Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов
Курс «Уголовно-исполнительное право» разделен на Общую и Особенную части; каждая часть делится на темы. В Общей части рассматриваются понятие уголовно-исполнительного права, основные положения и тенденции развития уголовно-исполнительной политики российского государства в современный период, а также углубленное изучение основных категорий уголовно-исполнительного права: принципы, источники, нормы и правоотношения. Учитывая стремление нашего государства сделать отечественное уголовно-исполнительное законодательство соответствующим международно-правовым нормам и стандартам, в курсе уделяется значительное внимание изучению международно-правовых актов по вопросам исполнения наказания и обращения с осужденными. Значительное внимание уделяется освещению правового положения осужденных и системы учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.
Особенная часть курса посвящена изучению правового регулирования уголовных наказаний, связанных и не связанных с изоляцией осужденных от общества, правовому содержанию под стражей подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах и порядку освобождения от отбывания наказания.
Система изучения курса складывается из разнообразных форм усвоения учебного материала.
Лекционное занятие является одним из важнейших видов учебных занятий и составляет основу теоретической подготовки обучающихся. Его цель - дать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, акцентировав внимание на наиболее сложных и узловых вопросах темы, стимулировать активную познавательную деятельность обучающихся, способствовать формированию их творческого мышления.
Наличие учебников и учебно-методических пособий по изучению курса «Уголовно-исполнительное право» не может ставить под сомнение необходимость использования лекций, так как учебная литература может морально устареть, а лекция отражает состояние действующего законодательства и практики его применения на момент чтения. В лекциях по уголовно-исполнительному праву, частично носящих установочный характер, уделяется особое внимание новому законодательству, общей характеристике учебной литературы и другим материалам, имеющим значение для понимания излагаемых тем. Недооценка некоторыми учащимися лекций приводит, как правило, к большим трудностям в процессе изучения дисциплины, а иногда - к невыполнению учебного плана.
Наряду с этим материалы лекции помогают правильно уяснить основные наиболее сложные положения темы, отбираемые лектором с учетом типичных ошибок, допускаемых слушателями, а также сотрудниками органов внутренних дел при использовании уголовно-исполнительного законодательства в практической деятельности.
На лекциях по уголовно-исполнительному праву каждому обучающемуся рекомендуется иметь программу курса и по ней следить за тем, какие вопросы излагаемой темы освещаются, в каком объеме, а какие вопросы должны быть усвоены самостоятельно. Кроме того, по данной дисциплине слушатели должны иметь Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и Уголовный кодекс Российской Федерации. Это освобождает слушателя от необходимости записывать содержание статей закона, помогает ему лучше вникнуть в его смысл, углубить знание норм права, отслеживать излагаемый лектором анализ изучаемой статьи, выработать навыки толкования закона.
Лекции по уголовно-исполнительному праву следует записывать, однако не следует стремиться к дословному их воспроизведению. Это и невозможно, ибо нормальный темп речи быстрее письма. Даже слушателям, владеющим стенографией, не рекомендуется записывать лекцию дословно, так как стенографирование лекции отвлекает внимание от ее содержания, переключает его на одно лишь записывание, вызывает торопливость и боязнь отстать. Все это препятствует пониманию излагаемой темы. Поэтому лекции по уголовно-исполнительному праву рекомендуется конспектировать, т.е. записывать ее сокращенно, выделяя главное.
Для лучшего усвоения излагаемой лектором темы вопросы лекции следует нумеровать, подчеркивать. Новые для слушателя термины, понятия, определения, наиболее важные обобщающие выводы, ссылки на нормативные акты и другие источники, литературу необходимо записывать полностью, чтобы не допустить ошибки. Эти части лекции обычно выделяются лектором путем замедления темпа речи или путем повторения, чтобы слушатели успели записать все необходимое. Из речи лектора, как правило, можно понять, что является главным и что второстепенным. Слушателям рекомендуется записывать основные положения, а второстепенные можно лишь отметить или опустить. При этом важно воспроизвести в записи внутреннюю связь между излагаемыми положениями и доводами, строго соблюдая последовательность излагаемой темы и принятую в органах внутренних дел и подразделениях уголовно-исполнительной системы терминологию.
В тетради, предназначенной для записи лекций по уголовно-исполнительному праву, желательно оставлять поля для того, чтобы при изучении соответствующей темы по конспекту можно было делать замечания-дополнения, пояснения, отмечать возникающие вопросы. Поля могут понадобиться и в процессе записи лекции, если возникнут неясности, вопросы или необходимость зафиксировать свои мысли. Все заметки такого рода лучше всего делать на полях, чтобы не нарушать последовательности содержания лекции при ее записи.
