Территориальная дифференциация и экономическое районирование. Экономические зоны и экономические районы РФ.

Экономическое районирование – основа территориального управления народным хозяйством России.

Экономическое районирование – предпосылка территориального развития экономики и организации регионального управления экономикой. Это отражение и результат территориального разделения труда, оно носит исторический характер и не является застывшим процессом.

Современный экономический район – целостная, но незамкнутая территориальная часть народного хозяйства страны, имеющая свою производственную спецификацию, прочные внутренние экономические связи.

Основные принципы районирования: экономический, национальный, административный.

Современная сетка экономического районирования принята в 1961г. и уточнена в 1982г. Крупные экономические районы высшее звено районирования: это четко специализированные и относительно завершенные территориальные хозяйственные комплексы. Располагают значительной территорией и большой численностью населения, разнообразным природно-ресурсным потенциалом, четко выраженную специализацию – до 5-7 отраслей. Используются для общегосударственного управления экономикой в территориальном разрезе. Россия располагает 11 экономических районов и анклавом Калининградская область.

Районы; Северный, Северо-западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный и Калининградская область.

Все экономические районы отличаются природным, демографическим, финансовым, научно-техническим, производственным и, в целом, экономическим потенциалом, историей развития, уровнем и условиями жизни населения.

Среднее звено районирования – управление народным хозяйством на уровне краев, областей, республик.

Низшее звено – городские и сельские районы – первичные звенья экономического районирования.

Крупные экономические районы могут объединяться в макрорегионы или экономические зоны, отличающиеся общими природными условиями, чертами экономики, тенденциями развития. В России имеются 2 зоны:

Западная ( Европейская часть + Урал) и Восточная – ( Сибирь и Дальний Восток)

Также районы для выполнения целевых программ и сбалансированности производства и потребления объединяются внутри зон в укрупненные районы:

В Западной зоне – 3 укрупненных района – Север и Центр европейской части, Урало-Повольжье, Юг

В Восточной – 2 района: Сибирь и Дальний Восток.

В Европейских районах страны концентрируется 70%основных фондов промышленности и с/х, следовательно 70% промышленной продукции и 77 % - с/х

В Восточной зоне концентрируется основная часть минерально-сырьевых ресурсов страны.

Тема 7

Потенциал экономических районов таможенной территории РФ.

1. Северо-западный экономический район.

Состав района: Санкт-Петербург, Ленинградская, Новгородская и Псковская области; 200000 км2; 8 млн. человек.
Общие особенности региона: удобное транспортное положение (Москва, Европа, Восток); приморское положение; крупный научный центр (наукоемкость в 3 раза выше средне российской); большая роль ВПК (более 70 %).
Природные ресурсы: бокситы; лесные (45 %); торф; водные. Район беден природными ресурсами.
Население и трудовые ресурсы: очень высока плотность населения (41 чел. на 1 км2); повышенный показатель урбанизации (87 % жителей – городское население); сильный отрицательный прирост (10 % за 10 лет); высокий кадровый уровень.
Основные отрасли промышленности: Концентрируются в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. А) Машиностроение (26 % всей продукции района):
судостроение; электротехническое машиностроение (турбины); сельскохозяйственное машиностроение (тракторы).
Б) ВПК – оптика, системы наведения. В) Химический комплекс:
фармация (положительное развитие – 30-40 % прибыли); производство удобрений.
Г) Лесная отрасль – мебель, бумага). Д) Товары народного потребления. Е) Электроэнергетика (работает на привозном сырье, ЛАЭС). Ж) Транспорт:
ж/д (более 50 % всех перевозок страны); речной и морской транспорт; ввоз преобладает над вывозом (отрицательное сальдо);
З) Наличие рекреационного хозяйства – музеи, памятники и пр.
Основные проблемы: ввоз энергоресурсов; неудачная конверсия; недостаток металла; большая экономическая безработица; высокий криминальный фон.

