Задания для самостоятельной работы студентов. А Впишите в собственный глоссарий определения следующих терминов и понятий:производство; индивидуальное и общественное
А Впишите в собственный глоссарий определения следующих терминов и понятий:производство; индивидуальное и общественное, натуральное и товарное производство; общественный продукт; товар; производительные силы; средства производства: предметы труда, средства труда; предметы потребления; воспроизводство: суженное, простое и расширенное; воспроизводственный цикл: производство, распределение, обмен, потребление; разделение труда: специализация, кооперация; централизация, децентрализация производства; показатели эффективности производства: производительность труда, прибыль, Парето-эффективность; экономический выбор, рациональный выбор; альтернативные издержки, издержки упущенных возможностей, бухгалтерские издержки, вмененные издержки; рост вмененных издержек; взаимозаменяемость ресурсов; экономические ограничения: граница производственные возможностей; экономический рост и производственные возможности; товары будущего и товары настоящего.
1.4 Экономическая система. Собственность и хозяйствование – 2 ч
План практического занятия
Экономическая система. Критерии классификации экономических систем.
1) Понятие экономической системы.
2) Технико-экономические, организационно-экономические и социально-экономические отношения как составляющие экономической системы.
3) Критерии классификации экономических систем: преобладающая в обществе форма собственности и механизм регулирования экономики.
Собственность. Теория прав собственности.
1) Сущность и понятие собственности. Субъект и объект собственности.
2) Собственность в юридическом и в экономическом смыслах.
3) Собственность и хозяйствование. Экономический интерес.
4) Теория прав собственности. Правомочия субъекта: владение, пользование, распоряжение.
5) Классификация видов и форм собственности.
Типы экономических систем. Cмешанная экономика.
1) Сравнительная характеристика экономических систем (рыночной, традиционной, командно-административной, смешанной).
2) Понятие смешанной экономики.
3) Модели в рамках экономических систем.
Переходная экономика. Особенности российской модели переходной
Экономики.
1) Сущность и понятие переходной экономики. Модели переходной эконо-
мики.
2) Особенности переходной экономики России.
3) Внешнеэкономическая политика России в переходной экономике.
Формирование открытой экономики.
Контрольные вопросы для самопроверки
1 Что понимается под экономической системой?
2 Охарактеризуйте доиндустриальную, индустриальную, постиндустриальную «ступени» в развитии экономических систем.
3 В чем суть цивилизационного и формационного подхода в анализе экономических систем?
4 В чем суть отношений собственности? Что включает в себя «полный пучок» прав собственности?
5 Как отличаются иерархический и стихийный способы координации экономической деятельности?
6 Приведите сравнительную характеристику экономических систем: нерыночных (традиционной, командно-административной) и рыночной. Как отличаются цели и средства в зависимости от типа экономической системы?
7 Охарактеризовать модели, существующие в рамках экономических систем.
8 Какова цель трансформации отношений государственной собственности в частную?
9 Какова взаимосвязь между собственностью и эффективным хозяйствованием? Что представляет собой экономическая реализация собственности?
10 Что представляет собой смешанная экономика?
11 Что представляет собой переходная экономика?
12 Охарактеризуйте известные Вам модели переходной экономики: эволюционная («градуализм»), радикальная («шоковая терапия»).
13 Объясните основные причины перехода России к рыночным отношениям и основные направления преобразований.
14 Какие этапы и формы прошла приватизация в России?
15 Что означает формирование открытой экономики для России?