Тема № 20. Международные экономические отношения.
Движение к рыночной экономике проявляется не только в развитии товарно-денежных отношений внутри страны, но и в возрастающем приобщении к мировой хозяйственной системе.
Давно закончилась эпоха натуральных хозяйств. Экономику стало трудно оградить границами страны, наоборот, границы становятся все более экономически прозрачными. Впрочем, изолировать себя практически редко кто и пытается, во всяком случае в экономическом смысле. Торговля между странами, экономическое сотрудничество, расширение мирохозяйственных связей, международное разделение труда дают ощутимые взаимные выгоды. В результате экономического взаимодействия и интеграции складывается мировая экономика. Неизбежно протекают процессы глобализации.
Сегодня ни одна из стран не может эффективно продвигаться по пути экономического прогресса в стороне от мирохозяйственных процессов. Состояние национальной экономики все в большей степени определяется не только внутренним потенциалом, но также масштабами и степенью участия в международном разделении труда, общемировым характером научно-технического и технологического прогресса, общим состоянием ресурсов планеты.
Мировое сообщество говорит на 2796 языках, в нем имеет хождение более 300 наименований национальных денег, но вместе с тем противоречивый и пестрый мир сегодня как никогда взаимосвязан и взаимозависим. Эти глобальная целостность и взаимозависимость основаны на необходимости общего использования ряда экономических ресурсов, на заинтересованности в решении глобальных проблем, на международных экономических взаимоотношениях. Именно мирохозяйственные связи являются основой растущей взаимозависимости стран.
До недавнего времени в отечественной традиции существовало разделение всех стран мира на три группы: социалистические, капиталистические, развивающиеся (страны третьего мира). Естественно, что подобный, во многом идеологизированный подход исчерпал себя. Более целесообразно классифицировать мировое сообщество по признаку специфики хозяйственных систем. С определенной степенью условности выделяют страны с развитой рыночной экономикой; страны с развивающейся рыночной экономикой (к ним относится и Россия); страны с нерыночной экономикой. По степени развитости рыночных механизмов говорят о низко-, средне- и высокоразвитых странах.
В современных условиях экономика каждой страны поневоле попадает в возрастающую зависимость от внешнеэкономических отношений. Это проявляется в многообразии связей, складывающихся между странами. Сейчас отдельное государство практически не может существовать обособленно от других стран, не вступая с ними в разнообразные взаимосвязи. Экономические отношения между странами уже не ограничиваются внешней торговлей, товарообменом. Они включают движение капитала между странами, валютные отношения, миграцию рабочей силы, научно-технический обмен.
Международные экономические отношения представляют собой обширный комплекс торговых, производственных, научно-технических, финансовых связей между государствами, приводящих к обмену экономическими ресурсами, совместной экономической деятельности.
Существование суверенных государств обусловливает различие между национальными рынками отдельных стран и мировым рынком, которому присущ ряд особенностей. На мировой рынок значительное влияние оказывает внешнеэкономическая политика государств. В ней проявляются не только общие, но и самостоятельные национальные интересы. Существуют различия в степени свободы перемещения товаров и факторов производства внутри страны и между странами. При ведении международной торговли используются разные валюты. Для мирового рынка характерно существование особой системы цен – мировых цены на товары.
С углублением международного разделения труда, ростом интернационализации хозяйственной жизни, усилением экономической зависимости государств постепенно формируется мировое хозяйство.
Всемирное (мировое) хозяйство представляет собой совокупность национальных хозяйств вне зависимости от их уровня развития и социально-экономической принадлежности, связанных системой международных экономических отношений.
Мирохозяйственные связи берут свое начало в международной торговле, исторически это первая форма международных экономических отношений. Она прошла путь от единичных внешнеторговых сделок до крупномасштабного торгово-экономического сотрудничества, когда поставки осуществляются международными корпорациями в рамках производственной кооперации.
Мировой рынок представляет собой совокупность национальных рынков, взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом через различные формы экономических отношений. Мировой рынок на основе конкуренции между его участниками определяет в конечном счете структуру и объем производства и экспорта, степень развития международного разделения труда.
Международное разделение труда – это сосредоточение производства определенных продуктов в экономике отдельных стран с целью последующей выгодной продажи на мировом рынке и удовлетворения тем самым потребностей других стран, в которых существует спрос на этот продукт.
