Вопрос 24. Место и роль России в современной мировой экономике.

В мире есть немало стран, оценка которых нередко зависит от субъективных факторов и может изменяться в зависимости от времени. Это положение неприменимо к потенциалу России, размеры, территория, многообразие климатических зон и ландшафта, а также населения на протяжении большей части ХХ в. неизменно получали самые высокие оценки со стороны практически всех мировых экспертов. Россия является самой большой страной в мире, занимая одну восьмую часть всей суши (более 17 млн. кв. км); протяженность ее сухопутных границ составляет почти 20 тыс. км, а береговая линия достигает почти 38 тыс. км. Одиннадцать часовых поясов проходят по территории России с востока на запад. Несмотря на относительную суровость климата в некоторых ее частях, на ее территории можно встретить большую часть имеющихся на земле климатических зон, широчайшую гамму фауны и флоры. По занимаемой площади территории США уступают России в 1,8 раза. Имея в своей основе население с европейскими традициями, Россия представляет собой единственное в своем роде евразийское государство, занимающее значительную часть территории как Европы, так и Азии. Своеобразное расположение России дает стране потенциальную возможность играть активную роль в этих двух частях света. С географической точки зрения через территорию России могут проходить достаточно экономически выгодные воздушные и сухопутные маршруты, связывающие Европу, Центральную и Юго-Восточную Азию. Вместе с тем огромная территориальная протяженность России не позволяет однозначно подходить к оценке ее географического потенциала. С одной стороны, географический потенциал дает возможность мощного развития внутреннего рынка и национальной экономики страны, опираясь исключительно на собственные возможности и ресурсы российских регионов. С другой стороны, даже широкая включенность России в мировые транспортные перевозки неизбежно ставит вопрос о доведении транспортной инфраструктуры до уровня мировых стандартов, которого трудно достичь без общего социально-экономического прогресса страны, который будет способствовать удешевлению транспортных услуг и повышению степени их экономической и экологической безопасности и надежности функционирования. В недрах России можно обнаружить практически все элементы таблицы Менделеева. Особую устойчивость экономике страны придает то обстоятельство, что по запасам энергетического сырья Россия занимает ведущие позиции в мире. Так, по имеющимся оценкам доля России в мировых оцениваемых запасах нефти составляет 13-15%, природного газа - 42%, угля - 43%. Как уже отмечалось, страна располагает самой протяженной в мире береговой линией, что дает в ее распоряжение значительные площади и подводные ресурсы континентального шельфа. Перспективные морские запасы углеводородов только российского Крайнего Севера вполне соизмеримы с аналогичными запасами в зоне Персидского залива и Каспийского бассейна. Большая часть энергетических ресурсов в шельфовой зоне еще полностью не исследована и может оказаться значительно выше имеющихся в настоящее время оценок. По показателям разведанных запасов энергетического сырья в недрах России сосредоточено 13% (7 млрд. т) мировых запасов нефти, 35% - природного газа и около 12% - угля. 1 место - природный газ; 2 место - бурый уголь, картофель, молоко; 3 место - нефть, серная кислота (в моногидрате); 4 место - электроэнергия, чугун, сталь, железная руда, вывозка деловой древесины, хлопчатобумажные ткани, зерновые и зернобобовые культуры, сахарная свекла; 5 место - готовый прокат черных металлов, пиломатериалы, минеральные удобрения; 6 место - каменный уголь, целлюлоза, мясо (в убойном весе), масло животное; 8 место - чулочно-носочные изделия, улов рыбы; 11 место - легковые автомобили, цемент; 12 место - шерстяные ткани, обувь; 14 место - бумага и картон, сахарный песок (из отечественного сырья), масло растительное.

