагает наличие на рынке товара большого числа производителей, выпускающих продукцию одного назначения, но обладающую разными потребительскими свойствами, свободный вход фирм в отрасль и выход из нее. Доля каждого производителя в общей сумме товара не превышает 1-10%. При установлении цен и объемов продаж фирмы не принимают во внимание реакцию конкурентов на принимаемые решения, поскольку эти решения оказывают слабое влияние на результаты хозяйствования конкурентов.
Монопольно конкурентная фирма обладает определенной монопольной властью – может изменять уровень цен своей продукции и объем ее продаж. Поэтому кривая спроса на ее продукцию имеет нисходящий вид. Критерием максимума прибыли для монопольно конкурентной прибыли является равенство предельных издержек предельному доходу.
В краткосрочном периоде монопольно конкурентная фирма может иметь экономическую прибыль и убытки. С помощью рекламы она может повысить спрос на продукцию и размер прибыли, хотя это и увеличивает издержки – за счет роста издержек обращения.
Долгосрочное равновесие в монопольно конкурентной отрасли достигается в том случае, когда у каждой фирмы отсутствует экономическая прибыль, при этом одновременно выполняются равенства: АС = Р и LМС = МR. Долгосрочное равновесие достигается при объеме выпуска, меньшем эффективного, т.е. уровень средних издержек выше минимального. Это означает наличие избытка производственной мощности. Кроме того, уровень издержек монопольно конкурентных фирм завышен и вследствие больших расходов на рекламу, которая, хотя и позволяет несколько снизить избыток мощности, но не обеспечивает получения в долгосрочном периоде прибыли, превышающей нормальную.
Тема 11. Олигополия
Основные вопросы
1. Понятие олигополии
2. Ценовые войны и реклама. Стратегия максимина
3. Сговор и картели
4. Модель ломаной линии спроса
5. Лидерство в ценах
6. Ценообразование, ограничивающее вход в отрасль
7. Модель дуополии О. Курно
Методические указания
Модель олигополии предполагает наличие на рынке товара небольшого (от двух до десяти) числа производителей, в сумме дающих около 100% объема предложения товара. Доля каждого из них в общем объеме продаж существенна, среди олигополистов есть такие, которые могут влиять на уровень цен и объем продаж в отрасли. При принятии решений каждый из них должен учитывать реакцию конкурентов. Вход в отрасль и выход из нее затруднены.
При принятии решений доминантной стратегией поведения олигополистов является стратегия максимина, состоящая в таком варианте действий, при котором минимально возможная прибыль принимает наибольшее значение. Выбор стратегии максимина служит логическим объяснением ценовых и рекламных войн между олигополистами.
При образовании картеля олигополисты действуют как одна монополия, максимизирующая суммарную прибыль. При этом цена, устанавливаемая картелем, выше предельных издержек входящих в картель фирм, вследствие чего они заинтересованы в производстве товара сверх картельных договоренностей.
Модель ломаной линии спроса предполагает, что при повышении цены на продукцию олигополиста спрос на нее становится высоко эластичным, а при ее понижении – неэластичным. Эта модель служит для объяснения поведения олигополистов в тех случаях, когда изменение уровня издержек производства у них не вызывает изменений в цене товара и объеме его продаж.
Лидерство в ценах означает, что олигополисты принимают как данную цену, устанавливаемую одним из участником олигополии, фирмой-лидером. Последняя при установлении цены рассчитывает чистый спрос на свою продукцию, т.е. спрос, остающийся после вычета предложения остальных фирм, и определяет уровень цен, исходя из равенства предельных издержек и предельного дохода.
Ценообразование, ограничивающее вход в отрасль, означает установление олигополистами цены товара на уровне минимальных средних издержек, благодаря чему у других фирм исчезает стимул для входа в отрасль. Такое ценообразование имеет место в состязательных отраслях, т.е. таких, где сторонние фирмы могут свободно войти в отрасль или выйти из нее, не неся существенных издержек.
Модель дуополии О. Курно предполагает, что в отрасли две фирмы производят весь объем товара и при принятии решения об уровне цены и объеме выпуска каждая фирма полагает, что конкурент будет производить столько же продукции, сколько он выпускал в предыдущем периоде. Считается также, что кривая спроса является прямой линией. В долгосрочном периоде в этой модели объем производства у каждого олигополиста стремится к 1/3 того объема, который был бы в отрасли при совершенной конкуренции, т.е. при равенстве предельных издержек и цены товара.