Тема 9.2. Способы обучения местного персонала в принимающей стране стилю менеджмента международной компании
Обеспечение зарубежного филиала международной компании в принимающей стране профессионально и психологически подготовленными кадрами с учетом характера, образа мышления, уровня культуры.
Организация обучения персонала принципам стиля деятельности головной компании, ориентации в условиях принимающей страны. Повышение деловой квалификации, разъяснение перспектив карьеры и возможностей финансовой компенсации за специфику работы за границей.
Тема 9.3. Специфика управления коллективами, в состав которых входят иностранные граждане. Специфика воздействия на персонал за рубежом.
Глобальный менеджер сталкивается с различными отличиями управления людскими ресурсами в принимающих странах от управления в государстве расположения головной компании: качественная разница в рынках труда, проблемы перемещения рабочей силы, стиль и практика управления, интернациональная ориентация, контроль, отношения с профсоюзами, недопустимость дискриминации по расе, полу, религии, этносу.
Инструменты воздействия менеджера на персонал за рубежом: лидерство руководителя, мотивация, коммуникация, контроль в функционировании системы ТНК.
Тема 9.4. Стратегия выдвижения на руководящие должности
Этноцентрическая ориентация международной компании. Полицентрическая ориентация международной компании. Геоцентрическая ориентация международной компании. Региоцентрическая ориентация международной компании.
Тема 10.1. Значение этики для глобального менеджера. Основные черты этичного ведения международного бизнеса.
Понятие этики. Этические ориентиры. Ошибки международного менеджера в этическом аспекте. Основные черты этического ведения международного бизнеса.
Корпоративная этика: производственные отношения, конкуренция, взятки, социальная ответственность. Учет национальной специфики в вопросах этноса, религии и пола. Необходимость учета менеджером требований покупателей, административных органов и подчиненных. «Кодексы чести» для добропорядочных бизнесменов.
Тема 10.2. Корпоративная культура как ресурс международного бизнеса
Управленческие проблемы международной фирмы. Элементы корпоративной культуры международной фирмы. Активная кура в процессе транснациональной экспансии. Факторы культурной трансформации. Методы и приемы культурной трансформации в рамках международного менеджмента. Влияние национального контекста на методы международного менеджмента. Формирование приверженности местного персонала международной фирме.
Кодексы чести и Хартии бизнесменов – сторонников ведения честного и строго регламентированного этическими правилами международного предпринимательства.
Тема 1. Понятие международного менеджмента
1. Теоретические основы курса «Международный (глобальный) менеджмент»
2. Категория «международный менеджмент». Место и роль курса международного менеджмента в управленческой подготовке.
3. Международный менеджмент как инструмент достижения конкурентоспособности на мировом рынке
4. Повышенные риски в условиях зарубежного предпринимательства
1.
Теоретические основы курса «Международный (глобальный) менеджмент»
Рост целостности и единства современного мира, усиление взаимосвязи и взаимозависимости между людьми и странами – это тенденция, которая проявляется в политической, экономической, социальной и культурной областях. Важнейшей частью этого процесса является глобализация экономики. Мировой рынок объединил национальные рынки и образовал глобальный рынок.
Глобализация рынков – это объединение исторически отдаленных и независимых друг от друга национальных рынков в глобальный рынок. Термин глобальный рынок ввел Теодор Левит. На глобальных рынках противостоят фирмы друг другу. Например кока-Кола и Пепси Ко. Происходит глобализация производства товаров, которая заключается в распространении производственной деятельности отдельных компаний по всему миру, в их стремлении приобретать факторы производства (рабочую силу, энергию, землю и капитал) в разных регионах, а также приближении производства к потребителю.
Глобализация непосредственно затрагивает и российскую экономику. Идут процессы слияний и поглощений в российской экономике, в которых участвует международный бизнес.