Предпосылки и условия международного разделения труда возникли благодаря промышленному прогрессу. Спрос на отдельные виды товаров в странах, которые не могли добывать и производить их в достаточном количестве, стимулировал развитие внешней торговли этими товарами. Торговля и получаемые от нее выгоды подталкивали страны к расширению производства таких товаров, в результате чего труд в этих странах сосредоточивался на производстве определенных видов экономического продукта.
Впервые проблема эффективности международного разделения труда была выдвинута в XVIII в. А. Смитом в виде теории абсолютных преимуществ, согласно которой страна, обладающая большими запасами определенного вида сырья, имеющая возможность получать более дешевые материалы, должна специализироваться на их использовании. Основой данной теории послужил тот факт, что более трети мировой торговли того времени в стоимостном выражении приходилось на торговлю колониальными товарами.
Первую законченную модель международного разделения труда – теорию сравнительных издержек – разработал Д. Рикардо. Гипотеза Смита в этой теории выступает лишь частным случаем, так как признается взаимовыгодность торговли и международной специализации и при отсутствии абсолютных преимуществ. В качестве основы международного обмена Рикардо рассматривал производство, и суть предложенной модели состояла в том, что страна должна производить и экспортировать те товары, которые обходятся ей относительно дешевле, и импортировать товары, которые дешевле производить за границей, чем внутри страны.
Наличие особых условий, таких как выгодное географическое положение, наличие редких природных ресурсов, квалификация специалистов, высокий уровень технического оснащения хозяйства и производительности труда, дают стране определенные преимущества при производстве некоторых товаров и услуг. Акцент в модели сделан на международную специализацию, позволяющую экономить трудовые затраты.
Современная международная торговля все в большей степени трансформируется в долгосрочные и устойчивые отношения между поставщиками и потребителями. В основе этих отношений лежит развитие международных связей непосредственно по стадиям, этапам технологического процесса производства.
Организационной формой таких международных – региональных и глобальных – систем производственной специализации и кооперации выступают транснациональные корпорации (ТНК) ведущих отраслей промышленности. ТНК – это крупнейшая корпорация, штаб-квартира которой базируется, как правило, в странах Северной Америки, Европы, Японии или Австралии, а филиалы и дочерние компании – по всему миру. На сегодняшний день ТНК – многоотраслевые компании, беспрецедентные по масштабам экономической и интеллектуальной мощи.
На долю внутрифирменной торговли ТНК приходится 40% экспорта США, а, по некоторым оценкам, ввоз товаров с подконтрольных предприятий ТНК покрывает примерно половину американского импорта. Филиалы и дочерние компании ТНК в развитых и развивающихся странах являются производителями наукоемкой продукции, к примеру, в таких отраслях, как электроника, авиационная техника, композиты и т.д.
Внешнеторговый обмен товарами – важнейшая составная часть международных экономических отношений. Внешнеторговый оборот характеризуют такие показатели, как:
1) отношение стоимости экспорта к стоимости валового внутреннего продукта,
2) объем экспорта на душу населения.
По ним можно судить о степени включенности страны в мирохозяйственные связи, о степени «открытости» ее экономики.
Исследования показали, что страны с закрытой экономикой развиваются существенно медленнее, чем страны с открытой экономикой.
Внешнеэкономические связи видятся нам чаще всего в виде ввоза и вывоза товаров, импорта и экспорта. Но в современной экономике в число вывозимых и ввозимых товаров попадает и такой специфический товар, как капитал. Под воздействием интернационализации хозяйственной жизни и в интересах извлечения прибыли за рубежом увеличиваются значение и масштабы вывоза капитала. Вывоз капитала — это целенаправленное перемещение денежных средств из одной страны в другую для помещения их в выгодное дело.
Вывоз капитала осуществляется в форме предпринимательского (прямые и портфельные инвестиции) и ссудного капитала. Вывоз предпринимательского капитала представляет собой долгосрочные зарубежные инвестиции в промышленные, торговые и другие предприятия.
Иностранные инвестиции служат источником денежных, а иногда и прямых имущественных вложений в развитие, расширение, освоение нового производства товаров и услуг, совершенствование технологии, добычу полезных ископаемых, использование природных ресурсов.
Прямыми иностранными инвестициями называются капиталовложения в зарубежные предприятия, обеспечивающие инвестору контроль над ними. К прямым относят инвестиции такого объема, при котором иностранный инвестор обладает не менее 20 – 25 % акционерного капитала компании. Но эта пропорция различается по странам, так в США, например, принято считать прямыми иностранные инвестиции, составляющие не менее 10% акционерного капитала.
