Их распределение в современном мировом хозяйстве

Структурно этот вопрос выглядит так:

1) абсолютные и сопоставимые размеры участия отдельных стран и регионов в общей (совокупной) сумме прямых иностранных инвестиций;

2) динамика ежегодных изменений;

3) причины изменений и тенденции.

По первому пункту следует указать, что практически все страны являются как экспортерами, так и импортерами прямых инвестиций, или иначе (поскольку такие инвестиции идут преимущественно через каналы ТНК), странами базирования (там, где находится головное подразделение международной корпорации инвестора) и принимающими странами (так, международные инвесторы имеют свои дочерние компании, филиалы, отделения, действующие на базе прямых инвестиций). Поэтому в табл. 12.2 место каждой группы стран и мира в целом характеризуется на основе данных «Мирового инвестиционного доклада» за 2006 г. двумя показателями: как импортера и как экспортера. В табл. 12.3 показано движение прямых инвестиций по отдельным странам и регионам к 2006 г. [14].

Таблица 12.2

Географическое распределение общей суммы прямых иностранных инвестиций в 2005 г. по регионам мира (согласно WIR-06),млрд. долл.

Наименование Привлечено Вложено
  из-за рубежа за рубежом
Весь мир 10 130 10 672
Промышленно развитые страны 7 117 9 272
Европа 4 731 6 244
Страны ЕС 4 499 5 475
Северная Америка 1 983
Другие развитые страны
Развивающиеся страны 2 757 1 274
Африка
Латинская Америка и Карибские    
страны
Азия и Океания
Юго-Восточная Европа и СНГ

1 Промышленно развитые страны: члены ОЭСР (кроме Мексики, Республики Корея, Турции), новые члены ЕС, не являющиеся членами ОЭСР (Кипр, Эстония, Латвия, Литва, Мальта, Словения), а также Израиль, Андорра, Лихтенштейн, Монако и Сан-Марино.

На первый взгляд географическое распределение инвестиций строго следует первичному порядку, оставшемуся от прежних времен.

Однако при этом потребуется учитывать ряд обстоятельств. Одно из них находится в русле перемен, происходящих в мире под воздействием экономического прогресса. В 2004 г. существенно вырос приток прямых инвестиций в развивающиеся страны. Это обстоятельство объясняется рядом факторов. Обострение конкуренции во многих отраслях заставляет компании искать новые пути повышения своей конкурентоспособности. Быстрорастущие страны с формирующимися рынками открывают перспективы для наращивания объема продаж, а также для рационализации производства, с тем чтобы использовать эффект экономики масштаба и снижать издержки производства. Высокие цены на многие сырьевые товары послужили дополнительным стимулом для размещения прямых иностранных инвестиций в тех странах, которые богаты такими природными ресурсами, как нефть и некоторые полезные ископаемые. При этом продолжается рост внимания к научно-техническим знаниям и прогрессивным технологиям, что не только стимулирует рост прямых иностранных инвестиций в соответствующих странах (включая развивающиеся), но и создает благоприятные условия для их роста не будущее.

Помимо указанного объективного обстоятельства имеются еще две причины, впервые отмеченные в мировом инвестиционном обзоре за 2005 г.

1. Статистический отдел ООН внес изменения в группировку стран:

• в группу ЕС включены 10 новых членов объединения, принятых туда 1 мая 2004 г., а это все хозяйственно динамичные страны;

• образована группа стран Юго-Восточной Европы и СНГ путем упомянутого выше перевода восьми стран в группу ЕС из прежней группы Центральной и Восточной Европы и включения в новую группу ЮВЕ и СНГ бывших советских республик Средней Азии с исключением их соответственно из группы развивающихся стран. Естественно, эти перемены носят отнюдь не технический характер.