Глобализация мировых рынков капитала позволяет российским компаниям привлекать зарубежные инвестиции в ходе первичных публичных размещений акций как на российском фондовом рынке, так и за рубежом.
Для того чтобы дать определение категории «международный (глобальный) менеджмент», необходимо осмыслить понятие международного бизнеса как формы предпринимательства, в соответствии с которой товары и услуги производятся и реализуются в разных странах.
Международный бизнес – это основная форма предпринимательства, заключающаяся в сотрудничестве хозяйствующих субъектов двух или более стран с целью извлечения выгоды. К специфике этой формы относится осуществление производства и реализации товаров и услуг в разных странах с обеспечением основных факторов жизнеспособности предприятия:
- непрерывного совершенствования процесса производства;
- рациональной модели организационной структуры предприятия в условиях внешнеэкономической деятельности;
- научно обоснованного стратегического планирования.
Основополагающим принципом деятельности специалиста в области международного бизнеса является стремление к дальнейшему развитию международного разделения труда, способствующему прогрессу производительных сил и росту производительности труда в мировом масштабе. Такое разделение предполагает межотраслевую и внутриотраслевую специализацию производства.
Для национального хозяйства каждого государства определяющее значение имеет межотраслевая специализация производства с ведущими для экономики отраслями: промышленность со специализацией по конкретным отраслям (топливно-энергетический комплекс, металлургия, машиностроение и т.д.), сельское хозяйство – растениеводство, животноводство. Наиболее эффективной моделью специализации во всемирном хозяйстве является высокая степень развития наукоемких отраслей с дорогостоящей продукцией, которая характерна для США, членов Европейского союза и Японии. Остальные страны, с недостаточным уровнем развития производительных сил участвуют в международном разделении труда на межотраслевой основе как поставщики на мировой рынок минерального и сельскохозяйственного сырья, некоторых видов продовольствия.
Внутриотраслевая специализация, получившая распространение на современном этапе развития мировой экономики, основана на использовании результатов научно-технической деятельности. Ее направлениями стали предметная специализация (производство отдельных видов готовой продукции – электронной техники, металлообрабатывающих станков и т.д.); подетальная специализация (сосредоточение на выпуске узлов и деталей, которые используются в качестве комплектующих изделий для готовой продукции); технологическая специализация – изготовление для внешнего и внутреннего рынка заготовок, отливок и поковок).
К новым явлениям в международном разделении труда следует отнести интернационализацию НИОКР - это перенос транснациональными корпорациями центров научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ из страны головной компании в принимающие государства. Использование зарубежных исследовательских центров позволяет:
- получать новые технологии;
- нанимать более квалифицированных специалистов с невысокой заработной платой;
- контролировать деятельность конкурентов;
- снижать издержки производства и сбыта наукоемких изделий;
- использовать растущие кадровые ресурсы развивающихся государств и стран с переходной экономикой.
Размещать свои центры НИОКР за рубежом ТНК предпочитают в государствах, обладающих значительным числом квалифицированных кадров и проводящих активную научно-техническую политику. Для деятельности исследовательских центров ТНК за рубежом необходима также нормативная правовая основа с эффективной системой управления.
Теория глобального менеджмента базируется на положениях экономистов-теоретиков и основоположников школ и направлений менеджмента.
Базовыми концепциями глобального менеджмента:
1.Концепция абсолютных преимуществ (А. Смит), которая предусматривает организацию производства товаров и услуг в той стране, где выше производительность труда и качество продукции, а издержки производства ниже, чем в других странах. Такие условия дают возможность эффективно осуществлять экспорт товаров и услуг из страны с абсолютными преимуществами в другие страны. Абсолютные преимущества стимулируют развитие международного бизнеса.
