Регулирование занятости и государственная политика в этой сфере
Занятость в рыночной экономике не может обеспечиваться исключительно через механизм рынка, так как для рабочего продажа рабочей силы, ее цена служат единственным источником физического существования. Продажу рабочей силы нельзя отсрочить, потянуть, выбирая более благоприятные условия соотношения спроса и предложения. Заминка с реализацией этого товара ставит вопрос о выживании рабочего и его семьи, и поэтому изменение конъюнктуры рынка напрямую воздействует на стабильность общества, поддерживать которую и призвано государство. В период свободной конкуренции напряженность на рынке рабочей силы имела отраслевой, региональный, а не глобальный характер, а также смягчалась благодаря такому амортизатору, как мелкое товарное производство. Со второй половины XX века существенно расширились масштабы рынка рабочей силы, то есть увеличилось число лиц, живущих лишь продажей своей рабочей силы, изменился характер и уровень потребностей работников. Чрезмерные колебания спроса и предложения на рынке рабочей силы стали чреваты социальным взрывом. Поэтому государство вынуждено было взять на себя функции регулирования рынка рабочей силы.
Кроме того, рынок может выявить лишь текущую потребность в рабочей силе. На этапе преобладания в производстве простого труда рынок успешно справлялся с определением спроса на личный фактор производства, и на пути предложения этого товара не было особых препятствий. Однако по мере усложнения труда необходимо все большее время для подготовки квалифицированной рабочей силы, то есть от выявленного на рынке спроса на рабочую силу определенного качества до ее поступления на рынок возникает временный разрыв, увеличивающийся с развертыванием НТР, повышением требований к рабочей силе. В то же время увеличиваются и затраты на подготовку рабочей силы высокого качества, которые не под силу собственнику рабочей силы, и обременительны для отдельного потребителя этого фактора производства. В последнее время возросший динамизм изменения сферы труда привел к тому, что человек не может иметь один род занятий и одно место работы в течение трудовой жизни. Следовательно, государство, прогнозируя изменения на рынке рабочей силы, должно взять на себя затраты по общеобразовательной подготовке и профессиональной переподготовке рабочей силы.
В современных условиях актуализировался региональный аспект развития, поставив вопрос об экономическом и социальном равновесии в обществе, так как ускорение темпов развития в одних районах, связанное со структурными преобразованиями в экономике, сочетается с превращением других – в районы экономического бедствия. Решение этой проблемы не может ограничиться только повышением географической мобильности рабочей силы, а возможно лишь при комплексном подходе и требует воздействия государства.
Интенсивные изменения рынка рабочей силы усложняют его функционирование и требуют адекватного развития его инфраструктуры, и прежде всего создания единого информационного пространства, совершенствование работы центров занятости и бирж труда. В масштабах общества это под силу государству.
Интеграция воспроизводственных процессов отдельных стран привела к росту миграции рабочей силы, с одной стороны, а с другой – к вывозу капитала и рабочих мест, что требует уже не только государственного, а и межгосударственного регулирования рынка рабочей силы.
Интернационализация хозяйственной жизни определяет развитие межгосударственных форм регулирования. Государство, разрабатывая меры воздействия на рынок рабочей силы, должно исходить из принципа равных возможностей всем гражданам, независимо от происхождения, социального, имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола и возраста, в свободном выборе вида деятельности и гарантировать каждому приоритетное право выбора между участием и неучастием в труде. Украина, осуществляя экономическую реформу, в Законе Украины «О занятости населения» провозгласила этот принцип как важнейший.
Причина пресечения добровольной незанятости может быть одна: преступный источник средств существования. Кроме того, государство должно гарантировать гражданину самому решать, где и сколько работать. Речь идет о свободе выбора меры труда, то есть приемлемых для конкретного человека режимов занятости и труда; свободе выбора профессии и сферы труда в любом из секторов экономики, свободе выбора географического места приложения труда. Государство должно гарантировать социальную защиту отдельным категориям граждан, наименее конкурентоспособным на рынке труда (инвалидам, лицам предпенсионного возраста, женщинам, имеющих детей, молодежи) и помощь временно лишившимся работы.
В государственной политике занятости должен реализоваться принцип согласования интересов и сотрудничества на этой основе профсоюзов, ассоциации предпринимателей, собственников предприятий и органов государственного управления.
Государство должно строить политику на рынке труда, учитывая принцип системности хозяйственного развития, предполагающий координацию деятельности в сфере занятости с другими направлениями экономической и социальной политики на народнохозяйственном и региональном уровнях.
Характер, принципы и система мер государственного регулирования рынка рабочей силы
Государственное регулирование рынка рабочей силы представляет собой системы мер целенаправленного воздействия на спрос, предложение, цену товара рабочая сила с целью стабилизации общества, повышения эффективности общественного воспроизводства, обеспечения устойчивого экономического роста.
Совокупность мер и специальных институтов, посредством которых государство осуществляет свое воздействие, называется механизмом регулирования рынка рабочей силы. Эти меры могут быть классифицированы следующим образом:
по масштабам воздействия – общие и селективные. Общие охватывают все трудоспособное население. Селективные распространяются на отдельные группы трудоспособных, например молодежь, или трудоспособных лиц, проживающих в определенном регионе, оказавшимся в результате структурных преобразований районом экономического бедствия;
по способу воздействия – прямые и косвенные. Прямые непосредственно направлены на создание дополнительных рабочих мест, установление минимальной заработной платы, регламентацию рабочего времени. Они являются регулирующими и корректирующими. Косвенные меры влияют на рынок рабочей силы посредством изменения условий хозяйствования через осуществление государством соответствующей налоговой, денежно-кредитной, бюджетной политики;
по типу воздействия – активные и пассивные. К активным мерам относятся те, которые направлены на повышение профессиональной и региональной мобильности трудоспособных, на сохранение и повышение уровня занятости на предприятиях. К пассивным – различные выплаты пособий по безработице;
по содержанию – экономические, административные, идеологические. Экономические включают предоставление кредитов, субсидий, льгот и дотаций предпринимателям, регулирование уровня налогов и процента и др. К административным мерам относятся законодательные акты, регламентирующие рабочее время, пенсионный возраст, ограничение иммиграции. Идеологические меры направлены на формирование общественного мнения, облегчающего проведение государством определенной политики на рынке рабочей силы;
по объекту воздействия – направленные на количественные параметры (динамика соотношения спроса и предложения рабочей силы),качественные характеристики (уровень образования и профессиональной подготовки, территориально-отраслевой структуры), организационный аспект рынка. Как правило, в период кризиса акцент делается на регулирование государством количественных параметров и организационных аспектов рынка рабочей силы, а в период оживления – на совершенствование его качественного состояния.
Использование тех или других мер в процессе регулирования изменяется под воздействием перемен в экономике.
Широкое распространение получают также направления в политике занятости, призванные подтолкнуть безработных к более активному поиску своего места в жизни. На это направлены программы, действующие во многих европейских странах, предусматривающие выплату лицам, не имеющим работы, всей суммы пособия по безработице за максимальный срок при условии открытия собственного дела.
Все больше внимания государство уделяет процессу переобучения, переквалификации (повышения квалификации) как способа улучшения гибкости рабочей силы.
Таким образом, государство, пополняя арсенал своего воздействия на рынок труда новыми средствами, может корректировать наиболее острые диспропорции.
Воздействие государства на рынок рабочей силы не безгранично. Пределы его определяются, прежде всего, эффективностью воспроизводства общественного капитала а также финансовыми ресурсами, которыми располагает государство; параметры регулирования определяются и внешнеэкономическими факторами.