Сердцевину экономического потенциала России составляют ее люди. По численности населения Россия находится на шестом месте в мире после Китая, Индии, США, Индонезии и Бразилии. Уровень образованности и профессиональной подготовки российских граждан таков, что они способны, по признанию зарубежных партнеров из самых разных стран, решать любые технические и экономические проблемы, адаптироваться к различным условиям производственной и коммерческой деятельности. Система высшего образования в стране по-прежнему готовит надежные и перспективные кадры по современным направлениям развития человеческого общества в русле мировых тенденций. Одним из доказательств высокого профессионального уровня российских специалистов в области естественных наук является высокий спрос на них практически во всех развитых странах. В последние годы все больше российских граждан, имеющих образование и опыт работы в сфере управления, маркетинга, финансов приглашаются на фирмы разных стран, работающие на рынках России или с российскими партнерами. Вместе с тем в стране еще не найден механизм максимально эффективного использования людских ресурсов. Вообще проблема эффективности их использования резко обострилась в 90-е годы, поскольку Россия стала терять многие миллиарды долларов на "утечке человеческого капитала" из страны, т.е. перед ней возникла проблема, которая ранее считалась присущей только развивающимся странам. Общим благоприятным фоном для решения этой проблемы может стать установление в стране соответствующего социального климата, характерного для обществ с развитой экономикой. Именно потому, что должным образом не приведены в действие человеческие ресурсы, Россия замыкает первую восьмерку развитых стран мира по объему производимого в настоящее время валового внутреннего продукта. Подсчеты на основе различных методик (по паритету покупательной способности валют или по обменному курсу) показывают, что ВВП России едва достигает 10% ВВП США, а на душу населения российский показатель меньше американского более чем в 5 раз. Уровень и масштабы конкурентной борьбы на исходе ХХ в. таковы, что с показателями российской экономики (особенно по сравнению с американскими) страна вряд ли может рассчитывать на место в "призовой тройке" ранее, чем в середине, а то и к концу следующего столетия. Именно на обеспечение своей конкурентоспособности Россия должна обратить внимание безотлагательно. Таким образом, активное вступление России в систему мирохозяйственных связей требует от нее выработки неординарной стратегии поведения и принятия нестандартных решений, в том числе имеющих рыночное содержание и наполнение. На протяжении большей части ХХ в. реакция России на экономическое отставание от ведущих стран Запада состояла в проведении политики сверхконцентрации и сверхцентрализации экономических ресурсов на государственном уровне с последующим выбором приоритетных областей их приложения. Новой элите России придется самостоятельно искать творческое решение этой российской проблемы, опираясь на удачный опыт российских достижений в прошлом. В особенности, здесь может пригодиться практика развития российского ракетно-космического комплекса, которая по-прежнему позволяет России во многих случаях "разговаривать" и сотрудничать на равных с США. Благодаря мировому признанию российских технологий в ракетостроении и освоении космоса вообще Россия находится на одних из самых передовых рубежей освоения космического пространства. Богатый природный энергетический потенциал обеспечивает России весьма выгодное положение. Она по-прежнему является единственной крупной мировой державой, полностью удовлетворяющей свои энергетические потребности за счет собственных ресурсов. По запасам минерального топлива на душу населения Россия находится впереди всех крупных промышленно развитых государств. В этих условиях торговля энергоносителями и минеральным сырьем до сих пор выступает главным реальным профилем специализации страны в международном разделении труда и это можно оценивать не столько как слабость, сколько как важное временное стратегическое преимущество с национальной и глобальной точек зрения. Россия должна быть готова к тому, что мировое сообщество в перспективе резко ужесточит требования к уровню экологических стандартов для энергетических отраслей во всех регионах мира. В то же время устойчивость российского ТЭК одинаково необходима как для отечественных, так и для зарубежных потребителей, ибо продукция ТЭК составляет примерно 25% всей стоимостной величины выпуска национальной промышленности, а поставки энергетического сырья из России в последнее время покрывают 80% потребностей Украины, 100% - стран Балтии свыше 50% - стран Восточной и Центральной Европы и до 20% - западноевропейских стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Рыночные принципы все активнее внедряются в хозяйственную жизнь России, и поэтому страна становится все более открытой для воздействия конъюнктуры мировых хозяйственных связей. Организация внешней торговли, ее структура и динамика во многом характеризуют национальную экономику, ее проблемы и перспективы развития. Все более значительную роль в российской внешней торговле играют развитые страны. Хотя Россия традиционно "привязана" к экономике стран СНГ, ее внешняя торговая оказалась ориентированной на страны ЕС, Северной Америки и вообще государствах с развитой рыночной экономикой. Подобная ориентация во многом объясняется содержательной стороной экспортно-импортных операций. Дело в том, что преобладающими статьями российского экспорта до сих пор являются энергоресурсы и необработанная металлопродукция. Как показывают данные табл. 3, преимущественными торговыми партнерами России как по экспорту, так и по импорту в целом являются страны, входящие в ОЭСР, на которые приходится более трети торгового оборота. Роль стран СНГ географически остается важной, но экономически не отличается стабильностью. Между тем с точки зрения стратегической перспективы сохранение ближайших соседей в качестве важнейших партнеров не может не стать важным стабилизирующим фактором как для России, так и для других стран СНГ. В настоящий период трудно ожидать изменений в структуре и направлениях внешней торговли. Это неизбежно усиливает структурные диспропорции в экономике вообще и личном потреблении граждан в частности. Возможные перебои в импортных закупках многих видов товаров, особенно медикаментов и продовольствия, могут болезненно сказываться на социально-экономическом положении отдельных регионов, особенно северных и сибирских. Если же оценивать потенциальную роль внешней торговли в ВВП страны, то в России этот показатель не достигает пока и 25%, что значительно меньше, чем в развитых европейских странах. Вполне возможно, что дальнейшее увеличение роли и значения внешнеторговых связей способно в большей степени содействовать раскрытию экономического и научно-технического потенциала российской экономики. Однако для этого России следует отказаться от продаж своей продукции на мировых товарно-сырьевых рынках и начать играть более активную роль на рынках готовой продукции. Чем раньше Россия сумеет учесть изменяющиеся мировые тенденции, тем быстрее она сможет приспособиться к грядущим перепадам конъюнктуры на мировых рынках и тем быстрее окажется в состоянии выработать долгосрочную стратегию экономического поведения в сравнительно нестабильном и быстро меняющемся мире. Включение любой страны в мировую экономику происходит не только через внешнюю торговлю. В этом процессе важную роль играют такие явления, как движение капиталов и участие в мировой финансовой системе, включая мировой фондовый рынок. Растущая зависимость России от решений МВФ, Всемирного банка, безусловно, не способствует раскрытию ее потенциала в системе мирохозяйственных связей. Глубинная причина этого заключается в том, что современные мировые рынки капитала жестко поляризованы по оси "кредиторы-должники", и для того, чтобы "удержаться на плаву" стране-должнику необходимо иметь достаточные золотовалютные запасы. Равноправным членом мирового экономического сообщества страна может стать только тогда, когда она сумеет в полной мере раскрыть свой экономический потенциал, размеры, формы и методы использования которого будут сопоставимы с аналогичными характеристиками потенциала наиболее развитых стран мира.