2.Концепция сравнительных преимуществ (Д. Рикардо), предусматривает специализацию стран на производстве товаров и услуг с наименьшими издержками производства. Эта концепция дает основания для организации в стране производства нескольких видов товаров и услуг. В этом случае менеджеру предстоит выбрать и сосредоточить усилия на выпуске и экспорте той продукции, которая обладает абсолютными преимуществами, а остальные товары и услуги могут быть предназначены для внутреннего рынка, и часть потребностей в нем может удовлетворена за счет импорта.
Комбинация относительных и абсолютных преимуществ с присущей каждой нации организацией производства и государственной политикой обеспечивает фирмам разных стран преимущества в условиях конкуренции и высокую репутацию. Ориентировочно показатель сравнительных преимуществ (ПСП) какого-либо товара или услуги в определенной стране можно рассчитать по формуле:
где Эху - объем экспорта товара х страны у;
Эу - общий объем экспорта страны у;
Их - объем мирового импорта товара х;
И – общий объем мирового импорта.
Если ПСП больше 1, то для данной страны степень специализации на товаре или услуге Х сравнительно высока и ее доля экспорта сравнительно выше, чем средняя доля импорта этого товара или услуги. Следовательно, страна У обладает сравнительными преимуществами при специализации на товаре или услуге Х. Чем меньше ПСП, тем меньше степень сравнительных преимуществ.
Так, например конкурентоспособность корпораций США несомненна в производстве пассажирских самолетов (компания «Боинг»), мощных компьютеров (компания «ИБМ»), компьютерных программ (компания «Майкрософт»), оборудования для охраны окружающей среды, удобрений. В Германии конкурентноспособны товары, как автомобили, химикаты, сельскохозяйственные машины, оптические приборы, полиграфическое оборудование, в Японии такие компании как, телекоммуникационного оборудования, морских судов, автомобилей, бытовой электроники, итальянские фирмы – призванные производители керамических и текстильных изделий, спортивной обуви, упаковочного оборудования.
3.Концепция международного жизненного цикла продукта базируется на теории жизненного цикла продукта, выдвинутой американским экономистом Верноном. Он разделяет процесс сбыта любого товара на 4 стадии с целью акцентирования внимания предпринимателей на проблемах эффективности производства и сбыта товаров и услуг условиях быстро меняющейся конъюнктуры и острой конкурентной борьбы на внутреннем и мировом рынках при выходе на них с новым товаром.
Стадии жизненного цикла товара:
- нововведение
- быстрый рост спроса
- насыщение рынка
- спад
4. Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) – капиталовложения, рассчитанные на долговременные деловые отношения между предприятием страны – прямого инвестора и фирмами принимающей страны. ПИИ привносят в экономику принимающей страны капитал, новые технологии, современные методы управления предприятиями, эффективную систему сбыта товаров и услуг.
На выбор инвестором страны приложения прямых иностранных инвестиций влияют:
- темпы экономического роста;
-банковский процент и условия кредитов;
- издержки производства товаров и услуг;
- внешняя задолженность;
- политическая и макроэкономическая стабильность.
5. Концепция, базирующаяся на достижениях всех школ и направлений (начиная со школы научного управления Ф. Тейлор; административной школы – Г. Эмерсон, А. Файоль, Л. Уранк, М. Вебер; школы человеческих отношений – Э. Мэйо, А. Маслоу, М. Фольь; управленческой школы – Д. Форрестер, Р. Акофф).
Для квалифицированного менеджера глобального масштаба выходу на иностранный рынок должно предшествовать тщательно проведенное маркетинговое исследование – активное изучение рынка принимающей страны с выявлением национальных особенностей предпочтений потребителей. Большое значение в теории и практике международного менеджмента приобретает социальная составляющая как критерий эффективности в деятельности компании за рубежом (менеджеры глобального масштаба ставят первоочередной задачей не прибыльность фирмы, а максимальное удовлетворение запросов потребителей, которые могут резко отличаться в разных странах). Достижению высокой эффективности в деятельности компании за рубежом, ее конкурентоспособности способствует «человеческий капитал» - квалификация, инициатива и личные качества сотрудников.
2.