Задания для самостоятельной работы студентов. А Впишите в собственный глоссарий определения следующих терминов и понятий:производство; индивидуальное и общественное

А Впишите в собственный глоссарий определения следующих терминов и понятий:производство; индивидуальное и общественное, натуральное и товарное производство; общественный продукт; товар; производительные силы; средства производства: предметы труда, средства труда; предметы потребления; воспроизводство: суженное, простое и расширенное; воспроизводственный цикл: производство, распределение, обмен, потребление; разделение труда: специализация, кооперация; централизация, децентрализация производства; показатели эффективности производства: производительность труда, прибыль, Парето-эффективность; экономический выбор, рациональный выбор; альтернативные издержки, издержки упущенных возможностей, бухгалтерские издержки, вмененные издержки; рост вмененных издержек; взаимозаменяемость ресурсов; экономические ограничения: граница производственные возможностей; экономический рост и производственные возможности; товары будущего и товары настоящего.

1.4 Экономическая система. Собственность и хозяйствование – 2 ч

План практического занятия

Экономическая система. Критерии классификации экономических систем.

1) Понятие экономической системы.

2) Технико-экономические, организационно-экономические и социально-экономические отношения как составляющие экономической системы.

3) Критерии классификации экономических систем: преобладающая в обществе форма собственности и механизм регулирования экономики.

Собственность. Теория прав собственности.

1) Сущность и понятие собственности. Субъект и объект собственности.

2) Собственность в юридическом и в экономическом смыслах.

3) Собственность и хозяйствование. Экономический интерес.

4) Теория прав собственности. Правомочия субъекта: владение, пользование, распоряжение.

5) Классификация видов и форм собственности.

Типы экономических систем. Cмешанная экономика.

1) Сравнительная характеристика экономических систем (рыночной, традиционной, командно-административной, смешанной).

2) Понятие смешанной экономики.

3) Модели в рамках экономических систем.

Переходная экономика. Особенности российской модели переходной

Экономики.

1) Сущность и понятие переходной экономики. Модели переходной эконо-

мики.

2) Особенности переходной экономики России.

3) Внешнеэкономическая политика России в переходной экономике.

Формирование открытой экономики.

Контрольные вопросы для самопроверки

1 Что понимается под экономической системой?

2 Охарактеризуйте доиндустриальную, индустриальную, постиндустриальную «ступени» в развитии экономических систем.

3 В чем суть цивилизационного и формационного подхода в анализе экономических систем?

4 В чем суть отношений собственности? Что включает в себя «полный пучок» прав собственности?

5 Как отличаются иерархический и стихийный способы координации экономической деятельности?

6 Приведите сравнительную характеристику экономических систем: нерыночных (традиционной, командно-административной) и рыночной. Как отличаются цели и средства в зависимости от типа экономической системы?

7 Охарактеризовать модели, существующие в рамках экономических систем.

8 Какова цель трансформации отношений государственной собственности в частную?

9 Какова взаимосвязь между собственностью и эффективным хозяйствованием? Что представляет собой экономическая реализация собственности?

10 Что представляет собой смешанная экономика?

11 Что представляет собой переходная экономика?

12 Охарактеризуйте известные Вам модели переходной экономики: эволюционная («градуализм»), радикальная («шоковая терапия»).

13 Объясните основные причины перехода России к рыночным отношениям и основные направления преобразований.

14 Какие этапы и формы прошла приватизация в России?

15 Что означает формирование открытой экономики для России?

Наши рекомендации