Основные направления и школы экономической теории
ТЕМА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ. РОЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Возникновение и развитие экономической теории.
Основные направления и школы экономической теории
Экономическая деятельность является основной и определяющей в жизни любого общества. Накопленные знания и опыт систематизировались и фиксировались в виде разного рода заповедей и правил экономического поведения.
В своем развитии экономическая наука прошла ряд этапов:
I этап | период древности (7−10 тыс. до н.э. − I в. н.э.) и Средневековье (конец 5 − 17 вв. н.э.) | |
Древний мирпредставлен странами Древнего Востока (Индия, Китай, Египет, Вавилон) и античными государствами (Древняя Греция и Древний Рим) Средневековье− странами Западной Европы и арабским Востоком | ||
В это время шла накопительная работа по формированию экономической науки. | ||
Особенности | • "встроенность" в политико−правовую (часть учения о государстве − Древний мир), философскую мысль (часть философии − в античных обществах), ярко выраженный богословский характер (часть богословия − Средневековье); • собирательный характер; • разработкой экономических проблем занимались ученые−универсалы; • отсутствие собственно экономических разработок и специальной терминологии; • идеализация и стремление сохранить натуральное хозяйство как соответствующее "естественному порядку" и осуждение всего, что этот порядок разрушает: торговля, ростовщичество | |
Сам термин "экономия" ввел КСЕНОФОНТ в своем произведении "Домострой" − правила ведения домашнего хозяйства. | ||
На фоне разложения феодального строя возникают первые проекты "справедливого" общества − без эксплуатации, любых форм неравенства − ранний вариант утопического социализма (16 − 17 вв.): Т.Мор − "Утопия" и Т.Кампанелла − " Город Солнца" | ||
С конца 17 в. начинается вытеснение натурального хозяйства рыночными (товарно−денежными) отношениями. Для Западной Европы период 15 − 17 вв. − это период разложения феодализма, ускоренный первоначальным накоплением капитала, и зарождения капиталистических производственных отношений. На первый план вышла проблема поиска источников богатства, решение которой связано с первой самостоятельной экономической концепцией меркантилизма. | |
Меркантилизм | учение эпохи первоначального накопления капитала, отражающее интересы торговой буржуазии |
Основные черты | • единственная форма богатства − деньги (золото и серебро) • источник богатства − внешняя торговля, которая увеличивает количество денег в стране; • накопление богатства обеспечивает государство с помощью политики активного протекционизма; • создателями концепции являлись практики: меркантилизм не связан ни с учением о государстве, ни с философией, ни с богословием |
В 1615 г. А. Монкретьенввел термин "политическая экономия" − управление государственным хозяйством. | |
II этап | конец 17 − начало 18 вв. − середина 19 в. |
период абсолютного господства классической школы политической экономии | |
Экономическая наука превратилась в самостоятельную систему знаний со своим специфическим предметом как наука о законах производства. | |
Основоположники | Англия − У.Петти Франция − П.Буагильбер |
Продолжатели | Англия − А.Смит, Д.Рикардо Франция − школа физиократов (Ф.Кенэ, А.Тюрго) |
Основные черты | • источник богатства − сфера материального производства; • трудовая теория стоимости как основа теории распределения доходов; • обоснование принципов "экономического либерализма" (невмешательства государства в экономику) и "невидимой руки" рынка (механизма саморегулирования для обеспечения равновесия экономической системы); • обоснование принципов свободной торговли, абсолютного и относительного преимуществ во внешней торговле |
30е гг. 19 в. | кризис классической буржуазной политической экономии | ||
Три направления: − буржуазное (последователи А.Смита и Д.Рикардо) − мелкобуржуазное (ранняя критика капитализма) − социалистическое (поздний утопический социализм) | |||
Завершает период господства классической школы марксизм (40е гг. 19 в.) как единственное учение о революционном переустройстве общества с позиций рабочего класса. | |||
III этап | вторая половина 19 в. − 30е гг. 20 в. | ||
"маржинальная революция" и установление господства неоклассической школы | |||
Основоположник | А.Маршáлл Принципы экономической науки, 1898 | ||
Особенность | анализ процесса принятия экономических решений на микроуровне (= создание теории микроэкономики) | ||
Связь с классической политэкономией | • ориентация на свободное предпринимательство и рыночный механизм; • ограничение государственного вмешательства в экономику | ||
Изменение названия | "экономикс" | ||
IV этап | 30е − 70е гг. 20 в.: "кейнсианская революция" | ||
в экономической теории выделяют микро− и макроэкономику | |||
Особенность | создание теорий регулируемой экономики | ||
Направления | • кейнсианство и его последователи выступают за активное вмешательство государства в экономику; • неолиберализм отстаивает пассивное вмешательство государства | ||
V этап | 70е гг. 20 в.: "монетаристская контрреволюция", "возрождение" неоклассической школы | ||
• неоконсерватизм (современная неоклассическая школа) высказывается за пассивное вмешательство государства в экономику: − обеспечение условий свободной конкуренции; − контроль над ценами; − антимонопольная политика • "неоклассический синтез" предлагает смешанный тип ГРЭ: одновременное и взаимоувязанное использование рыночных и государственных методов; • институционально−социологическое направление: государство обеспечивает нормальные условия функционирования рынка через систему институтов | |||