Менеджмент социально-культурной деятельности
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
БОУ СПО (ССУЗ) «КАРЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
Методическая разработка
по предмету:
«Экономика и менеджмент социально-культурной сферы»
Выполнила: Драпеко Татьяна Валерьевна, преподаватель ГОУ СПО (ССУЗ) «Карельский колледж культуры и искусств»
Петрозаводск
Содержание
Содержание. 2
Пояснительная записка. 2
Экономика, основные понятия. 2
Планирование. 2
Финансовый менеджмент сферы культуры.. 2
Менеджмент социально-культурной деятельности. 2
Маркетинг социально-культурной сферы. 2
Бизнес-планирование. 2
Принципы расчета заработной платы.. 2
Рекламная политика. 2
Социально-творческий заказ. 2
Фандрайзинг и проектирование. 2
Ценовая политика. 2
Источники, используемые в подготовке методической разработки. 2
Пояснительная записка.
В современных условиях функционирования культурно-досуговых учреждений одним из основных направлений деятельности является привлечений дополнительных ресурсов посредством осуществления платных услуг. Это целенаправленный процесс, вытекающий из потребности общества, обеспечивающий рентабельность учреждений культуры и творческий коллективов.
Одной из основных задач учреждений сферы культуры является выполнение Федеральной целевой программы «Развитие сферы культуры Российской Федерации», сохранение культурного наследия, научно-проектное и инфраструктурное обеспечение деятельности по сохранению объектов культурного наследия, широкое использование целевых культур, программ, созданных на определенную аудиторию, с целью повышения уровня культуры населения, учитывая творческие, экономические и организационные возможности персонала учреждений культуры.
Отношения учреждений культуры и населения в настоящее время выстраиваются в основном в коммерческой форме. Самофинансирование, расширение объемов платных услуг, создают значительные возможности для изменения отношения населения к учреждениям культуры. В связи, с чем предпринимательская деятельность учреждений культуры обеспечивает привлечение дополнительных финансовых средств в отрасль.
В современных условиях хозяйствования коммерциализация становиться неотъемлемой частью деятельности учреждений социально-культурной сферы. Так же в практике применения экономических механизмов в сферы культуры, расширяются возможности и приоритеты.
Важной задачей для формирования профессионалов данной сферы является изучение важных вопросов организации и управления сферы.
В связи с этим возникла необходимость создания сборника лекций и опорных конспектов по предмету «Экономика и менеджмент социально-культурной сферы».
Экономика, основные понятия.
Определения:
1. Ойкос и номос – экономика – законное ведение хозяйства.
2. Экономика – производство материальных и нематериальных благ.
3. Экономика – правильное и грамотное разделение труда
4. Экономика – осуществление производственного процесса в условиях ограниченности ресурсов.
Ресурсы экономики:
· Труд – совокупность физических и интеллектуальных способностей, вся рабочая сила создающая продукт;
· Капитал – вся материально-техническая база предприятия, т.е. имущество применяемое для производства продукта;
· Природные ресурсы - все естественные блага природы, используемые в производственном процессе;
· Предпринимательская способность;
Части экономики
· Макроэкономика – часть экономики, изучающая экономику в мировом понимании; показатели макроэкономики – ВНП, ВВП, экономический рост, занятость и безработица, инфляция и т.д.;
· Микроэкономика – внутреннее строение отрасли и конкретно организации и включает, следующие ресурсы: Кадровый; Финансовый; Материально-технический; Технологический; Инструментальный; Административный; Информационный; Временной;
Планирование
Клубное учреждение – УК - (Б, К, А) самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы ее развития, исходя из целей, предусмотренных его Уставом, наличия собственных творческих и хозяйственных ресурсов.
Планирование по классификации.