На следующий день после лекции или учебных занятий следует внимательно разобраться в составленном конспекте и, если в этом есть необходимость, дополнить его, расшифровать неполные и сокращенные записи. Эту работу надо выполнить как можно быстрее, пока в памяти сохраняются положения лекции. Соблюдение этого правила позволяет выработать стереотип, направленный на полную отработку и логическое завершение анализа полученной информации. Индивидуальные приемы конспектирования лекции зависят от субъективных способностей, памяти и навыков самого обучающегося. Хорошо оформленный конспект лекции существенно облегчает последующую самостоятельную работу, имеет важное значение для подготовки к другим формам занятий и к экзамену.
Для успешного усвоения темы лекции по уголовно-исполнительному праву полезна предварительная подготовка к ней. Перед лекцией желательно внимательно прочесть соответствующую главу учебника (раздел учебного пособия) и методические указания к изучаемой теме.
Семинары органически дополняют лекции. На семинарах полученные знания должны быть углублены и закреплены на основе анализа конкретных вопросов, использования норм уголовно-исполнительного права в правоохранительной деятельности, а также преобразованы в умения и навыки применения теоретических знаний для решения практических задач, принятия правильных решений в ситуациях профессиональной деятельности.
Семинары позволяют детально проработать и усвоить соответствующую учебную тему. Поэтому участие слушателей на семинарах является обязательным. Если слушатель по какой-либо причине не присутствовал на семинаре, он должен пройти индивидуальное собеседование с преподавателем по пропущенной теме.
Подготовку к семинару следует начинать с' изучения соответствующего раздела учебной программы, конспекта лекции, методических рекомендаций, нормативного материала и основной литературы, указанных в данных методических указаниях. Незнание этих обязательных источников оценивается как неподготовленность обучающегося к семинару. Для более глубокого и полного овладения знаниями желательно изучить также и дополнительную литературу к темам, которая обогащает обучающегося соответствующей информацией, расширяет его общий кругозор и профессиональные знания.
Большую помощь при освоении материалов учебного курса курсантами и слушателями университета окажет изучение ими юридических журналов и специальных изданий: «Ведомости уголовно-исполнительной системы», «Преступление и наказание», «Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление», «Казенный дом».
В ряде случаев изучение рекомендованной литературы сопряжено с необходимостью прочитывать большой объем материала, излагаемого в учебных пособиях и научных трудах. Преодолеть эту трудность помогает уяснение цели чтения соответствующих источников. Наличие цели позволяет читать быстро, концентрируя внимание на главном. При быстром чтении устанавливается более тесная связь между смысловыми частями текста, параграфами, главами.
Цели чтения могут быть различными: общее знакомство с содержанием источника; сбор дополнительного материала по изу чаемому вопросу; отыскание определений, понятий, терминов; подбор доказательств и примеров; изучение источника для решения определенной проблемы, практической задачи.
Особенно важно при подготовке к семинару законспектировать изучаемый материал. Он способствует развитию навыков анализа документов, умению сжато сформулировать основные положения, отделять главное от второстепенного, несущественного. Вместе с тем процесс конспектирования способствует уяснению и запоминанию прочитанного. Хорошо законспектированный материал может неоднократно потребоваться на практической работе.
Подготовка к семинару должна завершаться составлением развернутого плана ответа на каждый вопрос, выносимый на занятие, с ссылками на статьи законов и подзаконных актов.
На семинарах следует проявлять активность и стараться участвовать в обсуждении вопросов, следя за выступлением других слушателей, и быть готовым дополнить выступление отвечающих или внести соответствующие коррективы в высказываемые ими суждения.
Для закрепления полученных знаний по уголовно-исполнительному праву в методических указаниях даны практические задания и сформулированы задачи, которые слушатели должны выполнить (решить) индивидуально в процессе изучения каждой темы. Ответы на задачи должны быть мотивированными со ссылками на соответствующие нормативные акты. Выполненные практические задания и ответы на задачи должны быть записаны в отдельной тетради, которая периодически будет проверяться преподавателем.
Особое место в системе форм изучения курса занимает самостоятельная работа обучающихся. Умение самостоятельно работать необходимо не только для овладения знаниями вузовского курса. Такое умение является условием творческой деятельности в органах внутренних дел. Вот почему обучающийся должен научиться самостоятельно работать, добывать знания, уметь учиться.
Самостоятельная подготовка обучающихся проводится в соответствии с Положением об организации самостоятельной подготовки курсантов и слушателей Московского университета МВД России.
Плодотворному усвоению материала способствует:
- активная позиция в процессе обучения, которая усиливается при осознании цели обучения, стремлении полнее проявить и раскрыть свои творческие способности;
- систематичность и последовательность работы над изучаемым материалом;
- нацеленность на последующее активное использование полученных знаний для решения практических задач.