2. Северный экономический район.
Состав района:Архангельская, Вологодская, Мурманская области, республики Коми и Карелия; 1500 тыс. км2; 6 млн. чел. (самый малочисленный экономический район).
Общие особенности региона:
наличие крупного морского хозяйства; лесная промышленность (42 % всей бумаги производится здесь); наличие огромных природных ресурсов (уголь, нефть, газ – Тимано-Печорская нефтегазовая провинция); экстремальные природно-климатические условия.
Природные ресурсы: нефть, газ угольные ресурсы (Печорский угольный бассейн); железные руды (Кольский п-ов, «Северсталь»); сырье для цветной металлургии:
бокситы (Средне-Тиманский рудник);
медно-никелевая руда (Кольский п-ов);
редкоземельные металлы;
алмазы (Архангельск);
лес (10 % от всех лесных ресурсов России) – низко технологическое производство;
водные ресурсы.
Население и трудовые ресурсы:самый малочисленный район, плотность населения 4 чел./км2; высокий уровень урбанизации (76 % городского населения); резкий отток кадров.
Основные отрасли промышленности:
Резкий спад, падение за последний год на 40 %, общее падение более 50 %. Причины: распад хозяйственных связей. Отрасли:
лесная – 21 %; черная металлургия – 20 %; электроэнергетика – 13 %; топливная промышленность – 10 %.
Лесная: одна из главных.
производство бумаги; мебельное производство (слабо конкурентное).
Металлургическая промышленность: Череповецкий металлургический комбинат (АО «Северсталь») – 2 место в РФ по удельному весу;
4.5 млн. т. стали ежегодно; 1/6 всего российского проката; объем прибыли 300 млн. $; конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынке.
Машиностроение:
судостроение для Арктики.
Химическая промышленность:
фосфатные удобрения из отходов металлургии.
Топливно-энергетический комплекс: Концентрируется в Ненецком автономном округе. А) угольная промышленность (Печорский угольный бассейн), 1/10 всего российского угля; глубокое залегание, дорогая добыча. Б) нефть (Тимано-Печорская провинция) – 3 место по добыче и объемам нефти в РФ. Идет рост добычи. В) электроэнергетика (ТЭЦ на своем угле, Кислогубская приливная электростанция).
АПК:
сельхозугодья занимают 2 % территории района; животноводство – 80 % (оленеводство); рыбная промышленность (треска, селедка), 1/5 часть всей российской рыбы.
Транспорт:
ж/д – 70 % грузооборота; вывоз угля, продукции машиностроения; ввоз продуктов пищевой промышленности, ТНП; газопровод «Сияние Севера»; Северный морской путь – лес, металлы, продукты питания.
Основные проблемы:
северный завоз, его ухудшение; кризис в угольной промышленности; слабая социально-культурная инфраструктура.

