Тема 8. Ценовая политика предприятия
План:
1. Понятие, сущность и роль цен в рыночной экономике,
2. Особенности ценообразования,
3 Методы установления рыночных цен на товары,
4. Виды, структура и элементы цены,
5. Государственная политика в области ценообразования,
6. Влияние системы налогообложения на ценообразование.
[ ]
Методические рекомендации к изучению темы:
При подготовке к занятию по данной теме студенту следует обратить внимание, что:
1. Цена – денежное выражение стоимости товара, в которой отражается результат производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
2. Система взаимосвязанных и дополняющих друг друга цен, предусматривает существование различных их видов. Например, по степени регулируемости различают свободные, регулируемые, фиксированные и монопольные цены; по сфере товарного обращения – оптовые цены промышленности, розничные цены, тарифы на платные услуги и грузовые и транспортные перевозки, цены на строительную продукцию и работы, цены, обслуживающие внешнеторговый оборот, закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию и продукцию различных промыслов; по характеру торговых отношений – аукционные, биржевые, договорные и внешнеторговые цены, а по территориальному признаку – единые и региональные цены.
3. Ценовая политика предприятия преследует долгосрочные и краткосрочные цели. Для ее формирования используются методы, основанные на изучении закономерностей спроса, оценке издержек производство и анализе цен на товары конкурентов.
4. Ценовая политика предприятия может носить пассивный и активный характер, что предполагает соответствие одному из видов ценовой стратегии: «снятие сливок», проникновения (внедрения) на рынок, психологической цены, следования за лидером, нейтральной стратегии ценообразования, установления престижной цены, скользящей цены, гибкой цены, преимущественной цены, цены на изделия, уже снятые с производства, и цен внешнеторгового оборота.
5. Методы ценообразования различны. Они основаны на таких критериях, как обеспечение минимального уровня цен, определяемого всеми видами затрат; максимального уровня цен, сформированного спросом; оптимального уровня цен, формируемого на основе системы товаропродвижения.
6. Модификация цен учитывает качество произведенной продукции, вид товара, его ассортимент, условия поставки, интенсивность спроса, сезонность и географический фактор. Виды модификации цен различаются системами скидок и надбавок, ценовой дискриминации и ступенчатого снижения цен.
7. Ценовая политика предприятия формируется под влиянием экономической ситуации и хозяйственной направленности в организации производства на основе свободной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии или чистой монополии.
Задание
Издательство готовит к выпуску книгу, предполагаемая цена которой составит 350 р. Постоянные издержки на издание данной книги составят 200 тыс. руб.; переменные издержки -120 р.
Рассчитайте, при каком тираже издание книги будет безубыточным (определите точку безубыточности).
Осуществите аналогичный расчет при условии, что цена книги составит 400 р.
Задание 9.4.
Себестоимость автомобиля «Москвич» составляет 155,0 тыс. р. Прибыль предприятия-изготовителя составляет 30% себестоимости. Автомобиль поступает в розничную торговлю с предприятия-изготовителя. Торговая надбавка составляет 25% к цене предприятия.
Рассчитайте розничную цену автомобиля «Москвич» и удельный вес каждого элемента в розничной цене (себестоимости, прибыли, НДС и торговой надбавки).
Задание 9.5.
Проведенное маркетинговое исследование показало, что в кинотеатр «Закат» на сеанс приходит: при цене билета 150 р. – 300 зрителей, при цене билета 100 р. – 600 зрителей, при цене билета 70 руб. – 1200 зрителей. Всего в зале кинотеатра может поместиться 2000 зрителей.
Определите, по какой цене следует продавать билеты, чтобы получить наибольший доход.
Задание 9.9.
Определите эффективность производства пива, если розничная цена составляет 38 р. за 0,5 л. Производитель поставляет товар в организацию розничной торговли, которая применяет торговую скидку в размере 25%. Товар облагается акцизом по твердой ставке 15,8 р. за 1 л. Издержки производства составляют 14,5 руб. на 0,5 л.
Задание 9.14.
Предприятие выпускает кровельное покрытие. Себестоимость изготовления 1 м2 покрытия 80 р. Приемлемая для производителя рентабельность – 20% к затратам. Ежемесячный объем производства
9 тыс. м2.
Рассчитайте чистую прибыль от реализации продукции при условии 100%-го сбыта выпущенной продукции.
Контрольные вопросы
1.Что включается в понятие «ценообразование»?
2. Почему ценообразование является важнейшей составляющей деятельности предприятия?
3. Что понимается под ценой на турпродукт и какие виды цен выделяют?
4. Какими методами можно установить исходную цену?
5. Чем отличается розничная цена от оптовой?
Тема 9. Производственное планирование и
бизнес–план предприятия
План:
1. Принципы и методы планирования на предприятии
2. Виды планов
3. Важнейшие плановые показатели
4. Этапы формирования планов
5. Сущность бизнес-планов
[ 8, 11, 17, 25, 30, 32, 33, 34]
Методические рекомендации к изучению темы:
При подготовке к занятию по данной теме студенту следует обратить внимание что:
Планирование – один из методов управления предприятием, представляющий собой процесс проработки объекта планирования на заданный промежуток будущего времени с определенным набором ресурсов и желаемой эффективностью. Планирование завершается принятием директивного документа – плана, обязательного к исполнению.
