Социальная политика и социальная зашита населения.
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА.Рыночная экономика неизбежно связана с дифференциацией доходов населения, усилением неравенства, с проблемой бедности. Поэтому необходима социально ориентированная экономика, ставящая на первое место не темпы экономического роста, а рост благосостояния нации, создание равных стартовых возможностей для всех граждан страны. В этом случае требуется активное вмешательство государства, выработка эффективной социальной политики, которая должна быть направлена на регулирование отношений основных элементов социальной структуры общества, на согласование долгосрочных интересов социальных групп как друг с другом, так и с обществом в целом.
ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА
Теоретическая и методологическая проблема исследования социальной
политики в рамках макроэкономического анализа частично решается в работах нобелевского лауреата в области экономики за 1998 г. Амартин Сем. Экономическая наука не может абстрагироваться от проблем смысла существования человека. В книге «Об этике и экономике» он пишет: «Экономическая теория претендует на то, что она описывает реальных людей. Трудно представить себе, что на реальных людях никак не отражается сфера самоуглубления и самопознания, идущая от стартового вопроса. Для чего ты живешь?» — вопроса, который является также, как недавно указал Бернард Уильяме, мотивационным центром для этики. Могут ли люди, которых изучает экономическая теория, действительно быть настолько бесчувственными к этому вечному вопросу и придерживаться того примитивного практицизма, который приписывается им современной экономической теорией» (подробнее см. 13.7). Сен А. Об этике и экономике. М.: Наука, 1996. 164с.
Социальная политика изначально сформировавшись для регулирования социальных отношений в рамках капиталистической системы, для поддержки членов общества, неспособных самостоятельно обеспечить себе источник приемлемого существования. Практически социальная политика по своему содержанию приравнивалась к общественному вспомоществованию.
На современном этапе происходят серьезные изменения как в содержании социальной политики, так и в расширении объектов ее влияния. Ее действие уже не ограничивается отдельными категориями населения (трудящимися, нетрудоспособными).
В качестве прямого объекта влияния социальной политики начинают выступать жизненные условия почти всех демографических и социальных категорий. Социальная политика вышла за пределы корректировки негативных последствий экономического развития. Она сосредоточивается на профилактике и позитивном совершенствовании экономической системы. Значительное место занимает не только перераспределение доходов, но и реализация новых направлений обеспечения населения социальными услугами, регулирования занятости, заработной платы и т.д. (рис. 12.3).
Рис. 26.7.3. Модель перераспределения доходов
В данной модели:
С — расходы домохозяйств на потребление;
S — сбережения домохозяйств;
I—инвестиции;
G — государственные расходы;
Те — косвенные налоги;
Td — прямые налоги;
Y— национальный доход;
В — трансферты.
Иными словами, с помощью социальной политики государство стремится воздействовать на поведение домохозяйств в качестве, продавцов рабочей силы, потребителей, агентов сбережений и т.д. Особенностью социальной политики является жесткая взаимосвязь отдельных ее направлений.
Среди основных направлений современной социальной политики можно выделить следующие (рис. 26.7.4).
Рис. 26.7.4. Основные направления социальной политики
ИЗ РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ: кто такие «новые бедные» в России?
Рыночные преобразования в российском обществе привели к преобладанию среди населения лиц, живущих в бедности. Как показывает анализ их социального состава, среди них преобладают специалисты, лица с высшим образованием. Рост слоя бедных произошел в результате массового обнищания интеллигенции, бывшей ранее среднеобеспеченной. Это и есть «новые бедные».
Основную часть «новых бедных» представляют люди активного возраста — 30—50 лет, почти 2/3 составляют семейные. Низкие текущие доходы не позволяют не только приобщиться к новым стандартам потребления, но и значительно снижают уровень потребления, сводя его к минимуму выживания. Ухудшение материального положения отмечено практически по всем параметрам: питание, одежда, помощь родственникам, отдых и т.д.
Изменения условий жизни «новых бедных» повлияли на их восприятие социально-экономических процессов. Они стали бедными не по своей вине, а в силу внешних обстоятельств, поэтому обогащение части населения считают аморальным и неправомерным. А поскольку оплата труда не обеспечивает прожиточного минимума, то у этих людей отсутствует уверенность в завтрашнем дне.
«Новые бедные» — это не криминально ориентированный слой населения. Он состоит из представителей интеллигенции: высокообразованных, трудоактивных, законопослушных. Не случайно они проявляют большой интерес к проводимой правительством социальной политике, надеяться на действенность мер по уменьшению негативных последствий реформ: инфляции, безработицы, преступности, низких доходов.
ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОЕ НАСЕЛЕНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА.Важнейшее направление социальной политики рассчитано на экономически активное население, которое получает трудовое вознаграждение в виде заработной платы. Социальная политика в данном случае способствует созданию нормальных условий для оптимального использования труда на производстве, предотвращению вырождения и деградации работников.
Этот аспект социальной политики проявляется в установлении минимальной заработной платы во всей экономике и определении основных параметров оплаты труда на государственных предприятиях (политика заработной платы). Задачами социальной политики также являются поддержание уровня и структуры занятости (политика занятости), законодательное определение условий труда на производстве и его охраны и т.п. Таким образом, социальная политика активно участвует в формировании источников удовлетворения потребностей работников.
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАШИТА.Следующее направление социальной политики — это прямая поддержка доходов населения через систему социального обеспечения. Государство непосредственно определяет денежные доходы нетрудоспособного населения, формирует их и предоставляет гражданам путем проведения социальной политики в результате перераспределения доходов общества. Таким образом уменьшаются масштабы социального неравенства, порождаемого при первичном распределении доходов, а также формируются финансовые средства, предназначенные для социальной защиты населения.
Социальная защита населения включает систему мер, защищающих любого гражданина страны от экономической и социальной деградации не только в результате безработицы, но и при потере или резком сокращении доходов, в случае болезни, рождения ребенка, производственной травмы, инвалидности, при наступлении старости и т.д., а также учитывается необходимость предоставления медицинских услуг и пособий семьям с детьми.
Доля и абсолютные размеры расходов на социальную защиту зависят от возможностей экономики и социально-политической системы страны (табл. 12.2). Так, доля средств, расходуемых на социальную защиту, в ВВП в США — 13,8%, Японии — 12%, Великобритании - 20,5%, Франции - 29,4%, ФРГ - 24,3%, Швеции - 33%.
Важным вопросом является источник финансирования социальных программ. В централизованной хозяйственной системе единственным гарантом выступает государство. В странах с развитой рыночной экономикой сложилась трехсторонняя система, в которой участвуют государство, работодатель и получатель этих средств.
Таблица 12.2