3. Центральный экономический район.
Состав района:Москва, Московская область области:
Брянская; Владимирская; Ивановская; Калужская; Костромская; Орловская; Смоленская; Тверская; Тульская; Ярославская.
500 т. км2; 30 млн. чел
Общие особенности региона:
столичное значение; на пересечении важнейших транспортных путей; мощная промышленность (1 место по ВВП); высокая степень освоенности; высококвалифицированные кадры, наукоемкое производство; большое количество учебных заведений.
Природные ресурсы:
строительные материалы (известняк); железная руда (Тула); имеется бурый уголь невысокого качества (Подмосковный буроугольный бассейн); торф.
Недостаток топливных ресурсов определяет ввоз нефти и газа.
Население и трудовые ресурсы:
плотность 62 ч./км2 (Москва – 333 ч./км2); очень урбанизирована (83 %); очень высококвалифицированные кадры; наличие существенной безработицы:
ВПК, легкая промышленность, гуманитарии, наукоемкие производства.
Основные отрасли промышленности:
Машиностроение (1 место в РФ):
полный производственный цикл всех подотраслей; сложное и точное машиностроение (радиотехника, электроника, станкостроение); автомобилестроение (АЗЛК, ЗИЛ); ж/д машиностроение (тепловозы – Коломна, пассажирские вагоны – Тверь, вагоны метро – Мытищи); авиапромышленность (Москва) – сложность сбыта; с/х машиностроение (трактора, комбайны – сложность сбыта); станко- и приборостроение.
Химическая промышленность:
удобрения (Воскресенск) – 10 % от российского производства; нефтеперерабатывающий завод (570 млн. $ - объем реализации); шинное производство.
Проблемы с энергией и водой. Легкая промышленность:
1/3 всей российской промышленности;
основные проблемы: сокращение сбыта; конкуренция импорта; сырьевая проблема.
Полиграфическая промышленность: самая крупная полиграфическая база.
Энергетика: крупнейшее производство электроэнергии (Мосэнерго на 1 месте в РФ); мало своих ресурсов, ввоз газа, электроуглей.
Остальные отрасли: наличие черной металлургии (Новотульский комбинат); АПК: зерновые (50 % площадей);
прокормить себя не может. Мощная кондитерская промышленность.
транспортная отрасль (1 место по РФ), 11 линий, огромная интенсивность, самые протяженные дороги в РФ; главный аэромост РФ: Внуково, Шереметьево, Быково, Домодедово; продукция бытового-культурного назначения: хрусталь, роспись, фарфор, лаковая миниатюра.
Основные проблемы: ввоз продуктов питания; ввоз энергоресурсов; кризис машиностроительного производства; политические проблемы.

4. Волго-Вятский экономический район.
Состав района: Нижегородская, Кировская области; республики:
Мордовия; Чувашия; Марий-Эл. 265 т. км2; 8,5 млн. чел.
Общие особенности региона:лежит в бассейнах рек Волги и Вятки, т.е. обладает дешевым речным транспортом. Хорошие условия для АПК; яркая специализация на машиностроение (50 % экономики района).
Природные ресурсы:фосфориты (50 % всех российских запасов); строительные материалы (гипс, цементный песок); водные ресурсы; лесные ресурсы (40 % - хвойные лесы).
Осуществляется ввоз газа, металлов, нефти.
Население и трудовые ресурсы:плотность выше среднероссийской в 4 раза (31 ч./км2); высокий уровень урбанизации (70 %); резкая убыль населения (смертность в 2 раза превышает рождаемость).
Основные отрасли промышленности: Машиностроение:
автомобильное (Н.Новгород, ГАЗ), объем прибыли 300 млн. $; судостроение («Красное Сормово», Н.Новгород) – пассажирские теплоходы. Малый спрос; электротехническое машиностроение:
лампы (Саранск). Работают на привозном металле. Химическая промышленность: шинное производство; лесохимия; полимеры, пластмассы.
Лесная промышленность:
Балахнинский ЦБК.
ТЭК: существенный энергодефицит, ввоз энергии; ввоз угля, газа, нефти.
АПК:
достаточно сильно развит; полностью обеспечивает внутренние потребности; главная отрасль – растениеводство, зерновые культуры; технические культуры: лен, конопля; переработка АПК – консервирование.
Сильный износ основных фондов, 2/3 из них еще довоенные. Транспортное хозяйство:
ж/д – 2/3 всех грузоперевозок; речной транспорт – 1 место по грузообороту; трубопроводы (Алметьевск – Н.Новгород (нефть)),
Отрицательное сальдо торгового баланса.
Основные проблемы:
дефицит топливно-энергетических ресурсов; недостаток металла для машиностроения; технологическая отсталость АПК.