Международное разделение труда (МРТ) – специализация отдельных стран на производстве определенных видов продукции, которыми страны обмениваются между собой. Россия все больше включается в систему международного разделения труда. При этом ход этого включения имеет как позитивные, так и негативные аспекты. Позитивным моментом является то, что Россия может приобретать необходимые ей товары на мировом рынке по ценам ниже затрат их собственного производства. В свою очередь, при экспорте собственной продукции страна получает выгоду, если внешние цены выше внутренних. Место и роль любой страны в мировом хозяйстве, международном разделении труда и в интернационализации хозяйственной жизни зависят от многих факторов. Однако, основными из них являются следующие: уровень и динамика движения национальной экономики; степень ее открытости и вовлеченности в МРТ; прогрессивность и развитость ВЭС; умение национальной экономики адаптироваться к условиям международной хозяйственной жизни и одновременно воздействовать на них в желаемом направлении. В современном мировом хозяйстве в настоящее время выделяется четыре группы стран: промышленно-развитые (информационное общество); новые индустриальные страны; развивающиеся страны (с подгруппой слабо развитых стран); страны с переходной экономикой. Первые три группы стран сформировались в процессе международного разделения труда, т.е. международной специализации и кооперации в мировом хозяйстве. Четвертая группа стран сформировалась на основе иного принципа – построения рыночной модели хозяйствования. В настоящее время в эту группу стран ходят бывшие социалистические страны, в том числе и Россия. По мере построения рыночной экономики, перед странами с переходной экономикой неизбежно встает вопрос: какое место они займут в системе современного международного разделения труда (МРТ) в мировом хозяйстве, функционирующем на рыночной основе. В то время как Россия (СССР) в рамках социалистического разделения труда специализировались фактически на всех видах деятельности (наукоемкое производство, производство готового продукта производственного и потребительского назначения, добыча и переработка сырьевых ресурсов) исходя из положения «старшего брата» в мировом социалистическом хозяйстве, т.е. в большой степени политической целесообразности нежели экономической, в мировом хозяйстве в 60-70е годы ХХ века формировались современные теории и планы модернизации международного разделения труда. В основе современных теории МРТ лежат два принципа: взаимозависимости всех стран в мировом хозяйстве и взаимодавлении на мировом рынке. Наиболее концентрированно принцип взаимозависимости проявляется в структурной взаимозависимости, т.е. когда страны настолько взаимосвязаны, открыты друг другу, что изменения экономики одной страны непременно сказываются на другой. Так переход промышленно - развитых стран в новую стадию развития - «информационное общество» поставил вопрос о том, кто займет нишу обрабатывающей промышленности, т.е. производство готовых товаров и услуг производственного и потребительского назначения. На основе новых теорий МРТ в 60-70 годы ХХ века сформировались планы перестройки международной специализации и кооперации. Согласно данным планам, промышленно - развитые страны концентрируют свои усилия на производстве наукоёмкой продукции на основе высокотехнологического производства и высококвалифицированной рабочей силы. Новые индустриальные страны специализируются на производстве готового продукта производственного и потребительского назначения на основе квалифицированного труда и современных технологиях и поставляют его на мировой рынок. Развивающиеся страны (прежде всего, слабо развитые) концентрируются на производстве сырья и полуфабрикатов на основе неквалифицированной рабочей силы и материалоёмкого производства. Анализ указанных процессов перестройки современного МРТ показывает, что Россия может участвовать в системе современного МРТ в каждой из указанных групп. В то же время наиболее реальным нужно считать специализацию России в производстве готового продукта, прежде всего производственного назначения, и выхода с ним на мировой рынок на основе сравнительно квалифицированной рабочей силы (прежде всего ВПК) и, а это наиболее актуально, современных технологий. Таким образом, в обозримой перспективе, Россия может реально конкурировать в современном МРТ за рынок готовой продукции, прежде всего производственного назначения на основе модернизации отечественного производства и освоения современных технологий.