2. ЮНКТАД обратил внимание на разночтения в оценках инвестиций, в особенности из-за различного отношения к использованным в учете валютным курсам (в первую очередь доллара). Разумеется, это тоже немаловажный фактор при характеристике динамики распределения прямых инвестиций, и хотя на данном этапе этот вопрос в учебнике не рассматривается, бесспорен факт использования различных средств (включая использование противоречивых валютных факторов) для ускорения интернационализации НИОКР. Уходит в прошлое время, когда ТНК занимались научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами исключительно в странах базирования. Возрастает заинтересованность принимающих иностранные прямые инвестиции стран с помощью своих государств, опираясь на критерии национального интереса и национальной безопасности, укреплять свой технологический и инновационный потенциал.

Поэтому неудивительно, если рассмотреть распределение инвестиций по страновому признаку, то налицо существенно новая картина. В числе крупнейших участников инвестиционного процесса (как это видно из табл. 12.3) вполне законное место занимают и некоторые развивающиеся страны. Очередной в колонке стоит Россия.

Таблица 12.3

Крупнейшие принимающие (2-я колонка) и экспортирующие (3-я колонка) прямые иностранные инвестиции страны в 2005 г.

(WIR-05, > 100 млрд долл.)

Страна Ввезенные ПИИ, Вывезенные ПИИ,
  млрд. долл. млрд. долл.
США
Великобритания
Франция
Гонконг (адм. район КНР)
Германия
Кипр
Нидерланды
Испания
Канада
КНР
Италия
Ирландия
Австралия
Мексика
Бразилия
Сингапур
Швеция
Швейцария
Российская Федерация
Бермудские о-ва
Япония
Дания
Польша

Такова общая картина дифференциации в сфере международных прямых инвестиций, привлеченных из-за рубежа или помещенных за рубежом. А ведь за такой картиной скрывается и глубочайшее неравенство в том международном разделении труда, который устанавливается с вступлением мирового хозяйства в стадию глобализации.

В более общем плане в настоящее время есть основания говорить о кризисе трехполюсной глобальной структуры прямых иностранных инвестиций: США, Европейский Союз, Япония. На «триаду» приходится приблизительно 4/5 общего объема вывоза и ввоза инвестиций — существенно больше их удельного веса во внешней торговле. США стали самым крупным импортером капитала. Возрос уровень интеграции в ЕС на основе внутрирегиональных прямых инвестиций, а весь регион стал выступать в качестве крупнейшего экспортера капитала. Отмечаются высокие темпы роста вывоза инвестиций Японией, которая может серьезно усилить свои позиции в мире по размерам «внешней экономики». Внутри самой «триады» идет интенсивное переплетение капитала, взаимная торговля растет быстрее, чем мировая торговля в целом. Здесь формируется новый, еще более высокий этаж со своим международным разделением труда и своими механизмами регулирования на национальном, региональном и надрегиональном уровнях, определяющими мирохозяйственные стандарты.

Благодаря достижениям в области средств связи и информации производственные отрасли промышленности станут ведущими иностранными инвесторами; при этом зарубежные капиталовложения компаний, специализирующихся на недвижимости и финансовом обслуживании, сократятся по сравнению с показателями последнего десятилетия. Приоритетным для многих промышленных компаний обещает стать создание за рубежом не производственных центров, а сетей распространения продукции. Кроме того, многие ведущие фирмы заинтересованы в организации за рубежом научно-исследовательских и опытно-конструкторских бюро.

Несмотря на известное положение теории о том, что процесс зарубежного инвестирования ведет к замещению торговли, на практике инвестиционная деятельность связана с созданием новых торговых возможностей и ростом спроса, и эта тенденция превалирует. Торговля ведет к росту инвестиций, что в свою очередь стимулирует торговлю. Вопрос в том, как управлять этим процессом, тем более что неизбежны структурные перемены, особенно на основе международных производственно-сбытовых сетей.

