Инструкция по подготовке сообщения (доклада)
Доклад (сообщение) – это вид самостоятельной научно - исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.
Готовя доклад (сообщение) к семинару, студенты должны: познакомиться с рекомендуемой литературой; рассмотреть различные точки зрения по вопросу; выделить проблемные области; сформулировать собственную точку зрения; предусмотреть спорные моменты и сформулировать дискуссионный вопрос.
Процесс работы над докладом (сообщением) включает четыре этапа
- подготовку;
- составление плана;
- составление сообщения и, если необходимо, презентации;
- окончательное редактирование.
Подготовьте хороший доклад (сообщение) к семинару по экономике помогут следующие рекомендации:
1. Осуществите сбор информации. Начинайте подготовку к семинару следует заранее (5-10дней). Подберите литературу и определите источники необходимых вам данных: законодательные акты и нормативные документы; учебники и справочную литературу; Wikipedia.com, и другие сайты, более специализированные, где имеются научные статьи, опубликованные в периодических изданиях. Решите, источники какого характера по степени уместности и достоверности данных вам подходят. Вы должны в полной мере понимать материал, которым оперируете Используйте не менее 3-х источников информации для подготовки доклада на семинаре.
Важный момент-студент должен дать чёткое и краткое определение сущности материального объекта, процесса или явления, о котором он собирается сообщать в докладе. Для этого необходимо воспользоваться толковым словарём, глоссарием из используемого источника информации, словарём терминов СПС "КонсультатнПлюс" и т.п. При этом, если имеется возможность, дать ссылку на соответствующие статьи или параграфы законов или документов нормативно - правового характера.
2. Определите структуру и формат изложения. Материал доклада должен строго соответствовать теме вопроса. Решите, каким образом вы будете представлять добытые сведения и свои выводы, в каком порядке они будут представлены в сообщении, образуя его четкую и логичную структуру Составьте план своего доклада (сообщения).
3. Законспектируйте полученную информацию, убрав детали, оставив только главное и только самые интересные подробности в сжатом виде. Соблюдаёте логическую последовательность при изложении материала доклада.
4. Выполните индивидуальные задания творческого характера, если это предусмотрено заданием на семинар (например, приведите примеры...., представьте статистические данные о состоянии......и т.п.). В любом случае, теоретический материал должен сопровождаться практическими примерами.
5. Просмотрите и проставьте в тексте доклада ударения во всех неизвестных словах. Значения незнакомых слов выпишите на отдельный лист, ознакомьтесь с ними, а сам лист держите во время доклада под рукой.
6. Когда текст доклада готов, если требуется, сделайте презентацию.
7. Когда доклад и презентация готовы, отрепетируйте выступление. Проверьте хронометраж, произношение сложных терминов. Ваше выступление не должно превышать 7 - 10 мин.
8. Подумайте над тем, какие могут быть вопросы у аудитории. Заранее продумайте ответы.
9. Распечатайте доклад, сохраните его копию и презентацию на флэш-карту, при необходимости продублируйте на свой e-mail.
10. Во время доклада не читайте всё время с листа. Рассказывайте, иногда подглядывая в распечатанный доклад. Главное правило на семинаре – говорите, а не читайте подготовленный материал, исключениями могут быть цифровые данные, цитаты, высказывания).
11. Выступление стройте четко, обоснованно. Не говорите долго, лучше еще раз выступить, чем утомить всех затянувшимся ответом.
12. Умейте слушать и критически оценивать выступления других студентов, быстро включаться в обсуждение, не нарушая внутренней логики развития темы.