Интеграция России в мировую экономику подразумевает под собой постепенное присоединение страны к международным финансовым институтам. МВФ И РОССИЯ. Вступление в МВФ предоставило России возможности получения значительных сумм в конвертируемой валюте в качестве ссуд. Однако, как известно, кредит дается на условиях целевого использования, срочности, платности и возвратности. Так если для коммерческих банков три последние условия являются первостепенными и наиболее важными, то МВФ придает огромное значение целенаправленности выданных кредитов. Вот почему предоставление ссуд неразрывно связывается, если не сказать зависит, от выполнения определенных политико-экономических требований, которые содержатся в разрабатываемых программах экономической стабилизации. Главные положения Меморандума об экономической политике:

¾ сокращение бюджетного дефицита для стабилизации экономики. Как правило, любое сокращение дефицита бюджета происходит за счет урезания расходов на социальные нужды;

¾ прекращение кредитования неперспективных предприятий. Но в связи с тем, что количество подобных предприятий довольно значительно, то реализация этого положения может вызвать глубочайший кризис из-за всплеска безработицы;

¾ сокращение темпов инфляции. Для этого нужно остановить «печатный станок», т.е. прекратить эмиссию денег в обращение, что при наличии опять-таки бюджетного дефицита скажется на социально незащищенных слоях населения;

¾ реорганизация сельскохозяйственного и энергетического секторов экономики с целью увеличения денежных валютных поступлений. Воплощение в жизнь данного пункта неминуемо натолкнется как на недостаточность финансирования подобного преобразования, так и на отсутствие устоявшейся нормативной базы.