5. Центрально-Черноземный экономический район.
Состав района:
Области: Белгородская; Воронежская; Курская; Липецкая; Тамбовская. 170 т. км2; 8 млн. чел.
Общие особенности региона: самая большая железно-рудная база страны (КМА); АПК хорошо развит – продуктовая база страны.
Природные ресурсы: железные руды (КМА) на триллионы тонн, длина аномалии – 600 км., очень богатые руды; медно-никелевые руды (3 место в РФ после Норильского никеля и Кольского п-ова); почвы (чернозем).
Население и трудовые ресурсы: 47 ч./км2; средний уровень урбанизации (61 %); естественная убыль населения.
Основные отрасли промышленности:Черная металлургия ( с 17 века) на базе КМА: крупнейшие ГОКи: Лебединский, Михайловский, Стойлинский. дешевое сырье.
Машиностроение: сложное и точное машиностроение; авиационная продукция и радиоэлектроника; металлоемкое производство (50 % в Воронежской области): горнорудные и сельхозмашины. Пищевая промышленность: сахар; мясо; плодоконсервирование;
Значительный износ основных фондов до 70 %. Электроэнергетика:
80 % энергии от АЭС (Курская, Ново-Воронежская); нехватка нефти, газа, угля, т.е. завоз.
АПК: снабжает Центральные и Северные районы, 30 % от объемов по РФ; свекла; подсолнечник; зерно;
Транспорт: выгодное положение на пересечении ж/д путей; мощный транспортный комплекс; большой грузопоток.
Вывоз: зерно, сахар, ж/руда; Ввоз: уголь, удобрения, нефтепродукты.
Основные проблемы:
спад в АПК; падение сбыта руды и металлов.

6. Северо-Кавказский экономический район.
Состав района:Ростовская область; Краснодарский край; Ставропольский край; Республики: Адыгея; Дагестан; Кабардино-Балкария; Карачаево-Черкессия; Северная Осетия; Ингушетия; Чечня; 18 млн. чел.
Общие особенности региона:между Каспийским, Черным и Азовским морями; наличие морского транспорта и курортных зон; наличие крупного АПК; нефтехимическая промышленность; национальная и политическая нестабильность.
Природные ресурсы: высоко плодородные почвы (50 % чернозема); газ (Дагестан); нефть глубокого залегания (Чечня); вольфрам (Карачаево-Черкессия); цинк (Северная Осетия); медь (Дагестан); мало леса (1/200 часть запасов РФ).
Население и трудовые ресурсы: самый многонациональный район; по численности на 3 месте в России; 64 % сельского населения; большая миграция (беженцы, вынужденные переселенцы).
Основные отрасли промышленности: АПК (1/6 часть объемов РФ):
Поставка зерна (Краснодар); 1/3 всех плодоовощных культур РФ; почти все виноградники; единственный поставщик субтропических продуктов.
Сельхозмашиностроение (Ростсельмаш); Курортные комплексы (Кавминводы); Угольная промышленность (восточное крыло Донбасса); Цветная металлургия (вольфрам, молибден – Тырныауз, цинк - Владикавказ). Транспорт: ж/д; автомобильный транспорт; трубопроводы (Грозный-Туапсе).
Основные проблемы: политическая, этническая нестабильность; высокая миграция населения, безработица; Северо-Кавказская железная дорога не справляется с грузопотоком (двухколейная); спад с/х производства; сокращение спроса на агропромышленную продукции (Ростсельмаш не может реализовать свои комбайны); большой разрыв в уровне развития территорий (отличие степных от горных).

7. Поволжский экономический район.
Состав района: Республики: Татарстан; Калмыкия; Области: Саратовская; Самарская; Волгоградская; Ульяновская; Пензенская. 530 т. км2; 17 млн. чел.
Общие особенности региона: Расположен вдоль обоих берегов Волги; Запасы нефти в Татарстане; Высоко развито автомобилестроение; АПК находится в благоприятных условиях, высоко развит (1 место в РФ по зерну).