Портфельные иностранные инвестиции – это вложения капитала в иностранные акции, облигации и другие ценные бумаги, осуществляемые в расчете на высокие дивиденды, получение прибыли на вложенный капитал. Портфельные инвестиции не дают права контроля над предприятием. Таким образом, главное различие между прямыми и портфельными инвестициями состоит в наличии контроля над предприятием или отсутствии такового.
Вывоз ссудного капитала – это предоставление среднесрочных и долгосрочных кредитов в денежной или товарной форме в расчете на получение прибыли за счет высокого ссудного, кредитного процента.
Следует отметить, что, хотя вывоз капитала за рубеж чаще всего выгоден вывозящей стороне, в нем заинтересованы и страны, в которые ввозится капитал, поскольку они получают вливание денежных, а с ними и других ресурсов, за что, конечно, приходится расплачиваться затем частью дохода.
Компании осуществляют инвестиции за границей для сокращения транспортных издержек, преодоления тарифных и нетарифных барьеров зарубежных государств, которые обычно сдерживают товарный экспорт, а также в случае, если местное производство позволяет лучше учитывать внутренние требования рынка, дает доступ к новым технологиям, дешевым факторам производства. Помимо этого зарубежная деятельность позволяет компаниям:
1) использовать различия в национальных законодательствах отдельных стран для наиболее выгодной политики в области цен и налогов;
2) решать задачи оптимального размещения и диверсификации отраслей;
3) позволяет маневрировать при изменении валютных курсов.
В любом случае при инвестировании за границей компания должна иметь определенные преимущества, которые позволяли бы ей конкурировать с местными фирмами на их рынке.
Прямые инвестиции оказывают воздействие на экспортную деятельность компаний. С одной стороны, зарубежное производство может играть роль альтернативы товарному экспорту из собственной страны. В этом случае данное воздействие носит скорее сдерживающий характер по отношению к экспорту. С другой стороны, зарубежное производство нуждается в поставках оборудования и сырья, влечет за собой последующие поставки запасных частей, материалов и продажу услуг. Кроме того, продукция предприятий, расположенных за рубежом, реализуется не только на внутреннем рынке, она может направляться в страну базирования транснациональной компании или в третьи страны, где расположены другие предприятия данной компании, составляющие вместе единую технологическую систему. В данном случае прямые инвестиции оказывают стимулирующее воздействие на экспортную деятельность, поскольку экспорт предпринимательского капитала не столько заменяет, сколько создает товаропотоки, в значительной своей части внутрифирменные (между предприятиями, принадлежащими одной компании и находящимися в разных странах).
В последние десятилетия произошли серьезные изменения в характере международных экономических отношений. В то время как экспорт товаров составляет существенную долю внешних продаж, все большее значение приобретают другие методы выхода на зарубежные рынки, особенно экспорт инвестиций.
Большая часть притока зарубежного капитала приходится на прямые инвестиции, которые служат наиболее полной формой включения в деятельность на зарубежном рынке – посредством приобретения имеющихся местных или создания за счет собственных средств новых предприятий. Самыми крупными экспортерами капитала являются США, Великобритания, Япония.
В конце XX и начале XXI в. рост заграничных прямых инвестиций значительно ускорился, достигнув невиданных ранее темпов и небывало опередив рост, как мирового производства, так и экспорта.
Основная часть прямых инвестиций направляется в обрабатывающую промышленность и отрасли высокой технологии.
В целом степень привлекательности страны для размещения в ней иностранных капиталовложений определяется так называемым инвестиционным климатом. Последний характеризуется следующими чертами:
1) характер законодательства об иностранных инвестициях;
2) наличие, запасов природных ресурсов;
3) наличие квалифицированной рабочей силы;
4) емкость местного рынка;
5) конвертируемость национальной валюты;
6) гарантии вывоза прибылей и сохранения собственности;
7) стабильное законодательство;
8) устойчивость экономической и политической системы.
Владельцами подавляющей части прямых заграничных инвестиций выступают транснациональные корпорации. Целью распространения производственной деятельности ТНК за рубеж является прежде всего возможность получения более высокой, чем у себя «дома», прибыли за счет широкого доступа к природным и трудовым ресурсам, рынкам других стран, экономии на транспортных издержках.
Внешняя торговля, ввоз и вывоз капитала не исчерпывают всех возможных форм экономических связей между разными странами. Одной из форм экономического сотрудничества являются совместные предприятия, принадлежащие собственникам из разных стран.