Взаимоотношения между Россией и МВФ по поводу предоставления кредитов не отличались особой постоянностью и равномерностью. Так, после получения первого кредита «stand-by» в размере 1,04 млрд. долл. (5 августа 1992 г.), при использовании которого фонд требует от страны-заемщика выполнения сравнительно мягких условий, затем последовал годичный перерыв в кредитовании, обусловленный невыполнением договоренностей со стороны заемщика. Действительно, в декабре 1992 г. эмиссия Центрального Банка составила 1,3 трлн. руб., что превысило сумму за предшествующие одиннадцать месяцев. Инфляция достигла 10% в неделю, что при учетной ставке в 80% в год послужило толчком к переводу рублей в иностранную валюту, в основном в доллары. Планировавшийся дефицит бюджета в 5% ВНП также не был выполнен: уже в январе 1993 г. уровень дефицита равнялся 15% ВНП. Проведенный миссией МВФ в начале 1993 г. специальный анализ ситуации в России выделил ряд негативных моментов в осуществлении реформ. В итоге было констатировано «раскручивание инфляционной спирали» со всеми вытекающими из этого последствиями: отток капитала из страны, нежелание бизнесменов вкладывать деньги в России, ухудшение платежного баланса, рост бюджетного дефицита. Такие выводы послужили веским аргументом для «замораживания» кредитной линии. Лишь в последние годы ситуация с предоставлением России новых траншей начала изменяться.

РОССИЯ И МБРР. Россия вступила в банк только в июне 1992 г., а уже через 5 лет, к середине лета 1997 г., по данным Всемирного банка, вышла на второе место среди его крупнейших заемщиков, обогнав Индию и уступив лишь Китаю. Российская программа кредитования отличается от всех остальных своей непредсказуемой динамикой развития, масштабностью и сложностью проектов. Так, первые годы взаимоотношений с банком складывались непросто: огромные трудности переходного периода на начальном этапе значительно подорвали доверие к портфелю проектов РФ, ибо на начало 1996 г. состояние только 40% проектов оценивалось как удовлетворительное. В результате порядка 65% российских проектов было отнесено к разряду благополучных, к тому же в целом портфель постепенно выходит на уровень лучших в банке. Свой первый заем России Всемирный банк выделил в 1993 г. в размере 600 млн. долл. Он был предназначен на покрытие расходов, связанных со структурной перестройкой российской экономики. Кроме нефтяного сектора, Всемирный банк также направляет помощь на проведение сельскохозяйственной и земельной реформ, в социальную сферу, угольную промышленность, инфраструктуру и охрану окружающей среды. В настоящее время ВБ кредитует Россию в размере до 2 млрд. долл. в год. Однако ни у кого не вызывает сомнения, что эта сумма несоизмеримо меньше инвестиционных потребностей России на данном этапе развития. Вот почему основные цели займов и технической помощи Банка сводятся к тому, чтобы быть катализатором фискальной, правовой, институциональной реформ, так необходимых для привлечения отечественного и международного частного капитала и повышения эффективности государственного инвестирования.

