Социальная политика и социальная зашита населения.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА.Рыночная экономика неизбежно связана с дифференциацией до­ходов населения, усилением неравенства, с проблемой бедности. Поэтому необходима социально ориентированная экономика, ставящая на первое место не темпы экономического роста, а рост благосостояния нации, создание равных стартовых возможно­стей для всех граждан страны. В этом случае требуется активное вмешательство государства, выработка эффективной социальной политики, которая должна быть направлена на регулирование от­ношений основных элементов социальной структуры общества, на согласование долгосрочных интересов социальных групп как друг с другом, так и с обществом в целом.

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

Теоретическая и методологическая проблема исследования социальной
политики в рамках макроэкономического анализа частично решается в работах нобелевского лауреата в области экономики за 1998 г. Амартин Сем. Экономическая наука не может абстрагироваться от проблем смысла существования человека. В книге «Об этике и экономике» он пишет: «Экономическая теория претендует на то, что она описывает реальных людей. Трудно представить себе, что на реальных людях никак не отражается сфера самоуглубления и самопознания, идущая от стартового вопроса. Для чего ты живешь?» — вопроса, который является также, как недавно указал Бернард Уильяме, мотивационным центром для этики. Могут ли люди, ко­торых изучает экономическая теория, действительно быть настолько бес­чувственными к этому вечному вопросу и придерживаться того прими­тивного практицизма, который приписывается им современной экономической теорией» (подробнее см. 13.7). Сен А. Об этике и экономике. М.: Наука, 1996. 164с.

Социальная политика изначально сформировавшись для регу­лирования социальных отношений в рамках капиталистической си­стемы, для поддержки членов общества, неспособных самостоятельно обеспечить себе источник приемлемого существования. Практически социальная политика по своему содержанию приравнивалась к обще­ственному вспомоществованию.

На современном этапе происходят серьезные изменения как в со­держании социальной политики, так и в расширении объектов ее влия­ния. Ее действие уже не ограничивается отдельными категориями на­селения (трудящимися, нетрудоспособными).

В качестве прямого объекта влияния социальной политики на­чинают выступать жизненные условия почти всех демографических и социальных категорий. Социальная политика вышла за пределы кор­ректировки негативных последствий экономического развития. Она сосредоточивается на профилактике и позитивном совершенствовании экономической системы. Значительное место занимает не только пе­рераспределение доходов, но и реализация новых направлений обеспе­чения населения социальными услугами, регулирования занятости, заработной платы и т.д. (рис. 12.3).

Рис. 26.7.3. Модель перераспределения доходов

В данной модели:

С — расходы домохозяйств на потребление;

S — сбережения домохозяйств;

I—инвестиции;

G — государственные расходы;

Те — косвенные налоги;

Td — прямые налоги;

Y— национальный доход;

В — трансферты.

Иными словами, с помощью социальной политики государство стремится воздействовать на поведение домохозяйств в качестве, про­давцов рабочей силы, потребителей, агентов сбережений и т.д. Особен­ностью социальной политики является жесткая взаимосвязь отдель­ных ее направлений.

Среди основных направлений современной социальной полити­ки можно выделить следующие (рис. 26.7.4).

Рис. 26.7.4. Основные направления социальной политики

ИЗ РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ: кто такие «новые бедные» в России?

Рыночные преобразования в российском обществе привели к преоблада­нию среди населения лиц, живущих в бедности. Как показывает анализ их социального состава, среди них преобладают специалисты, лица с выс­шим образованием. Рост слоя бедных произошел в результате массового обнищания интеллигенции, бывшей ранее среднеобеспеченной. Это и есть «новые бедные».

Основную часть «новых бедных» представляют люди активного воз­раста — 30—50 лет, почти 2/3 составляют семейные. Низкие текущие дохо­ды не позволяют не только приобщиться к новым стандартам потребления, но и значительно снижают уровень потребления, сводя его к минимуму выживания. Ухудшение материального положения отмечено практичес­ки по всем параметрам: питание, одежда, помощь родственникам, отдых и т.д.

Изменения условий жизни «новых бедных» повлияли на их восприя­тие социально-экономических процессов. Они стали бедными не по сво­ей вине, а в силу внешних обстоятельств, поэтому обогащение части насе­ления считают аморальным и неправомерным. А поскольку оплата труда не обеспечивает прожиточного минимума, то у этих людей отсутствует уверенность в завтрашнем дне.

«Новые бедные» — это не криминально ориентированный слой насе­ления. Он состоит из представителей интеллигенции: высокообразован­ных, трудоактивных, законопослушных. Не случайно они проявляют боль­шой интерес к проводимой правительством социальной политике, надеяться на действенность мер по уменьшению негативных последствий реформ: инфляции, безработицы, преступности, низких доходов.

ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОЕ НАСЕЛЕНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА.Важнейшее направление социальной политики рассчитано на экономически активное население, которое получает трудовое вознаграждение в виде заработной платы. Социальная политика в данном случае способствует созданию нормальных условий для оптимального использования труда на производстве, предотвра­щению вырождения и деградации работников.

Этот аспект социальной политики проявляется в установлении минимальной заработной платы во всей экономике и определении ос­новных параметров оплаты труда на государственных предприятиях (политика заработной платы). Задачами социальной политики также являются поддержание уровня и структуры занятости (политика заня­тости), законодательное определение условий труда на производстве и его охраны и т.п. Таким образом, социальная политика активно уча­ствует в формировании источников удовлетворения потребностей ра­ботников.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАШИТА.Следующее направление социальной политики — это прямая поддержка доходов населения через систему социального обес­печения. Государство непосредственно определяет денежные доходы нетрудоспособного населения, формирует их и предо­ставляет гражданам путем проведения социальной политики в результате перераспределения доходов общества. Таким обра­зом уменьшаются масштабы социального неравенства, порожда­емого при первичном распределении доходов, а также формиру­ются финансовые средства, предназначенные для социальной защиты населения.

Социальная защита населения включает систему мер, защищаю­щих любого гражданина страны от экономической и социальной де­градации не только в результате безработицы, но и при потере или рез­ком сокращении доходов, в случае болезни, рождения ребенка, производственной травмы, инвалидности, при наступлении старости и т.д., а также учитывается необходимость предоставления медицин­ских услуг и пособий семьям с детьми.

Доля и абсолютные размеры расходов на социальную защиту зависят от возможностей экономики и социально-политической си­стемы страны (табл. 12.2). Так, доля средств, расходуемых на соци­альную защиту, в ВВП в США — 13,8%, Японии — 12%, Великобрита­нии - 20,5%, Франции - 29,4%, ФРГ - 24,3%, Швеции - 33%.

Важным вопросом является источник финансирования соци­альных программ. В централизованной хозяйственной системе един­ственным гарантом выступает государство. В странах с развитой ры­ночной экономикой сложилась трехсторонняя система, в которой участвуют государство, работодатель и получатель этих средств.

Таблица 12.2

Наши рекомендации