Природные ресурсы:нефть (Ромашкинское, Альметьевское месторождения); газ (Астраханское месторождение); соль (Баскунчак).
Население и трудовые ресурсы: пестрота национального состава; квалифицированные рабочие кадры.
Основные отрасли промышленности:Машиностроение (автомобильное): КАМАЗ; ВАЗ; Елабужский автозавод; Ульяновский АЗ.
Судостроение. Нефтехимическая промышленность: Нижнекамский нефтеперерабатывающий комбинат (Татнефть); Электроэнергетика: ГЭС (донор Центрального и Уральского районов).
АПК (ведущее место в России): пшеница; подсолнечник; мясо; молоко; шерсть; рыбная промышленность (Астрахань).
Транспорт: ж/д (много магистралей); речной транспорт; газопроводы, нефтепроводы.
Вывоз: газ, нефть, нефтепродукты, автомобили, зерно. Ввоз: машины, лес, ТНП.
Разделен на зоны:
Приволжье (Ульяновск, Пенза); Средняя Волга (Татарстан); Нижнее Поволжье (Астрахань, Волгоград, Саратов, Калмыкия).
Основные проблемы:относительно благополучный район; спад в машиностроении, в ТЭК.

8. Уральский экономический район.
Состав района: Республики Башкортостан; Удмуртия; Области:
Свердловская; Челябинская; Оренбургская; Пермская; Курганская; 820 т. км2; 20 млн. чел. (2 место после Центрального района).
Общие особенности региона:ВПК; мощный промышленный потенциал (1/3 металлорежущих станков; 35 % чугуна; 1/5 бумаги); выгодное географическое положение в центральной части России, на пересечении путей на запад и восток; мощные природные ресурсы (ж/руда, Качканарский ГОК); старо промышленный район с устоявшимися связями, с большим износом основных фондов (70-75 %).
Природные ресурсы:нефть (Башкортостан, Оренбург, Пермь); газ (Оренбург); уголь (Южно-Уральский угольный бассейн, Копейск – истощенные запасы, среднего качества); ж/руда (2 место после КМА) – нет крупных и удобных к разработке месторождений; бокситы (СУБР – 80 % всего сырья, убыточная добыча); медные руды (Красноуральск, Кировград); никель (Реж, Уфалей); цинк (Челябинский электролитно-цинковый завод); золото, драгоценные минералы (упадок золотодобывающей промышленности); не рудные полезные ископаемые: асбест (90 % по РФ);
лес (40 % территории района)
Население и трудовые ресурсы:75 % городского населения; высокий уровень образования, подготовки кадров; рост скрытой безработицы.
Основные отрасли промышленности:ТЭК: недостаточная обеспеченность ресурсами; нефть, газ; электроэнергетика – Белоярская АЭС;
Черная металлургия: свое сырье, плюс ввозимое из Казахстана, Кольского п-ова, КМА; свое месторождение хромитов и ввозимые из Казахстана; нет коксующихся углей, целиком ввозятся; комбинаты: Магнитогорский, НТМК, Челябинский, Орско-Халиловский.
Цветная металлургия: Медная промышленность: полный цикл переработки (Ревда, Кировград, УЭМЗ, Кыштым, Карабаш); алюминиевая промышленность (Богословский АЗ, УАЗ – К-Уральский); титан – ВСМПО.
Машиностроение: весь спектр машиностроения, около 150 предприятий (буровое, горное, станкостроительное, производство турбин);
Химическая промышленность:
минеральные удобрения, калий, азот (Пермь); на отходах металлургии; производство шин; смолы, пластмассы.
Лесная промышленность: бумага; мебель.
АПК: зона рискованного земледелия; на юге района – 60 % зерна, картофель. Производство для собственных нужд.
Транспорт: ж/д; трубопроводы (из Западной Сибири в Европейскую часть) нефть и газ.
Основные проблемы:ввоз топливных и энергетических ресурсов; спад в машиностроении и ВПК; экологические проблемы; износ основных фондов.