Совместное предприятие есть международная форма организации и осуществления конкретной хозяйственной деятельности, основанная на использовании объединенных капиталов зарубежных и местных учредителей из двух и более стран. Совместные предприятия позволяют соединять денежные средства и иные виды ресурсов из разных стран и осуществлять общую производственно-экономическую деятельность на территории одной из них или в каждой стране.
Совместные предприятия обладают совместным имуществом, финансами, каждый из его учредителей и участников имеет право осуществлять функции управления. Прибыль и риск, связанные с совместной деятельностью, распределяются, как правило, пропорционально доле средств, вложенных каждым участником.
Интересы местных и зарубежных партнеров при создании и использовании совместных предприятий чаще всего не совпадают. Для зарубежных предпринимателей участие в совместном предприятии есть форма вывоза капитала. Они используют ее как способ проникновения на зарубежные рынки. Заинтересованность же принимающего государства часто связана с возможностью накопления технического и экономического опыта, освоения передовой технологии, новых методов организации производства и управления, увеличения экспорта, импортозамещения.
Вместе с тем при наличии разных интересов совместная деятельность дает взаимные выгоды участвующим сторонам. Она позволяет разделить риск (финансовый, политический) между партнерами, а также укрепить их позиции благодаря объединению финансовых, технологических ресурсов, управленческого опыта.
Существуют различные организационно-правовые формы международного совместного предпринимательства: товарищества на паях, акционерные компании, общества с ограниченной ответственностью.
В последние десятилетия получила распространение новая форма внешнеэкономических отношений в виде создания на территории страны свободных экономических зон.
Свободная экономическая зона представляет собой ограниченный район, часть территории страны, в пределах которой действует льготный режим хозяйствования и внешнеэкономической деятельности, предприятиям предоставлена более широкая свобода экономических действий.
Правительства различных стран, создавая свободные экономические зоны, преследуют самые разнообразные цели. К таковым относятся:
1) активизация деятельности предприятий, расположенных на их территории;
2) модернизация промышленности;
3) насыщение внутреннего рынка высококачественными товарами;
4) развитие внешнеэкономических связей;
5) расширение экспорта и импорта;
6) привлечение иностранных инвестиций, освоение новых технологий;
7) развитие экономически отсталых районов;
8) повышение квалификации рабочей силы.
Для свободных экономических зон устанавливаются специальные облегченные таможенные, торговые режимы, предоставляется широкая свобода перемещения капитала, товаров и специалистов, применяется льготный режим налогообложения предприятий.
Свободные экономические зоны могут располагаться как на небольшой площади в несколько квадратных километров, так и охватывать территорию целых областей.
В зависимости от профиля внешнеэкономической деятельности, целей создания зон и характера предоставления свободы различают следующие зоны:
- свободные таможенные территории;
- экспортные промышленные зоны;
- зоны свободной торговли;
- зоны совместного предпринимательства;
- свободные «открытые» зоны;
- технологические зоны;
- комплексные зоны.
Свободные таможенные территории освобождаются от таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров. Экспортные промышленные зоны создаются для развития в них промышленности, производящей продукцию на экспорт. Зоны свободной торговли характеризуются снятием ограничений на торговлю. Зоны совместного предпринимательства предназначены для осуществления бизнеса с участием предпринимателей из разных стран. Так называемые открытые зоны характеризуются высокой степенью доступа в них граждан других стран для ведения экономической деятельности. Технологические зоны ставят своей целью развитие прогрессивных технологий. Комплексные зоны сочетают свойства перечисленных.
Как показывает опыт, высокой эффективностью обладают небольшие зоны экспортного производства и свободные таможенные зоны, обладающие выгодными экономико-географическими условиями. В таких зонах предоставляются льготы для ведения хозяйства иностранным и отечественным предпринимателям, создается необходимая производственная и социальная инфраструктура, соответствующая мировым стандартам. Зоны этого вида создаются, как правило, в непосредственной близости от крупных международных морских портов, аэропортов, железнодорожных узлов. Такие зоны не требуют крупных финансовых и материальных ресурсов. Они способствуют повышению эффективности внешних экономических связей.
Функционирование мирового хозяйства невозможно без налаженной системы валютных, т.е. денежных, отношений между странами. Развитие международных валютных отношений обусловлено интернационализацией хозяйственных связей, формированием мировой системы хозяйства. Экономические, хозяйственные отношения, обмен товарами поневоле приводят к денежным отношениям.