- По уровню государственного регулирования (Ф, Р, М, Л);
- Планы внутри организации(О, СП, Сотр)
- По срокам(крат., сред.долг-страгег)
- По содержанию деятельности(Э, Креативное, Соц)
- По административному назначению (Директивное, Рекомендательное, Прогнозное)
Принципы планирования
- Системный
- Пропорциональный
- Перспективный
Этапы планирования
- Административно-командная система (до 1986 г. админитративно-командная)
- Перестроечный период (1986 – 1991- система норм и нормативов)
- Пост перестроечный период (1991 г. до наших дней – программно-целевое планирование)
Другие виды (по важности)
- Календарный план
- Годовой план
- Тематический план
- Стратегический план
- Поурочный план
Финансовый менеджмент сферы культуры.
Финансирование-выделение денежных средств из определенных источников на конкретные цели: развитие отрасли, строительство объектов, содержание бюджетных учреждений, проведение социально-культурных мероприятий.
Две составные части - Формирование и использование финансовых средств.
Каналы и источники.
· Прямое;
· От предпринимательской деятельности;
· По Федеральной целевой программе «Развитие сферы культуры до 2020 г. » - целевое;
Примерная смета
Код ЭК | Наименование | Расчет-обоснование | Итого | 1 кв. | 2 кв. | 3 кв. | 4 кв. |
Зар.плата (Б+К+С) | ФОТ (штатное раписание) | 40000.00 (все сотрудники за год) | 10000.00 | 10000.00 | 10000.00 | 10000.00 | |
Начисления | 30,2 % | 14000.00 | 3500.00 | 3500.00 | 3500.00 | 3500.00 | |
Коммунальные | расчет | ||||||
И т.д. |
Источники финансирования:
- Ассигнования Учредителя;
- Сборы от продажи билетов и доходы от реализации сопутствующих услуг;
- Поступление по договорам (СТЗ);
- Добровольные пожертвования;
- Кредитные отношения;
- Доходы от предпринимаемой деятельности;
Финансирование обеспечивает:
- Оплата труда;
- Содержание зданий;
- Содержание библиотечных фондов;
- Материальное обеспечение творческой деятельности;
- Оснащение УК современными тех.средствами;
- Капитальный ремонт;
- Реставрация памятников
Менеджмент социально-культурной деятельности
Менеджмент - это управление, организация и создание (творческой) продукции.
Менеджмент – это система текущего и перспективного планирования, прогнозирования и организация деятельности, реализация продукции.
Менеджмент – умение добиться поставленной цели, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Создание системы управления кадрами, контроль над всеми изменениями, происходящими внутри учреждения культуры. Четкие обязанности, планирование финансовой деятельности.
Управление – самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленный на организационный аспект.
Менеджер – это исполнительный руководитель, обеспечивающий исполнение всего рабочего процесса в своей организации, создающий рентабельное предприятие на основе кадрового и материального ресурсов.
Основатель менеджмента американский металлург Фредерик Тейлор (1856-1915), ввел систему подготовки и переподготовки кадров, нормирование рабочего времени, принцип вознаграждения за достигнутые результаты.
Анри Файоль – единомышленник и продолжатель идей грамотного управления Фредерика Тейлора; создал функциональный подход в менеджменте, на основе, которого в социально-культурной сфере сформировалась специфическая система функций (т.к. работа ведется людьми и для людей функция координация разделилась на координацию и мотивацию).
Теоретический менеджмент | Менеджмент СКС |
1. Планирование | 1.Планирование |
2. Организация | 2.Организация |
3. Координация, реализация мотивация | 3. Реализация - Координация |
4. Контроль | 4.Мотивация |
5.Контроль |
11 ограничений менеджера:
· неумение управлять собой;
· размытые личные ценности;
· смутные личные цели;
· остановленное саморазвитие;
· недостаточность навыка решать проблемы;
· недостаток творческого подхода;
· неумение влиять на людей;
· недостаточное понимание особенностей управленческого дела;
· слабые навыки руководства;
· неумение обучать;
· низкая способность формировать коллектив.