9. Западно-Сибирский экономический регион.
Состав района:Республика Алтай; Области: Тюменская (Ханты-Мансийский, Ненецкий округа); Кемеровская: Новосибирская; Томская; Омская. 2,5 млн. км2; 15 млн. чел.
Общие особенности региона:Сильно развита топливно-энергетическая база (уголь Кузбасса, нефть Тюмени).
Природные ресурсы:наличие нефти, газа площадь (нефтяной провинции – 1,7 млн. км2); среднее Приобъе – Нижневартовск (1/20 всей нефти Сибири); Приполярный район – Уренгой; Заполярье – Ямбург; п-ов Ямал; район дает ¾ нефти и 9/10 газа от всей добычи по РФ. Уголь: Кузбасс (600 млрд. тонн – высококачественный, пласты мощные, близко к поверхности); Руды:
ж/руда (Западно-Сибирский железно-рудный бассейн) – Новокузнецкий и Западно-Сибирский комбинаты; марганец (Кемерово); ртуть; лес (12 % от всей РФ, 75 млн. га).
Население и трудовые ресурсы:15 млн. чел. 72 % городского населения; национальный состав: 9/10 русские; ханты, манси, др.
Основные отрасли промышленности:Нефтегазовый комплекс:
нефтедобыча (Сургут, Нижневартовск, Нефтеюганск); газ (Надым, Уренгой, Новоуренгой, Ямбург); нефтепроводы (Сургут-Курган-Самара; Нижневартовск-Красноярск); газопроводы (Игрим-Серов-Екатеринбург; Уренгой-Челябинск; Медвежье-Казань-Н.Новгород-Москва; Уренгой-Минск-Западная граница). Угольно-металлургический комплекс: Кузбасс – высококачественные коксующиеся угли; Кузнецкий и Западно-Сибирский металлургические комбинаты, полный цикл переработки.
Машиностроение: нефтегазовое и угольно-добывающее; энергетическое (турбины, котлы); Лес: на базе огромных запасов; вдоль ж/д магистрали; большое производство фанеры.
АПК: собственные потребности удовлетворяются частично картофелем, овощами, зерновыми; полный ввоз теплолюбивых растений.
Подрайоны: Кузнецко-Алтайский район (Кемерово, Новосибирск, Алтай); Западно-Сибирский район (Тюмень, Омск, Томск).
Основные проблемы:не адекватность специализации машиностроения нуждам региона; не достаточное обеспечение продовольствием, ТНП, низкий уровень АПК; есть проблемы во взаимоотношениях с автономными округами.