РОССИЯ И ПАРИЖСКИЙ КЛУБ. 1997 г. ознаменовался для России двумя событиями, значение которых трудно переоценить. Так, во-первых, в июне этого года в Денвере пресловутая «семерка» согласилась предоставить свой членский билет полноправного участника еще одной стране — России. Следующим шагом в дальнейшей интеграции РФ в международную валютно-финансовую систему стало официальное присоединение России к деятельности Парижского клуба кредиторов в качестве государства-участника. Это событие явилось кульминацией ежегодной сессии МВФ и ВБ, проводившейся в Гонконге (Сянгане) в сентябре 1997 г. Теперь, опираясь на членство в клубе, Россия получает не только преимущества по взысканию со своих должников, но и также принимает на себя обязанности участвовать в решении вопроса облегчения задолженности беднейших стран мира. На вопрос, как изменится ситуация с долговыми активами России после вступления в Парижский клуб, в настоящий момент нельзя ответить однозначно. Дело в том, что структура долгов, общая сумма которых по приблизительным подсчетам оценивается порядка 150 — 160 млрд. долл., достаточно специфична. Так, основными должниками РФ являются бедные и безденежные африканские и азиатские страны, поэтому практически все долги можно отнести к разряду безнадежных. К тому же еще более усугубляет эту ситуацию тот факт, что при признании задолженности в полном объеме приблизительно от 40% своих требований придется отказаться сразу же. Именно столько составляют поставки военной техники, которые по правилам Парижского клуба подлежат списанию автоматически. Вдобавок ко всему долги, накопленные развивающимися странами перед СССР, определялись в рублях, а затем уже по заниженному курсу, установленному Госбанком (1 долл. = 90 коп.), переводились в доллары. Поэтому пересчет долговых активов, которого требуют некоторые должники, по более реалистичному курсу может привести к тому, что сумма общего долга окажется гораздо скромнее. Есть и другое важное следствие вступления РФ в Парижский клуб. Получив признание в качестве одного из крупнейших мировых кредиторов, Россия теперь имеет все основания поставить вопрос о пересмотре своего кредитного рейтинга, что, в свою очередь, должно непременно повысить результативность эмиссии евробондов, одного из способов пополнения бюджета страны.

"Восьмерка" (другое принятое название "Группа восьми") - неформальный механизм многостороннего взаимодействия, в рамках которого Англия, Германия, Италия, Канада, Россия, США, Франция, Япония, а также руководство Комиссии Европейских сообществ осуществляют обмен информацией и согласование подходов к глобальным международно-политическим, экономическим и другим проблемам. Растущее вовлечение России в международное сотрудничество в различных областях предполагает активное использование механизмов многостороннего диалога и взаимодействия, в том числе столь важного форума, как "восьмерка". Первыми шагами к установлению взаимоотношений между Россией и "семеркой" и последующему постепенному формированию "восьмерки" стали состоявшиеся в Мюнхене (1992 г.) и в Токио (1993 г.) встречи Президента России с лидерами ведущих индустриальных держав в рамках ежегодных саммитов "Группы семи". Начало оформлению "восьмерки" было положено в 1994 г. на саммите в Неаполе: его первая часть прошла в "семерочном" формате, а вторая - в формате "восьмерки" с участием в качестве равноправного партнера российского Президента. Было принято два итоговых документа: Коммюнике "семерки" (экономические и глобальные проблемы) и Заявление Председателя от имени "восьмерки" (внешнеполитические проблемы). Важным этапом дальнейшего становления "восьмерки" стал саммит 1995 г. в Галифаксе. Одним из его результатов явилось налаживание практического взаимодействия по ряду глобальных проблем и создание соответствующих механизмов сотрудничества - рабочих групп "восьмерки" .по нераспространению, борьбе с международным терроризмом и оргпреступностью, реформе социально-экономического сектора ООН. Принципиальное значение для становления "восьмерки" имела реализация принятого в Галифаксе предложения Президента России о проведении 19-20 апреля 1996 г. в Москве саммита "восьмерки" по ядерной безопасности. Сопредседателями саммита стали президенты России и Франции. Лидеры стран "восьмерки" приняли в Москве комплекс решений, нацеленных как на укрепление безопасной эксплуатации АЭС, так и на предотвращение незаконного оборота ядерных материалов. Помимо этого, на московском саммите были обсуждены актуальные политические проблемы: Ливан (принято отдельное заявление) и Босния и Герцеговина. В результате по политической насыщенности московский саммит приблизился к ежегодным встречам "восьмерки", способствовал перерастанию его из специализированного форума в событие широкого политического звучания.

Наши рекомендации