Ю2Основные параметры бюджетной системы Российской Федерации
Показатель | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год |
Доходы, всего | 13 552,5 | 14 994,1 | 17 392,8 | 18 756,9 | 20 271,6 |
%% к ВВП | 34,7 | 33,4 | 35,0 | 34,0 | 32,8 |
Федеральный бюджет | 7 337,8 | 7 783,8 | 8 617,8 | 9 131,7 | 9 983,9 |
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ | 3 789,2 | 5 251,1 | 5 884,7 | 6 440,3 | 7 049,3 |
- в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов | 1 656,4 | 2 409,3 | 3 416,1 | 3 740,2 | 4 114,2 |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ | 5 923,6 | 5 832,0 | 6 157,7 | 6 428,6 | 6 963,0 |
- в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов | 4 437,5 | 4 665,1 | 4 965,2 | 5 438,9 | 6 024,5 |
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования | 479,1 | 502,8 | 789,7 | 850,2 | 915,4 |
- в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов | 120,8 | 135,9 | 393,7 | 446,1 | 149,0 |
Расходы, всего | 16 330,6 | 17 575,7 | 19 217,9 | 20 441,2 | 21 762,3 |
%% к ВВП | 41,8 | 39,1 | 38,7 | 37,0 | 35,2 |
Федеральный бюджет | 9 660,1 | 10 212,4 | 10 385,1 | 10 844,6 | 11 749,1 |
- в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов | 6 386,7 | 6 290,3 | 6 759,8 | 7 198,2 | 7 913,0 |
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ | 3 587,2 | 5 000,7 | 5 579,8 | 6 090,5 | 6 652,5 |
- в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов | 3 478,6 | 4 897,5 | 5 476,1 | 5 985,8 | 6 281,5 |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ | 6 252,9 | 6 166,3 | 6 502,6 | 6 725,4 | 7 070,8 |
- в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов | 5 986,2 | 5 885,1 | 6 192,3 | 6 407,0 | 6 652,4 |
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования | 479,1 | 502,8 | 789,7 | 850,2 | 915,4 |
Дефицит (-)/профицит (+), всего | -2 778,1 | -2 581,6 | -1 825,1 | -1 684,3 | -1 490,7 |
%% к ВВП | -7,1 | -5,7 | -3,7 | -3,0 | -2,4 |
На этой таблице мы видим рост доли доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ в общем объеме доходов бюджетной системы РФ с 16,1% в 2010 году до 20,3% в 2013 году.
Также доля расходов государственных внебюджетных фондов РФ в общем объеме расходов бюджетной системы возрастет с 28,5 % в 2010 году до 30,6% в 2013 году.
Доходы государства.
В государственном бюджете страны (с любым государственным устройством) существует структура доходов и расходов государства. Классификация доходов основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.
Доходы бюджетов, как установлено в Бюджетном кодексе РФ, – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Динамика доходов и расходов государственного бюджета, % ВВП
Среди доходов бюджетов приоритетное место занимают налоги.
Налоги возникли в глубокой древности вместе с товарным производством и государством, которое нуждалось в средствах для выполнения своих функций. В далеком прошлом налоги взимались в натуральной форме, в наши дни - в денежной форме. Источником налога является Валовый Внутренний Продукт(ВВП) т.е добавленная стоимость всего объема товаров и услуг во всех сферах экономики страны в течении определенного периода(обычно этот период равен году).
К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ
1) федеральные,
2) региональные
3) местные
налоги и сборы, а также пени и штрафы.
К неналоговым доходам относятся:
− доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
− доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
− средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещении вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованием, и иные суммы принудительного изъятия;
− доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов.[5]
В условиях рыночной экономики, налогам присущи четыре функции:
1) Фискальная
2) Регулирующая
3) Социальная
4) Контрольная
Фискальная функция обеспечивает государство финансовыми ресурсами, необходимыми для удовлетворения общественных потребностей. С ее помощью образуется централизованный фонд государства, за счет которого создается значительная часть доходов бюджета.
Регулирующая функция налогов означает, что налоги, являясь активным процессом перераспределительного процесса, воздействуют на социально-экономические отношения в стране.
Социальная функция, поддерживает общественное равновесие путем сглаживания неравенства в доходах, прибылях, приводящее к отрицательным последствиям.
Контрольная функция налогов создает условия для оценки пропорций в общественном производстве страны: между спросом и предложением, между доходами отдельных социальных групп, между темпами экономического развития регионов, между трудом и капиталом, а также крупным, средним и малым бизнесом.
Основной целью государства, должна быть идея создания налогового права и финансового аппарата, которые смогут жестко и четко контролировать хозяйственную жизнь страны, используя все выше перечисленные функции налогов.[6]
Расходы государства.
Управление расходами - одна из важнейших проблем в каждом государстве независимо от уровня развития экономики. Как правило, это было связано с тем, что средства, выделенные из государственной казны для финансирования отдельных отраслей экономики или социальной жизни страны, оказывались недостаточными.
Управление расходами строилось адекватно растущим задачам государства и его бюджета. Безусловно, в современных условиях процесс управления расходами осложняется ограниченностью ресурсов.
Расходы государства, будучи компонентом общей финансовой категории – бюджета,- представляют собой затраты, возникающие с выполнением государством своих функций.[7]
Вообще сущность расходов выражается в обеспечении стабильности общества, и основными направлениями расходов являются: правоохранительные органы, государственный аппарат, социальные цели.
В теории и практике финансов подразделяют расходына текущие и капитальные бюджетные расходы. Текущие расходы связанны с предоставление бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и удовлетворение потребностей. Эти затраты включают затраты на государственное потребление, текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу.[8]
Как правило, эти расходы соответствуют затратам отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов.
Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов. Они включают в себя капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям местным органам власти. Данная группа расходов отражается в бюджете капитальных расходов и доходов государства.
В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 годах определены следующие основные приоритеты расходов бюджета:
- безусловное исполнение законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций в сфере социальной защиты населения, включая пенсионное обеспечение военнослужащих;
- обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации для дальнейшего развития пенсионной системы;
- индексация в 2011 году денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания (заработной платы) судей и прокурорских работников; - обеспечение обязательств, в сфере образования здравоохранения и социального обслуживания населения с повышением адресности предоставления социальной помощи; - обеспечение закупки новых видов вооружения, совершенствования боевой подготовки, реализации социальных гарантий для военнослужащих, обеспечения постоянным и служебным жильем военных; - обеспечение содержания и развития транспортной инфраструктуры, в том числе автомобильных дорог; - постепенное сокращение антикризисных мер поддержки экономики, концентрация ресурсов на мероприятиях, направленных на модернизацию и технологическое развитие экономики, повышение ее энергетической эффективности, в том числе инновационных проектах и важнейших научных разработках ;
- подготовка особо значимых международных мероприятий (проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани, саммита АТЭС в г. Владивосток в 2012 году).
Средства из бюджета развития используются на конкурсной, возвратной, срочной и на платной основе для реализации инвестиционных проектов, обеспечивающих структурную перестройку экономики.[9]