10. Восточно-Сибирский район.
Состав района:Республики Тува; Хакасия; Бурятия. Области: Иркутская; Читинская; Красноярский край. 4,1 млн. км2; 9 млн. чел.
Общие особенности региона:огромная территория (тундра, вечная мерзлота); много природных ресурсов, но слабо освоенных.
Природные ресурсы:Уголь: 3,7 трлн. т. (1/2 всей России); Канско-Ачинский бассейн (вдоль Транссиба) открытый способ; Минусинский бассейн (вверх по Енисею) шахты; Иркутское месторождение; Тунгусский бассейн (между Леной и Енисеем) – очень слабо освоен. Нефть: Иркутская область, Эвенкия – добыча не ведется; Энергетические ресурсы: мощные ГЭС (Енисей, Ангара и др.); Ж/руда: богатые магнетиты (по Ангаре);
Руды цветных металлов: свинцово-цинковые (Красноярский край); медные руды; никель (Норильска); бокситы; молибден и олово; золото. Лес (1 место в РФ): ½ объема заготовок леса по РФ, 50 % территории района, 93,6 % леса – хвойные; Водные ресурсы – озеро Байкал, Енисей, Ангара и пр.
Население и трудовые ресурсы:9 млн. чел.; плотность – 2 ч./км2; 72 % городского населения; высокий уровень безработицы; многонациональный состав.
Основные отрасли промышленности:Специализация – заготовка сырья, первичная обработка. ТЭК: уголь (Канско-Ачинский бассейн); Электроэнергетика: крупнейшая ГРЭС; крупнейшие ГЭС: Саяно-Шушенская, Красноярская, Братская, Усть-Илимская.
Характерно: большая часть энергии вывозится; основа для работы алюминиевых предприятий в этом районе. Горно-металлургический комплекс: медь и никель (Норильский никель – 1 место в мире по никелю, 2 место в РФ – по черновой меди); алюминий – самая большая алюминиевая база страны (Красноярский АЗ, Братский АЗ, Саянский АЗ, Шелеховский АЗ).
Особенности: дешевая электроэнергия, заводы-сверхгиганты, частично используется свое сырье. Ачинский глиноземный завод. Лесная промышленность: много сырья; низкая себестоимость (на 20 % ниже, чем по РФ); расположение вдоль Транссиба (близко к транспорту, но и много не освоенных территорий). Машиностроение: машиностроительные и ремонтные заводы; производство грузовых вагонов (Абакан); Химическая промышленность: на запасах леса - бумага (Братский ЦБК); синтетический каучук; производство шин; азотные удобрения.
АПК: большие площади под пашнями, низкие урожаи; пшеница, рожь, ячмень.
Транспорт: ж/д (Дальний Восток и Центральная Россия) – Транссиб; речной транспорт, выход к Севморпути по Енисею; автомобильный (слабо развит).
Вывоз: лес, руда. Ввоз: машины, продовольствие, ТНП
Основные проблемы:не достаточно развита инфраструктура социального, бытового обеспечения, дорожного хозяйства; отставание машиностроения и несоответствие внутренним потребностям региона; низкая технологичность лесной промышленности; завоз продовольствия; институциональные проблемы в алюминиевой отрасли (передел собственности); задолженности по оплате региону за электроэнергию (является энергетическим донором); толлинг.

11. Дальне-Восточный экономический район.
Состав района:Республика Саха (Якутия); Приморский край; Хабаровский край (с Еврейской АО); Области: Амурская; Камчатская (с Корякским АО); Магаданская (с Чукотским АО); Сахалинская 6,2 млн. км2; 7,5 млн. чел.
Общие особенности региона: удаленность района от центра; огромная слабо освоенная территория; отраслевая специализация цветной металлургии; добыча алмазов; рыбная промышленность.
Природные ресурсы:ж/руда – Саха; золото (Колыма, Амур – руда и россыпи); алмазы (Саха); уголь; нефть, газ – добываются не в полной мере, много ввозят.
Население и трудовые ресурсы:7,5 млн. чел. плотность 1,2 ч./км2 (в Саха – 0,2-0,8 ч./км2); разнообразный национальный состав с преимуществом русского населения.
Основные отрасли промышленности:Цветная металлургия (ведущая):
олово (Депутатское); свой ГОК; свинцово-цинковые руды (Приморье); вольфрам. Алмазодобыча («Алмазы России»); Рыбная промышленность (1 место в РФ); Лесная и деревообрабатывающая промышленность (Хабаровск, Приморье, Амурская область); Машиностроение: судоремонтные заводы, для собственных нужд; энергетическое.
АПК (преимущественно на юге): зерно, яровые пшеницы, озимая рожь, овес; пушное звероводство. Транспорт: ж/д (80 %) – БАМ, Транссиб; речной (р. Лена – связь между Северным ледовитым океаном и БАМ); автомобильный –неразвит; авиатранспорт – огромное значение из-за удаленности района от большой земли. Ввоз: отрицательное сальдо – ТНП, продукцию машиностроения, продовольствие, энергетические ресурсы; Вывоз: лес, цветные металлы.
Основные проблемы:неразвитость собственных запасов сырья; территориальная удаленность, разрыв хозяйственных связей; высокие транспортные тарифы энергодефицит; диверсификация развития территорий.

Тема 8

Наши рекомендации