Международные валютные отношения – это экономические отношения, связанные с функционированием национальных валют на мировом рынке, денежным обслуживанием товарообмена и других хозяйственных связей между странами, использованием валюты как платежного средства и кредита. Валютные отношения так или иначе сопровождают торговлю, вывоз капитала, научно-технический обмен, миграцию рабочей силы, туризм, культурные связи, предоставление экономической помощи, кредитование.
Субъектами валютных отношений выступают предприятия, компании, банки и другие организации, а также юридические лица и отдельные государства, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность. Валютные отношения можно характеризовать как денежную сторону внешнеэкономических связей. Функции валютных отношений выполняет валютная система – совокупность валютно-денежных и кредитных организаций и связей, сложившихся между странами и закрепленных в международных договорных и государственно-правовых нормах.
Валютные отношения реализуются через определенный механизм, устанавливающий порядок выпуска и использования международных расчетов и платежей, правила установления обменных пропорций (курсов) валют.
Каждая национальная валюта имеет цену в денежных единицах другой страны. Это и есть валютный курс. Выступая инструментом стоимостных сопоставлений издержек производства в отдельной стране с мировым уровнем, валютный курс показывает, какие товары выгоднее производить самим, какие экспортировать, какие выгоднее заменить импортными. Таким образом, валютный курс оказывает определенное воздействие на формирование структуры общественного производства и потребления.
Любая национальная валюта «стоит» столько, сколько на нее можно купить товаров и услуг. Поэтому в основе курса национальной денежной единицы к иностранной лежит соотношение их покупательной способности. Однако под воздействием факторов как чисто экономического (состояние экономики, уровень процентных ставок, спрос на валюту), так и неэкономического (политическая нестабильность в стране, психологические мотивы поведения участников валютных операций) характера валютные курсы могут колебаться. Курс доллара в России, например, во многом определяется его использованием как средства сбережений.
Паритет покупательной способности – это фактическое соотношение между валютами сравниваемых стран, рассчитываемое как соотношение цен на аналогичные товары и услуги, произведенные в каждой из стран. Такое сравнение валют по покупательной способности показывает, какое количество национальной валюты потребуется на оплату аналогичных расходов в каждой из стран. Определяющим фактором при учете паритета покупательной способности является стоимость продуктов питания, одежды, жилья и транспортных услуг.
Любопытное решение проблемы международного сопоставления предложили специалисты швейцарского банка «Юнион бэнк оф Свитцерлэнд». По их мнению, лучший способ проиллюстрировать покупательную способность – это сравнить заработную плату с ценами на отдельные продукты. В качестве международной меры оценки покупательной способности специалисты этого банка выбрали гамбургеры «Биг-мак» из «Макдональдса», которые совершенно одинаковы во всех странах мира. «Дороже» всего «Биг-мак» оказался в столице Нигерии Лагосе, где требуется более 11 часов тяжелого труда, т.е. почти два полных рабочих дня, чтобы заработать на «Биг-мак». Тот же показатель для Чикаго составляет 14 мин.
Установление курсов иностранных валют (котировку валют) осуществляют государственные или крупные коммерческие банки. В России в 1992 г. была основана крупнейшая в стране Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ). ММВБ является негосударственной организацией, хотя среди ее учредителей есть Центральный банк РФ, что позволяет ему проводить активную политику на валютном рынке, влиять на курс рубля. Часто можно услышать в этом контексте о валютных интервенциях Центрального банка. Валютная интервенция – целевая операция по купле или продаже иностранной валюты для ограничения динамики курса национальной валюты.
Характер валютных отношений в значительной степени зависит от конвертируемости валюты страны.
Конвертируемость или обратимость национальной денежной единицы – это возможность для участников внешнеэкономических сделок легально обменивать ее на иностранные валюты и обратно без прямого вмешательства государства в процесс обмена. Степень конвертируемости обратно пропорциональна объему и жесткости практикуемых в стране валютных ограничений.
Обратимость валюты не сводится к чисто технической возможности ее обмена. По сути, эта категория означает глубокое интегрирование национального хозяйства в мировое. Конвертируемость любой национальной денежной единицы обеспечивает стране долгосрочные выгоды от участия в многосторонней мировой системе торговли и расчетов, такие как:
- свободный выбор производителями и потребителями наиболее выгодных рынков сбыта и закупок внутри страны и за рубежом в каждый данный момент;
- расширение возможностей для привлечения иностранных инвестиций и осуществления инвестиций за рубежом;
- стимулирующее воздействие иностранной конкуренции на национальное хозяйство;
- подтягивание национального производства до международных стандартов по ценам, издержкам, качеству;
- возможность осуществления международных расчетов в национальных деньгах;
- возможность наиболее целесообразной специализации национального хозяйства с учетом относительных преимуществ (материальных, финансовых, трудовых).
