Эффективность и границы использования финансовых регуляторов
Эффективность системы государственного финансового регулирования экономики определяется многими факторами и подходами к финансовой стратегии развития общества. Современная ситуация свидетельствует о необходимости усиления регулирующего воздействия государства через финансовый сектор. Главными проблемами, требующими решения в финансовой сфере, являются: обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней бюджетной системы и бюджетов внебюджетных фондов; оптимизация состава и структуры государственных расходов; дальнейшее совершенствование системы налогообложения: обеспечение более тесной взаимосвязи финансовой и денежно-кредитной политики; расширение масштабов инвестиционного финансирования; стабилизация курса национальной валюты; регулирование процентных ставок; повышение эффективности управления объектами государственной собственности и др.
Для решения этих первоочередных задач необходимо:
1. способствовать обеспечению сбалансированности бюджетов всех уровней и их разработке и утверждению на основе реальных прогнозных показателей;
2. разработать и реализовать меры по наращиванию налого облагаемой базы; расширить операции центрального банка с государственными ценными бумагами;
3. способствовать стабилизации курса национальной валюты, создавать условия для конвертации иностранной наличной валюты физических лиц в активы, представленные в национальной валюте;
4. создать систему доверительного управления собственностью, принадлежащей государству в России и за рубежом;
5. повысить эффективность казначейской системы исполнения бюджета, расширив границы ее применения;
6. при разработке денежно-кредитной политики в качестве основной цели определить инфляционное таргетирование, дополнив его другими методами и формами регулирования.
Важно, чтобы в рамках финансового регулирования экономики использовались формы, методы, инструменты, позволяющие согласовывать действия финансовой, денежно-кредитной, социальной политики. Следует также принять во внимание определенную ограниченность финансового регулирования как метода государственного воздействия на экономику. Это обусловлено прежде всего такими объективными ограничителями, как объем ВВП и темпы его роста, влияние других (нефинансовых) регуляторов, границы максимального уровня государственных изъятий. Кроме того, условия для получения положительного эффекта формирует как политическая ситуация в стране, так и текущая и долгосрочная социально-экономические стратегии развития государства.
При выборе конкретных методов и инструментов финансового регулирования экономических процессов в качестве критериев следует обращать внимание на их способность:
1. обеспечивать формирование оптимальных пропорций общественного воспроизводства, комплексное решение стратегических задач социально-экономического развития;
2. обеспечивать гарантированные законом объемы мер по социальной защите граждан;
3. способствовать развитию инициативы и предприимчивости всех субъектов хозяйствования.
Финансовые методы регулирования экономических процессов должны способствовать росту конечных результатов деятельности производителей товаров и услуг и отдельных работников. Государство при этом должно осуществлять контроль за экономической обоснованностью соотношения между доходами, остающимися в распоряжении хозяйствующих субъектов и граждан, и доходами, направляемыми на формирование централизованных бюджетных и внебюджетных фондов денежных средств. Изменение пропорций перераспределения денежных ресурсов между обществом и государством предусматривает пересмотр всей совокупности средств и способов регулирования для совершенствования системы финансового перераспределения, исходя из анализа финансовых выгод и затрат от применения различных систем перераспределения, их соотношения с общественными потерями и компенсацией этих потерь. Государство должно также обеспечить относительное экономическое равенство и добровольность использования производителями различных форм и методов финансового регулирования.
С этой целью необходимо:
1. создание на законодательном уровне условий для возмещения ущерба хозяйствующими субъектами при нарушении своих обязательств в виде штрафных санкций и других форм;
2. разработка системы льгот при налогообложении, финансировании определенных мероприятий либо условий хозяйствования при добровольном выборе производителями вида деятельности, дающего право на льготы;
3. использование прямых финансовых взаимоотношений организаций с бюджетом, единых ставок налогов и принципов бюджетного финансирования для унификации финансовых отношений и обеспечения равных условий хозяйствования для субъектов разных форм собственности;
4. создание условий для высокого участия производителей на добровольной основе в целевых программах местного, регионального и федерального уровней.
Важным условием эффективного использования финансовых регуляторов является опора на экономическую заинтересованность субъектов хозяйствования. Законодательно государство должно фиксировать лишь те перераспределительные отношения, которые в текущем периоде и на перспективу выступают для общества в качестве наиболее важных и жизненно необходимых.
Высокая результативность и эффективность используемых финансовых регуляторов определяется следующими условиями:
1. нормативно-правовой базой, отвечающей состоянию финансовых отношений;
2. рациональным и эффективным финансовым механизмом;
3. политической стабильностью в стране.
Повышение эффективности финансового регулирования экономики и социальной сферы требует от государства осуществления следующих мероприятий:
1. совершенствования форм организации финансовых отношений для усиления их воздействия на воспроизводство;
2. своевременной аккумуляции денежных средств, необходимых для удовлетворения потребностей воспроизводственного процесса;
3. выявления наиболее важных направлений рационального расходования финансовых ресурсов и оценки эффективности их использования (экономической, социальной, экологической и пр.);
4. выявления причин отклонений фактически складывающихся пропорций в формировании и использовании средств централизованных фондов денежных средств от потребностей экономики в нормальном развитии и разработки мер для их устранения;
5. осуществления действенного контроля за процессом финансового перераспределения стоимости.
Формирование эффективной системы финансовых регуляторов требует от государства создания и постоянного обновления определенного набора базовых индексов, т. е. показателей, позволяющих оценивать и своевременно корректировать состояние экономики. Однако встает вопрос об осуществлении точных расчетов, которые позволяли бы предвидеть последствия законодательных и иных решений, принимаемых сегодня. Такие расчеты могут быть обеспечены на основе применения методов государственного программирования, позволяющего использовать в комплексе необходимые для финансового регулирования средства и исключить несогласованность и противоречивость регулирующих действий. При этом основные программные документы должны содержать четко сформулированные цели и пути их достижения, позволяющие увеличить финансовые ресурсы и эффективность их использования.