Внешнеэкономическое регулирование

Внешнеэкономическое госрегулирование воздействует на все важнейшие аспекты внешнеэкономической деятельности развитых стран: их участие в международной торговле товарами и услугами, миграции капитала и рабочей силы, а также валютно-расчетные отношения.

Внешнеторговый режим развитых стран характеризуется наивысшей степенью либерализации, что является закономерным следствием высокой международной конкурентоспособности их национальных экономик. После Второй мировой войны процесс либерализации внешней торговли этих стран, сменив негативные тенденции к протекционизму и автаркизму, принял поступательный характер. Так, величина их таможенных (импортных) пошлин уменьшилась с 30—40% в 50-е гг. до 7—10% в 70-е гг., а в 1997 г. их средневзвешенный показатель снизился до рекордно низкой отметки — всего 4%. Кроме того, значительно сузился круг квотируемых для ввоза товаров, а сами количественные ограничения на каждый из них, как правило, стали менее жесткими.

Указанная степень либерализации внешней торговли развитых стран достигнута прежде всего за счет либерализации товарообмена между ними. По отношению к развивающимся и бывшим социалистическим странам (особенно к государствам — членам СНГ) применяется менее либеральный режим и нередко пускаются в ход антидемпинговые процедуры. По числу действующих антидемпинговых мер в настоящее время лидируют США, ЕС и Канада.

Либерализация отнюдь не означает, что государство в странах Запада играет пассивную роль во внешней торговле, особенно в экспорте. Напротив, оно всячески поддерживает своих экспортеров, в том числе посредством субсидирования экспорта и особенно гарантирования экспортных кредитов. Такие меры внешнеэкономического госрегулирования подрывают равенство условий конкуренции для различных национальных производителей на мировом рынке, т.е. свободу торговли, и поэтому являются уже в течение ряда лет предметом обсуждения в ВТО/ГАТТ. Были достигнуты принципиальные международно-правовые договоренности о постепенном сокращении, а затем и прекращении помощи национальным экспортерам (в том числе экспортерам сельскохозяйственной, судостроительной и ряда других видов продукции). Эти договоренности постепенно претворяются в жизнь, однако помощь продолжает оказываться на стадиях НИОКР и производства, предшествующих сбыту на внутреннем рынке или экспорту (см. гл. 34).

Государства Запада создали либеральный — регистрационный (а не разрешительно-запретительный, как это было в первые послевоенные годы) режим д л я и но с т р а н н ы х и н в е ст и ц и й. Фирмы, целиком принадлежащие иностранному капиталу или контролируемые им, обладают такими же юридическими и экономическими правами и обязанностями, как и национальные хозяйствующие субъекты. В ряде случаев государство для привлечения особенно желательных иностранных инвестиций стимулирует последние различными способами, например, созданием соответствующей инфраструктуры — дорожной сети, водоснабжения, электроэнергетических сетей и т.д. (подробнее см. гл. 35).

В области международной м и г р а ц и и р а б о ч е й с и л ы страны Запада выступают как принимающая сторона для большей части иностранных («гостевых») рабочих (значительное число таких наемных работников приходится также на богатые нефтедобывающие страны Ближнего и Среднего Востока, особенно на Саудовскую Аравию). Легально пребывающие на Западе иностранцы (надо отметить, что большое число их работает там нелегально в сфере теневой экономики) составляют 5—10% самодеятельного населения Северной Америки и Западной Европы. В Японии этот показатель намного ниже. Наплыв иностранных рабочих побудил государства Запада принять в последние годы жесткие иммиграционные законы (подробнее см. гл. 36).

Как правило, ежегодный приток иностранной рабочей силы квотируется, причем в каждом конкретном случае необходимо получение разрешения на работу. Любой предприниматель, намеревающийся привлечь иностранного рабочего или служащего, должен доказать, что на данное рабочее место нет местных претендентов подходящей квалификации.

Действительно свободная, без ограничений миграция рабочей силы к настоящему моменту обеспечена только в странах ЕС.

Все страны Запада в настоящее время обладают первоклассными свободно конвертируемыми валютами, вследствие чего для них характерна либеральная в а л ю т н а я п о л и т и к а; какие-либо валютные ограничения, к которым вновь и вновь вынуждены прибегать развивающиеся и бывшие социалистические страны, на Западе применяются крайне редко, в исключительных случаях. Воздействие на курс национальной валюты в сторону его повышения или понижения осуществляется при помощи валютных интервенций центральных банков, скупающих или дополнительно предлагающих свои валюты, а также средств денежно-кредитной политики, особенно дисконтной. Повышение учетной ставки (при прочих равных условиях) способствует увеличению спроса на данную валюту и росту ее обменного курса, понижение ставки дает обратный эффект (подробнее см. гл. 37).

Наши рекомендации