В современном мире лишь ограниченное число стран и территорий имеют полностью конвертируемые валюты. Полностью свободно конвертируемой валютой являются доллар США, евро, канадский доллар, японская иена, а также валюты Саудовской Аравии, Кувейта, ОАЭ, Гонконга, Бахрейна, Сингапура и некоторых других стран. Из этого перечня видно, что к ним относятся либо крупнейшие индустриальные страны, либо основные нефтеэкспортеры, либо страны с развитой и очень открытой экономикой.
Частично конвертируемой называют национальную валюту страны, к которой применяются отдельные ограничения на некоторые виды валютных операций. Как правило, частично конвертируемая валюта обменивается только на отдельные иностранные валюты, но не на все.
Неконвертируемой (замкнутой) называют валюту, которая функционирует только в пределах одной страны и не обменивается свободно и без ограничений на иностранные валюты.
Финансовое положение страны на международном рынке обьино оценивают по ее платежному балансу. Платежный баланс является важным показателем и инструментом, позволяющим предвидеть степень возможного участия страны в мировой торговле, международных экономических связях, установить ее платежеспособность.
Платежный баланс – это документ, таблица соответствия внешних доходов и расходов, в которой зафиксированы все средства, валютные поступления, полученные данной страной от других государств, а также все средства, выплаченные страной другим странам в течение определенного периода. Таким образом, платежный баланс можно характеризовать как внешнеэкономический или валютный бюджет страны, исчисленный в соответствии с ее реальными доходами и расходами, обусловленными внешнеэкономическими связями. Платежный баланс составляется за определенный период, при этом чаще всего используется годовой или полугодовой баланс.
В платежный баланс включаются все статьи, характеризующие поступление и расходование денежных средств по линии внешнеэкономических связей, имеющие место в течение года, а именно экспорт и импорт товаров и услуг; займы, предоставленные другим странам или полученные от них; движение золота, расходы туристов, проценты и дивиденды, полученные из-за границы или переведенные в другие страны, доходы от фрахта.
Платежный баланс состоит из двух разделов: текущие операции и движение капиталов. Эти два раздела (два счета) балансируются между собой. Балансирование достигается за счет резервов. Наличие этих двух счетов показывает, что международные потоки денег для финансирования накопления капитала и международные потоки товаров и услуг представляют собой две стороны одной медали. Платежный баланс может быть представлен в следующем виде:
Баланс текущих операций:
- экспорт товаров;
- импорт товаров;
- экспорт услуг;
- импорт услуг;
- чистые доходы от инвестиций;
- чистые денежные переводы;
Баланс движения капитала:
- приток капитала
- отток капитала
Составной частью раздела «Текущие операции» является торговый баланс, определяемый в виде разницы между стоимостью экспорта и импорта товаров.
Экспортируя товары, страна получает путем их продажи валютную выручку, а импортируя, затрачивает денежные средства на закупку.
Торговля услугами включает оплату заграничных перевозок, туризм, куплю и продажу патентов и лицензий, международное страхование. По каждой из данных позиций страна может иметь доходы и расходы в зависимости от того, продает она или покупает услуги.
Помимо торгового баланса и услуг в раздел текущих операций включаются денежные переводы, движение доходов на собственность за границей, т.е. проценты, прибыль, дивиденды.
Еще одна важная статья баланса текущих операций – оплата процентов по иностранным займам и кредитам. Если страна берет валюту в долг от других государств, она обязана платить проценты, тогда как страна, предоставляющая кредит, получает эти проценты в виде доходов. Россия была вынуждена уплачивать ежегодные проценты за валютные кредиты в сумме порядка 10 млрд. долл., что ложилось тяжелым бременем на ее платежный баланс и бюджет до тех пор, пока не был в основном погашен внешний долг.
Движение капиталов представляет собой отдельный раздел платежного баланса, состоящий из переводов финансовых средств для инвестирования в предприятия, покупки акций за границей.
Платежный баланс страны называют активным, когда сумма полученных средств от других стран меньше, чем сумма выплат. В противном случае платежный баланс будет пассивным. Россия в последние годы имела положительный платежный баланс благодаря поступлениям от экспорта нефти, газа, металлов.
