Управление стоимостью компании в процессе реструктуризации

Процесс реструктуризации всегда направлен на более эффективное использование внутренних и внешних ресурсов предприятия приводящее к увеличению стоимости бизнеса. Внутренние резервы базируются на выработке стратегии, обеспечивающей конкурентное развитие и формирование стоимости за счет собственных и заемных источников финансирования, внешние - на изменении вида деятельности и структуры предприятия.

Смысл управления стоимостью предприятия заключается в создании новой стоимости. Создание новой стоимости предполагает сначала выявление конкретных факторов, определяющих ее изменение, затем разработку на их основе стратегий по увеличению стоимости и, далее, последовательное стратегий по увеличению стоимости и, далее, последовательное целенаправленное воплощение этих стратегий.

С этой точки зрения, весь процесс реструктуризации можно разделить на следующие основные этапы:

1. Актуальная оценка предприятия на базе данных о текущем состоянии предприятия, производственных и финансовых планах руководства.

2. Для оценки используется метод дисконтированных денежных потоков.

3. Углублённый анализ предприятия, выявление

факторов, «движущих стоимость» внутри
предприятия, разработка и воплощение стратегий
увеличения стоимости, основанных на воздействии на те или иные факторы.

4. Реализация возможностей организационного реструктурирования (продажа производственных подразделений; покупка компаний, слияние, создание совместного предприятия, ликвидация подразделения

и т.д.) с последующим проведением финансовой реструктуризации (проведение мероприятий по снижению задолженности, увеличения собственного капитала, конвертации долга в собственный капитал и

т. д.).

5. Анализ и оценка проведенных преобразований с учетом изменений во внешней среде предприятия.

Рассмотрим подробнее второй этап - создание дополнительной стоимости внутри предприятия путем

воздействия на факторы, движущие стоимость. Последние представляют собой переменные в методе дисконтированных денежных потоков, характеризующих деятельность предприятия. При количественном изменении той или иной переменной изменяются величина денежного потока и соответственно величина стоимости, то есть осуществляется управление стоимостью в соответствии с конкретными стратегиями развития предприятия. Их теоретически можно разделить на три основные группы: операционные, инвестиционные и финансовые.

Операционные стратегии реструктуризации рассматривают следующие стоимостные факторы:

- ассортимент производимой продукции или услуг;

- ценообразование;

- выбор рынков;

- рекламу;

- эффективность затрат;

- систему сбыта;

- качество обслуживания клиентов.

При разработке операционных стратегий оптимальными являются следующие приемы:

- сокращение доли постоянных затрат путем экономии на административных и накладных расходах;

- оптимизация связей с поставщиками с целью дополнительной экономии на затратах;

- увеличение своей доли на рынке для достижения экономии на масштабах по каждому виду деятельности;

- обеспечение конкурентоспособных цен на реализуемую продукцию.

Инвестиционные стратегии реструктуризации предусматривают анализ:

- уровня товарно-материальных запасов;

- сбора дебиторской задолженности;

- управления кредиторской задолженностью;

- расширения производственных мощностей;

- планирования капиталовложений;

- продажи активов.

При использовании инвестиционных стратегий,

рекомендуется:

- минимизировать остаток денежных средств;

- стимулировать дебиторов к сокращению средних сроков погашения задолженности;

- минимизировать уровень товарно-материальных запасов, но без ущерба для бесперебойного выполнения заказов клиентов;

- .экономить на использовании основных средств (например, арендуя машины и оборудование, а не покупая их);

- продавать избыточные неиспользуемые активы.

При втором подходе рекомендуется:

- связать управление дебиторской задолженностью с ценовыми факторами;

- добиваться у поставщиков наиболее выгодных условий погашения кредиторской задолженности;

- инвестировать средства в специальные активы,

необходимые для дифференциации.

Финансовые стратегии реструктуризации ориентированы на:

- создание оптимальной структуры капитала;

- выбор наиболее дешевых способов финансирования заемного и собственного капиталов;

- максимальное сокращение факторов делового риска.

Последовательное осуществление того или иного варианта стратегий приводит к максимальному увеличению денежного потока и, как следствие, к повышению стоимости предприятия.


Наши рекомендации