Экономическая мысль Древнего Мира и Средневековья
Экономическая мысль начинается с глубокой давности, когда впервые появляются отдельные высказывания, идеи, имеющие экономический характер, а затем постепенно зарождается экономическое мышление.
Экономическое мышление древнего мира отображало черты социально-экономического и политического развития общества того времени.
Один из первых известных нам памятников экономической мысли относится к литературе Древнего Египта. Сочинения “Поучения гераклеопольского царя своему сыну Мерикара”, “Изречения Ипусера”, “Пророчество Неферти”, различные административно-хозяйственные и юридические документы - примеры зарождения экономической мысли в Древнем Египте.
Особенность экономической мысли Древней Индии ІІ ст. до н.э. состоит в том, что она имеет ярко выраженную религиозную окраску, уделяет большое внимание обоснованию неприкосновенности кастового порядка. Тем не менее, в древнеиндийской литературе имеются сведения об экономическом порядке государства, а также отражены практические познания в области ведения хозяйства, даются рекомендации относительно его управления. Наиболее известными книгами являются “Законы Ману”, “Артхашастра”.
Экономическая мысль Древнего Китая возникла и развивалась в рамках философских и политических учений. Основными направлениями древнекитайской общественной мысли были конфуцианство, легизм, даосизм и моизм, которые сформировались в IV-ІІІ ст. до н.э. Конфуцианство, например, это учение, которое было создано Конфуцием и его последователями и было направлено на обеспечение стабильности рабовладельческого порядка, который формировался тогда, укрепление авторитета государства.
Большую роль в истории экономических учений Древней Греции сыграли произведения известных философов Ксенофонта (бл. 430-355 гг. до н.э.), Платона (428-348 гг. до н.э.), Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) и других. Экономические взгляды Ксенофонта изложены в работе “Домострой”, подготовленной как руководство для ведения рабовладельческого хозяйства. Определяя предмет домоводства, он характеризовал его как науку о ведении и обогащении хозяйства. Основной областью рабовладельческой экономики Ксенофонт считал земледелие, которое он квалифицировал как наиболее достойный вид занятия. К ремеслам и торговле он относился очень отрицательно. Одним из наиболее выдающихся мыслителей Античной Эпохи был ученик Сократа - Платон. Основные политико-экономические работы - “Диалоги”, “Государство”, “Законы”. Так же, как и Ксенофонт, Платон в целом придерживался “натурально-хозяйственной” концепции.
Одним из первых, кто пытался анализировать экономические явления, был древнегреческий мыслитель Аристотель. Поэтому его можно с уверенностью назвать первым экономистом в истории науки. В особенности нужно выделить его произведения “Никомахова этика”, “Политика”, где рассматривались социальные и политические вопросы. Рассуждая о путях приобретения богатства, Аристотель разделял экономику и хрематистику. Цель экономики - приобретение потребительных стоимостей, необходимых для жизни и ведения домашнего хозяйства, а хрематистика - позорное искусство наживать имущество путем торговли. Основная форма экономического мышления древних римлян и греков - это система взглядов на ведение частного рабовладельческого хозяйства.
После падения Римской империи (V ст.) начинается эпоха средневековья. Мышление средневекового человека имело теологический характер. Экономическая мысль еще не отделилась в самостоятельную область знания. Экономическая мысль средневековья тесно связана с экономической политикой государства, рассчитанного на поддержку феодального порядка, его стабилизацию.
Представление об экономических идеях раннего средневековья (VI-X ст.) дает старинная запись судебных обычаев франков “Салическая правда”, составленная в начале VI ст. н.э.
Развитие экономической мысли классического средневековья происходило под огромным влиянием христианской церкви. Самым большим авторитетом и выдающимся выразителем экономических идей того времени был Фома Аквинский (1225-1274), основными трудами которого являются “Сума против язычников“, “Сума теологии “.
В многогранном произведении “Повесть временных лет” (конец ХІ - начало ХІІ ст.), автором которого был монах Киево-Печерского монастыря Нестор, утверждается, что источником всякого богатства является труд. В документах позднего средневековья зафиксировано значительное распространение в Украине вотчинной формы собственности на землю. С тех времен до нас дошли некоторые актовые материалы, которые свидетельствуют о ведении учета доходов и обмена. Экономическая мысль того времени отражает развитие ростовщичества.