Внешнеэкономические связи нуждаются в регулировании со стороны государства. В централизованной экономике внешнеэкономическая деятельность подвержена жесткому воздействию и контролю государственных органов, существует государственная монополия внешней торговли, нарушение которой рассматривается как уголовное преступление. Но и в странах с рыночной экономикой государственное регулирование внешнеэкономических связей проявляется ощутимым образом. Внешнеэкономическая функция государства является продолжением его внутрихозяйственной функции, но реализуется в несколько отличной форме.
Основной целью вмешательства государства во внешнеэкономическую деятельность является обеспечение экономических и политических интересов страны. В то же время государство само склонно принимать на себя осуществление ряда видов внешнеэкономических действий, приносящих доходы и требующих государственного участия.
В современных условиях любое государство тем или иным образом регулирует, стимулирует или ограничивает практически все сферы международных экономических связей. Государственное регулирование распространяется на внешнюю торговлю, международное движение капитала, валютные и кредитные отношения, научно-технический обмен, международное перемещение рабочей силы.
Государственное регулирование внешнеэкономических связей – это совокупность используемых государственными органами и службами форм, методов и инструментов воздействия на экономические отношения между странами в соответствии с государственными и национальными интересами, целями, задачами. Регулирующее воздействие государства осуществляется посредством принятия законов и иных государственных актов, постановлений и решений правительства.
Применительно к международной торговле как главному объекту регулирования правительства используют такие инструменты и способы воздействия, как таможенные тарифы, налоги, ограничительные условия, межгосударственные договоры и соглашения, мероприятия по стимулированию экспорта и импорта.
Из истории известны два основных направления внешнеэкономической политики правительства – протекционизм и фритредерство.
Фритредерство – это политика свободной торговли, при которой таможенные органы выполняют только регистрационные функции, не взимаются экспортные или импортные пошлины, не устанавливаются какие-либо ограничения на внешнеторговый оборот. Принцип свободной торговли был официальной экономической политикой Англии в XIX в., а в его основу легла упоминавшаяся выше теория сравнительных издержек Д. Рикардо. Такую политику может проводить страна с высокоэффективным национальным хозяйством, при котором местные предприниматели способны выдерживать иностранную конкуренцию и активно внедряться на мировой рынок.
Политика протекционизма направлена на защиту собственной экономики, предпринимательства, товаропроизводителей от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Для протекционизма характерны высокие таможенные тарифы, ограничение импорта.
Таможенный тариф – это систематизированный перечень пошлин, которыми правительства облагают некоторые товары, ввозимые в страну или вывозимые из нее. Таможенные тарифы дают представление о том, каким образом государство влияет на экспорт и импорт, способствуя или затрудняя ввоз и вывоз товаров.
Таможенные пошлины – это налоги, взимаемые государством за провоз через границу страны товаров, имущества, ценностей.
По объекту взимания таможенные пошлины бывают:
- экспортные;
- импортные;
- транзитные (за транзитный провоз товаров).
По способу взимания они делятся на:
- адвалорные (с цены товара);
- специфические (с веса, объема, количества товаров);
- смешанные.
Пошлины увеличивают цену товара и тем самым снижают его конкурентоспособность на том рынке, куда поставляется товар. Если государство не желает, чтобы товар из другой страны конкурировал, вытеснял аналогичный собственный товар, оно устанавливает высокие пошлины на ввоз такого товара в страну. В этом случае пошлина носит характер защиты внутреннего рынка от импорта заграничных товаров.
Количественные или так называемые нетарифные ограничения представляют устанавливаемые государством прямые административные нормы, определяющие количество и номенклатуру товаров, разрешенных к ввозу или вывозу. Наряду с видом и количеством иногда ограничивается круг стран, из которых эти товары могут быть ввезены. Подобно таможенным пошлинам количественные ограничения снижают конкуренцию на внутреннем рынке со стороны иностранных товаров. Количественные ограничения могут использоваться также с целью устранения торговых дисбалансов с отдельными странами, применяются в качестве ответных мер на дискриминационные действия других стран. Государственные ограничения на экспорт вводятся чаще всего применительно к товарам, в которых остро нуждается сама страна.
Существует несколько видов количественных ограничений. Контингентирование представляет ограничение экспорта и импорта товаров определенным количеством или суммой (контингентом) на установленный период времени. Квотирование – это ограничение количества (квота) экспорта или импорта товаров определенного наименования.
