Совершенствование результативности управленческого общения
Гарифулина Е.В., студентка гр. МУб-141, 2 курс
Научный руководитель: Никифорова О.А., к.б.н., доцент
ФБОУ ВО Кузбасский государственный технический университет
имени Т.Ф. Горбачева
Установлению и развитию отношений сотрудничества и партнёрства между коллегами по работе, созданию условия для обеспечения успеха какого-то дела содействует деловое общение. Одной из специфических форм делового общения, связанного с руководством людьми, является управленческое общение. А. П. Абрамов определяет управленческое общение как коммуникацию, связанную с осуществлением руководства людьми, целью которого является изменение их действия в определенном направлении, поддержка заданного направления и формирование нового направления [1].
Коммуникация, являясь связующим процессом взаимодействия, встроена во все виды управленческой деятельности. Известно, что деловое общение занимает 60-80% рабочего времени руководителей всех сфер жизнедеятельности (экономика, политика, производство и др.). Следовательно, эффективность управления в значительной степени определяется наличием у руководителя искусства управленческого общения.
Управленческое общение, как специфическое управленческое действие, обеспечивает продуктивность управленческих действий путем реализации следующих функций:
1. Распорядительная (передача информации посредством распоряжений, указаний, рекомендаций, советов).
2. Контрольная (регулирование деятельности подчиненных при выполнении организационных задач через обратную связь с ними).
3. Аксиологическая (оценка качества выполнения подчиненными производственной задачи).
Наибольшее значение и распространение для эффективного управленческого общения на предприятиях и организациях имеет выдача распорядительной информации. Именно распорядительная функция управленческого общения направлена на изменение деятельности и поведения сотрудников, и определяет качество исполнительской деятельности.
Существует три основных формы подачи распорядительной информации: директивная (приказы, распоряжения, требования и т.п.), демократическая (советы, рекомендации, просьбы) и либеральная (уговоры). Понятно, что формы подачи распорядительной информации репродуцируются и воспроизводятся в зависимости от управленческой ситуации. Но наибольшее влияние на повышение эффективности управленческого общения и, соответственно, исполнительной деятельности оказывает демократическая форма, характеризующаяся сотрудничеством при решении организационных задач, взаимной доброжелательностью. За некоторым исключением (новый или непрофессиональный коллектив, экстремальная производственная ситуация, индивидуально-психологических качеств людей), данная форма распорядительной информации обеспечивает активность позиции и нравственных установок подчиненных, повышает желание выполнить задание.
Успешность управленческого общения можно повысить посредством реализации ряда мероприятий, начиная с разработки программы внутренней коммуникации, включающей общую оценку управленческой среды, организационной структуры и типы уже имеющихся в организации коммуникаций.
Внутренний мониторинг нынешнего состояния коммуникативных взаимодействий в коллективе и степень удовлетворенности ими сотрудников организации позволит установить наиболее целесообразные и результативные формы и виды точечных коммуникаций. Протестировать эффективность коммуникаций можно при помощи опроса случайной выборки работников. Выявлению проблем в управленческом общении способствует сбор информации с использованием метода фокус-группы.
Данное фокусированное групповое интервью позволит определить некоторые сложности, напряженность в коллективе и рекомендовать новые виды коммуникаций.
Важно определить четкие критерии распространения информации среди сотрудников, ее своевременность и регулярность, что будет способствовать повышению удовлетворенности персонала и эффективности труда.
Спектр управленческих способов коммуникации достаточно широк и может включать рассылку информации и документов почтой, в том числе электронной, использование видео или кабельного телевидения и др. Подчас номенклатурная разница и организационная удаленность руководителей от подчиненных влияет на уровень авторитетности управленцев. Поэтому наиболее перспективным способом трансляции и передачи организационной информации является личная встреча с подчиненными.
Важной задачей управленческого общения является формирование в сознании подчиненных положительного имиджа организации, воспитание чувства гордости за свой труд. Поощрение результатов труда, признание и слова похвалы дают возможность подчиненным почувствовать собственную значимость, полезность их профессиональной деятельности. С этой целью и для передачи персоналу сообщений и организационной информации могут быть использованы следующие виды коммуникаций:
доска объявлений, портал и сайт организации в Интернете, листок новостей; система отчетов, собрания трудового коллектива. Достаточно распространенным видом информационного обмена являются общие собрания и ящик предложений. Эффективность использования последнего очевидна только при наличии обратной связи с руководством.
Продуктивность управленческого общения на собраниях трудовых коллективов значительно повышается, если до начала мероприятия (придя заранее) руководитель пообщается с коллективом в неформальной обстановке по социальным вопросам, оценит эмоциональный настрой коллектива, поинтересуется некоторыми проблемами личного характера. Это формирует оптимальное психологическое взаимодействие в коллективе, сплачивает его. Процедура ведения собрания должна предусматривать диалогический режим работы, что можно осуществлять, в том числе, и через подачу вопросов и предложений в президиум в напечатанном виде.
Демонстрация доверия и привлечение сотрудников к разрешению проблемных производственных ситуаций также служит повышению доверия к руководству.
Безусловно, продуктивность управленческого общения, как элемента управленческой деятельности, направлена на выполнение миссии организации, на достижение целей менеджмента [2].
Понимание специфики управленческого общения указывает на необходимость систематического его совершенствования и корректировки, с учетом различных социальных, экономических, политических и психологических условий и ситуаций.
Список использованных источников:
1. Абрамов, А.П. Социология управления: учебное пособие для студентов вузов / А.П. Абрамов, Е.И. Боев, Е.Г. Каменский. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 385 с. : ил. - Библиогр.: с. 364-369. - ISBN 978-5-4458-6757-9 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=235088
2. Деловое общение: учебное пособие / авт.-сост. И.Н. Кузнецов.- М.: Дашков и К, 2013.- 528 с.
3. Заруба Н.А. Подготовка специалиста в сфере государственного и муниципального управления в вузе: адаптивный подход // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств, 2015. № 33-1. - С. 172-179.
4. Заруба Н.А. Роль системы непрерывного образования в адаптации специалистов: современные проблемы и пути их решения. В сборнике: Инновации в государственном и муниципальном управлении: опыт решения социальных и экономических проблем. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). Редакционная коллегия: П.Ф. Тарасенко, Л.Г. Смышляева, Н.Д. Шимширт, И.Е. Максимова, Л.Б. Заверткина; Министерство образования о науки Российской Федерации; ФГА ОУВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет»; Администрация Томской области. 2014. С. 32-37.
5. Заруба, Н.А. Управление формированием компетентности педагога в сфере образовательных инноваций как отражение тенденций развития российского общества. /Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 18. С. 159-165.
УДК35.088