При этом полезно следовать таким рекомендациям:
- чтобы осмысленно усвоить новые понятия, категории, термины, целесообразно вести в своей рабочей тетради специальной словарик, который поможет успешно овладеть новой терминологией и практикой ее употребления в профессиональном лексиконе;
- не следует бояться непонятного, если при изучении материала возникают вопросы, - это свидетельствует о том, что мышление
проникает в глубь явления; вопросы, которые не удалось решить самостоятельно, ставьте на семинарах и практических занятиях, активно участвуйте в их коллективном обсуждении.
Консультация является одной из форм руководства работой обучающихся и оказания им помощи в самостоятельном изучении учебного материала. Если обучающийся получил неудовлетворительную оценку на занятиях, пропустил занятия или слабо усваивает программный материал, он обязан в двухнедельный срок в часы самоподготовки явиться к преподавателю на консультацию-собеседование и ликвидировать задолженность и получить положительную оценку.
Текущие консультации проводятся преподавателем, ведущим занятия в учебном взводе (группе), дежурным преподавателем регулярно в часы самостоятельной подготовки обучающихся и носят как индивидуальный, так и групповой характер. Предэкзаменационные консультации проводятся экзаменатором в соответствии с расписанием экзаменационной сессии.
Контрольная работа (домашняя) выполняется письменно в виде ответов на теоретические вопросы и выполнения практических заданий (решения задач) в объеме изученного материала.
По результатам контрольной работы выставляется дифференцированная оценка в ведомость по учету результатов проверки письменных работ и зачетную книжку.
Предварительная аттестация
отвесогласно Положению «О контроле текущей успеваемости курсантов (слушателей, студентов) Московского университета МВД России» проводится по каждой преподаваемой дисциплине (не реже одного раза в семестр и не позднее чем за две недели до его окончания) в целях подведения промежуточных итогов текущей успеваемости, анализа состояния учебной работы обучающихся во взводах, на курсах и факультетах, выявления неуспевающих, оперативной ликвидации задолженностей.
Сроки проведения предварительной аттестации определяются Управлением учебно-методической работы в соответствии с графиком учебного процесса. В установленные сроки преподаватели по результатам текущей успеваемости выставляют в журналы учета посещаемости и успеваемости обучающихся оценки, отражающие рубежный итог учебной работы обучающихся по конкретной дисциплине («5», «4», «3» или «2»). Обучающиеся, не имеющие текущих оценок из-за большого количества пропусков занятий, указываются как неаттестованные (отметка в журнале «н/а»).
Обучающиеся, неаттестованные или получившие по результатам предварительной аттестации неудовлетворительные оценки, в двухнедельный срок после объявления результатов предварительной аттестации должны ликвидировать образовавшиеся задолженности. В исключительных случаях (для больных, находящихся в командировке) группой обеспечения учебного процесса факультета совместно с руководством курса, по согласованию с руководством кафедр, устанавливаются индивидуальные сроки сдачи задолженностей.
Экзамен по уголовно-исполнительному праву преследует цель оценить:
- работу слушателя за курс (семестр);
- прочность полученных слушателем знаний по уголовно-исполнительному праву и умение их применять при решении вводных задач.
Основанием допуска к экзамену является:
выполненная (на положительную оценку) контрольная работа;
прохождение тестирования и получение предварительной аттестации;
наличие у слушателя положительных оценок на семинарах;
выполнение всех практических заданий к семинарам и решение задач;
отработка на консультациях (в часы самоподготовки) неудовлетворительных оценок, полученных на семинарах, и пропущенных занятий.
Подготовка к экзамену по уголовно-исполнительному праву должна проводиться постоянно в течение всего семестра. Требования, предъявляемые на экзамене, определяются программой по курсу. Поэтому не рекомендуется готовиться к нему по различным вопросникам. В основу подготовки к экзамену должна быть положена учебная программа по уголовно-исполнительному праву. Однако надо помнить, что в билетах вопросы могут быть сформулированы несколько иначе, чем в программе.
Экзамен по уголовно-исполнительному праву сдается по билетам, содержащим два вопроса и задачу. Предварительное ознакомление обучающихся с экзаменационными билетами не допускается. Взяв билет, следует тут же прочесть вопросы и, если какой-либо из них недостаточно понятен, попросить преподавателя уточнить его. Обучающийся готовится к ответу за отдельным столом. Во время подготовки к ответу по взятому билету можно пользоваться только учебной программой по уголовно-исполнительному праву. Последняя помогает сосредоточить внимание на узловых моментах поставленного вопроса и уточнить его связь с другими положениями данной дисциплины. Нормативные источниками можно использовать, только после ответа на теоретические вопросы при решении задачи.