При лицензировании государственные власти запрещают свободный ввоз или вывоз без наличия лицензии. Лицензия выдается на определенное количество товара и действует в течение периода, указанного в ней. Обычно лицензии на экспорт и импорт выдаются предприятиям, фирмам правительственными или уполномоченными на то специальными государственными органами.
Помимо количественных ограничений существуют другие средства нетарифного ограничения. К ним относятся таможенные и консульские формальности, внутренние налоги, акцизные сборы, определенные стандарты качества, нормы упаковки, маркировки и ряд аналогичных мер. Одной из форм торговых барьеров служат государственные переговоры с экспортером о «добровольном» ограничении им поставок в данную страну. Компании, экспортирующие продукцию, фактически вынуждены учитывать такие просьбы и идти на добровольные ограничения, чтобы избежать применения к ним и их товарам жестких торговых ограничений со стороны государств-импортеров.
В связи с ростом заинтересованности компаний в проникновении на зарубежные рынки наблюдается активизация деятельности государства в области формирования экспорта.
Современная комплексная система форсирования сбыта товаров на мировом рынке включает экономическое стимулирование экспорта, административные меры по воздействию на вывоз, а также использование средств морального поощрения экспортеров. Основную роль в этой системе играют экономические инструменты – кредитные и финансовые.
Кредитные средства в целях форсирования экспорта используются в основном в двух формах: путем предоставления экспортных кредитов на более благоприятных условиях по сравнению с действующими на внутреннем или международном рынке, и страхования экспортных операций, преимущественно экспортных кредитов, что позволяет частным банкам предоставлять их на более благоприятных условиях.
Активная роль государства в предоставлении долгосрочных и среднесрочных кредитов объясняется тем, что коммерческие банки неохотно идут на финансирование, связанное с длительным вложением средств и большим риском.
В основе расширения государственной системы страхования экспорта лежит политическая и экономическая неустойчивость. Эта система в какой-то мере гарантирует компании от рисков, связанных с неплатежеспособностью покупателей, инфляционным ростом цен.
Назначение государственного страхования экспорта заключается в том, чтобы максимально обезопасить и удешевить вывоз товаров, а следовательно, стимулировать внешнеэкономическую деятельность компаний.
Важными финансовыми инструментами форсирования экспорта являются налоговые льготы и субсидии. Получаемая экспортерами помощь в такой форме существенно повышает конкурентоспособность товаров и стимулирует коммерческую, а иногда и производственную деятельность.
Продажа товаров на рынках других стран по более низким ценам, чем на внутреннем рынке, называется демпингом, при этом товары часто реализуются по цене ниже издержек производства. Прибегая к демпингу, экспортеры пытаются внедриться на рынок, увеличить объем продаж, вытеснить конкурентов. Для борьбы с этим явлением во многих странах разработано антидемпинговое законодательство. Нормы этого законодательства применяются в тех случаях, когда демпинг угрожает причинить ущерб торговле на внутреннем рынке. В этом случае страна-импортер имеет право облагать конкретный товар помимо обычной пошлины и антидемпинговой, минимизируя тем самым разницу цен по отношению к отечественным аналогам.
Основными формами налоговых льгот для предприятий-экспортеров являются установление различного рода компенсаций, расширение круга товаров, на которые распространяется льготный режим налогообложения, отсрочка уплаты налогов. Компаниям, экспортирующим продукцию, государство разрешает создавать не облагаемые налогом денежные фонды.
Субсидирование экспорта осуществляется в основном в определенных секторах международной торговли. Оно используется, в первую очередь, для форсирования сбыта сельскохозяйственных товаров и промышленных товаров, требующих при изготовлении крупных финансовых ресурсов (суда, авиационная техника и др.).
Государство вносит существенный вклад в повышение конкурентоспособности компаний, способствуя мероприятиям по совершенствованию технологии производства, созданию рациональной структуры производственных мощностей. Для снижения неблагоприятного влияния высоких издержек производства на уровень цен правительство использует субсидирование. В отличие от мероприятий по совершенствованию производства, эффективность субсидирования ограничивается периодами его применения. В конечном счете, эта форма государственной поддержки иногда оборачивается против пользующихся ею компаний. Фирмы-экспортеры заранее рассчитывают свои издержки с учетом предоставляемых им правительственных льгот. Уменьшение масштабов субсидирования приводит к снижению конкурентоспособности компаний. Компании становятся зависимыми от поддержки правительства и неспособными к ведению конкурентной борьбы без этой опоры, а невозможность получить в нужный момент субсидию становится равносильной банкротству.