Основные участники международного движения капитала относятся не к числу стран, наиболее различающихся только льготным инвестиционным режимом, а к странам, в которых наиболее активно развиваются рыночные процессы. Эти причины могут быть перечислены в таком порядке: давление конкуренции, новые технологии, приватизация, поддержка правительств. Кроме того, называются следующие региональные группировки, наиболее активно содействующие притоку инвестиций: ЕС, НАФТА, АСЕАН, АТЭС, МЕРКОСУР, ибо они способствуют глобализации бизнеса, выработке и практическому применению на всех уровнях сопоставимых инвестиционных режимов.

Следует напомнить, что страны предостерегаются от соблазна делать ставку на «сманивание» капитала разного рода разовыми льготами вместо предоставления стабильного и взаимовыгодного инвестиционного режима и реальных гарантий [2]. В данном направлении выдержаны существующие международные соглашения, а также те, по которым ведется работа в настоящее время, в частности в ОЭСР и ВТО.

Мировое хозяйство движется в сторону создания многостороннего механизма, определяющего «правила игры» в отношении прямых иностранных инвестиций. В этой связи отмечается ряд обстоятельств:

• наблюдается рост изменений в законодательстве, ведущих к либерализации инвестиционного режима, обычно более 4/5 изменений ведут к облегчению инвестиционного режима;

• резко возросло число двусторонних соглашений (на конец 2003 г. гарантийных соглашений заключено 2256, по исключению двойного налогообложения — 2316), причем совершенствуется система решения споров;

• повысилась роль региональных соглашений, предусматривающих конкретные вопросы (в том числе режим, гарантии, урегулирование инвестиционных споров, борьба с незаконными платежами и другими формами коррупции, предотвращение ограничительной деловой практики, установление порядка раскрытия информации, контроль в отношении использования фирмами трансфертных цен, обеспечение защиты окружающей среды, решение коренных социальных проблем, включая крайне болезненную проблему занятости, гарантирование цивилизованных стандартов в трудовых отношениях);

• определился единый многосторонний подход, особенно в отношении услуг, прав интеллектуальной собственности, страхования, урегулирования споров, проблем занятости и трудовых отношений, и в этой связи можно вновь отметить ГАТС, ТРИПС, ТРИМС, ВТО, которые осуществляют меры многостороннего воздействия в данной сфере.

Обозначим круг вопросов, на которые иностранный инвестор желал бы получить четкий и определенный ответ в соответствующих законодательных актах, постановлениях исполнительной власти, а также в нормах административной и деловой практики. Это статус регулирующих документов и возможный порядок их корректировки, определение ключевых понятий (инвестор, инвестиции), меры, влияющие на вход прямых инвестиций в страну и их оперативную деятельность в данной стране (включая режим, стимулы, отчетность, урегулирование споров и пр.). Формирование перечня таких вопросов исключает возможность умолчаний или подмены реальных норм политическими декларациями. Важно также четко представлять, при каких обстоятельствах возможны ограничительные, запретительные или карательные меры, а также какова процедура облегчения режима.

Анализ существующих планов крупнейших инвесторов позволяет нарисовать следующую общую картину. Все планируют активные зарубежные операции. Мировой инвестиционный обзор за 2005 г. привел следующие оценки экспертов и ТНК относительно привлекательности соответствующих стран для размещения там прямых инвестиций в 2005—2006 гг.:

Оценка экспертов

1. Китай

2. США

3. Индия

4. Бразилия

5. Россия

6. Великобритания

7. Германия

8. Польша

9. Сингапур 10. Украина

Оценка ТНК

1. Китай

2. Индия

3. США

4. Россия

5. Бразилия

6. Мексика

7. Германия

8. Великобритания

9. Таиланд 10. Канада

Приведенные выше прогнозные оценки в отношении привлекательности соответствующих стран для размещения там прямых иностранных инвестиций (как видно из данных табл. 12.3) в основном оправдываются, хотя некоторые из поименованных стран еще не подтвердили прогнозы полностью; впрочем, ежегодный приток зарубежных прямых инвестиций достиг и в этих государствах существенных размеров, причем имеет тенденцию к росту.

Наши рекомендации