При подготовке к ответу следует избегать двух крайностей - схематичности и «бедности» ответа, а с другой - ненужных подробностей. Умение отличать главное от второстепенного является одним из показателей основательного знания предмета.
Готовясь к ответу на вопросы, следует продумать не только содержание, но и форму ответа, слушатель юридического института должен уметь последовательно, четко и ясно отвечать на поставленные вопросы. Отвечать надо именно на поставленный вопрос, не подменяя его другими. Не следует начинать ответ издалека, занимать время длинными вступлениями, но нельзя и сводить ответ к трем-четырем фразам. Слишком краткий ответ, как правило, не раскрывает темы и не дает преподавателю возможности судить о подготовленности слушателя.
Выслушав ответ на данный вопрос, либо ответы на все вопросы по билету, преподаватель может поставить дополнительные вопросы. Ответы на эти вопросы даются более кратко, чем на вопросы по билету. Если эти вопросы окажутся для слушателя сложными, и он не может сразу на них ответить, то можно обратиться к преподавателю с просьбой предоставить время для подготовки к ответу.
При оценке знаний слушателей на экзамене по уголовно-исполнительному праву учитываются:
- объем знаний по учебному вопросу;
- понимание изученного, самостоятельности суждений, уверенность и четкость в изложении;
- соблюдение требований устной и письменной речи;
- степень глубины знаний по уголовно-исполнительному праву и умение применять их при решении вводных задач.
Оценка «отлично» выставляется, если слушатель в полном объеме усвоил программный материал, исчерпывающе раскрыл теоретическое содержание вопросов билета (задания), увязывая его с задачами и деятельностью органов внутренних дел, не затрудняется с ответом на дополнительные вопросы экзаменатора, успешно выполнил практические задания, продемонстрировав необходимые навыки, умение правильно применять теоретические знания в практической деятельности, правильно обосновал принятые решения, умеет самостоятельно анализировать, обобщать и последовательно, логически стройно, аргументировано излагать материал, не допуская ошибок.
Оценка «хорошо» выставляется, если слушатель знает программный материал, по существу и последовательно изложил содержание вопросов билета, правильно выполнил практические задания, в целом владеет необходимыми умениями и навыками, при ответе не допустил существенных ошибок, неточностей.
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если слушатель усвоил только основные положения программного материала, содержание вопросов билета изложил поверхностно, без должного обоснования, допускает неточности и ошибки, недостаточно правильные формулировки, нарушает последовательность в изложении материала, практические задания выполнил не в полном объеме, испытывает затруднения при ответе на часть дополнительных вопросов.
Оценка «неудовлетворительно» (не зачтено) выставляется, если слушатель не знает основных положений программного материала, при ответе на вопросы билета допустил существенные ошибки, не выполнил практическое задание, не смог ответить на большинство дополнительных вопросов или вообще отказался от ответа на билет.
При оценке теоретических знаний и практических умений и навыков обучающегося на экзамене (зачете) учитывается также его текущая успеваемость по дисциплине, участие в работе на семинарских, практических, лабораторных и других видах занятий, уровень выполненных им контрольных и курсовых работ, рефератов, практикумов и т.п. В случае необходимости преподаватель может задавать обучающемуся дополнительные вопросы по тем разделам или темам учебной дисциплины, по которым, по результатам текущей успеваемости и посещаемости занятий, знания обучающегося вызывают сомнения.
Слушатель, пользующийся на экзамене неразрешенными материалами и записями, по решению экзаменатора удаляется из аудитории либо берет другой билет. Слушатель, нарушающий установленные правила поведения на экзамене, привлекается к дисциплинарной ответственности. По решению экзаменатора ему могут быть заданы дополнительные вопросы по любому из вынесенных на экзамен разделов дисциплины.
Результаты экзамена заносятся в экзаменационную ведомость, зачетную книжку, учебную карточку обучающегося и журнал учета посещаемости и успеваемости обучающихся.
Преподаватель не обязан обосновывать выставленную оценку.
Пересдача экзамена по дисциплине допускается не более одного раза. При получении обучающимся повторной неудовлетворительной оценки окончательное решение об уровне его подготовленности принимает комиссия, назначаемая распоряжением начальника университета или его заместителем, курирующим учебную работу в количестве не менее 3-х человек по представлению начальника соответствующей кафедры после завершения сессии. Обучающийся, знания которого комиссией оценены как неудовлетворительные, отчисляется из Университета.
Повторная сдача экзамена (письменной работы, вносимой в приложение к диплому) с целью повышения ранее полученной положительной оценки, разрешается не более чем по двум дисциплинам на последнем семестре теоретического обучения до принятия решения о допуске к итоговой государственной аттестации, на основании рапорта обучающегося на имя начальника университета или его заместителя, курирующего учебную работу. Прием экзамена (проверка письменной работы) проводится комиссионно.