Основные принципы планирования па предприятии:
§ Директивность – обязательность выполнения установленных планов действий, ориентиров, целей и задач;
§ Единство – системность во взаимосвязях подразделений, скоординированные их действие;
§ Участие – каждый работающий на предприятии становится участником выполнения плановых задач;
§ Непрерывность – разработанные планы должны непрерывно приходить на смену один другому в рамках общих стратегических задач;
§ Гибкость – способность и возможность внесения корректив (изменений) в процессе выполнения;
§ Точность – планы должны быть максимально конкретными для определенного промежутка времени.
Типы планов хозяйственной деятельности предприятия определяются признаками степени неопределенности, временной ориентации целей и временного горизонта планирования.
Особое место в общей системе планирования занимают бизнес–планы. Бизнес-план включает следующие основные разделы:
1) резюме (краткое содержание предложений и эффективности бизнес-плана);
2) характеристика продукции (предложения);
3) состояние дел в отрасли, рынок сбыта;
4) технология и план производства;
5) организационный план;
6) расчет затрат и финансовый план;
7) план маркетинга;
8) оценка рисков и страхование;
9) юридический план (организационно-правовая форма и т.д.);
10) приложения.
Этапы формирования стратегического плана:
§ Выработка миссии предприятия;
§ Определение его стратегического положения в отрасли и регионе;
§ Анализ внешних и внутренних факторов успеха, сильных и слабых сторон, опасностей и возможностей (SWOT-анализ);
§ Разработка альтернативных стратегий развития предприятия, их оценка;
§ Выборка окончательной стратегии, которая предусматривается в планах, регулярно уточняется в бизнес-планах и плане маркетинга.
Важнейшими показателями планов являются: объем выпуска, реализации; мощность; затраты на 1 руб. товарной продукции; прибыль; рентабельность; емкость рынка; эластичность спроса, конкурентоспособность.
Задание 1.
1. Какая из названных позиций правильно характеризует сущность плана:
а) прогноз развития предприятия;
б) концепция деятельности предприятия;
в) программа деятельности предприятия.
2. Какая из перечисленных характеристик правильно отражает
сущность планирования:
а) выбор варианта оптимального использования потенциала
предприятия;
б) поиск лучшего способа достижения целей предприятия;
в) определение варианта развития предприятия с минимальными затратами.
3. Какие из названных характеристик правильно характеризуют принцип гибкости планирования:
а) корректировка плана в связи с нехваткой ресурсов;
б) адаптация плана к изменениям внешней среды;
в) корректировка плана в связи со сменой руководства предприятия.
4. Принцип непрерывности планирования означает пересмотр планов:
а) каждый квартал;
б) каждый месяц;
в) каждую декаду.
5. По видам различают планирование:
а) стратегическое;
б) долгосрочное;
в) краткосрочное;
г) текущее;
д) труда и заработной платы;
е) прибыли.
6. Какие из названных позиций правильно характеризуют
стратегическое планирование. Это -
а) видение предприятия в будущем;
б) наиболее долгосрочное в сравнении с другими видами планирования;
в) детальный план развития предприятия;
г) способ достижения долгосрочных целей предприятия.
7. Какие из названных позиций характеризуют текущий план:
а) это наиболее детальный план работы предприятия;
б) в текущем плане увязываются задачи всех подразделений
предприятия;
в) в текущем плане указываются задания по декадам;
г) в текущем плане задания установлены на год с разбивкой
по кварталам.
Задание 2.
1. Бизнес-план разрабатывается для того, чтобы:
а) проверить реалистичность задуманного; у
б) определить способы решения поставленной проблемы;
в) сделать расчет потребности в необходимых ресурсах;
г) сделать расчет производственной мощности предприятия.
Укажите правильные варианты ответов.
2. Какие из названных вопросов должны быть отражены и
разделе «Описание продукта (услуги)»:
а) какие потребности призван удовлетворять продукт (услуга).
б) какой полезный эффект можно получить от продукта предприятия?
в) чем отличается продукт предприятия от товара конкурента?
г) какова трудоемкость изготовления изделий?
3. Какие из перечисленных вопросов должны быть в центре внимания в разделе «Анализ рынка сбыта»:
а) кто является потребителями продукции предприятия?
б) каково мнение потребителей о качестве и цене продукта?
в) каков прогноз развития рынка товара?
г) каковы будут затраты на изготовление продукта?
д) каков может быть объем продаж продукции предприятия?
4. Какие из названных вопросов необходимо отразить в разделе «Оценка конкурентов»:
а) кто является вашим конкурентом?
б) каковы отличия вашего товара от товара конкурентов?
в) в чем вы рассчитываете превзойти конкурентов?
г) каковы возможности предприятия для выхода на зарубежные рынки?
д) каковы шансы появления новых конкурентов?
5. Что из перечисленного необходимо отразить в разделе
«Стратегия маркетинга»:
а) определение цены на продукты предприятия;
б) формы и способы рекламы;
в) выбор каналов сбыта продукции;
г) методы стимулирования потребителей;
д) определение объема производства.
6. Какие из перечисленных вопросов необходимо проработать в разделе «План производства»:
а) какие мощности потребуются?
б) где и на каких условиях будет закупаться сырье и материалы?
в) какое необходимо оборудование?
г) какова конструкция изделия?
д) намечается ли и с кем производственная кооперация?
е) какова материалоемкость изделия?
7. Какие из названных вопросов необходимо отразить в разделе «Организационный план»:
а) какие специалисты понадобятся?
б) на каких условиях будут привлекаться специалисты?
в) как будет стимулироваться труд сотрудников?
г) какова будет организационная структура предприятия?
д) какие потребуются помещения?
е) как будут распределены обязанности?
8. Какие вопросы надо проработать в разделе «Финансов план»:
а) какие средства понадобятся для организации дела?
б) каков будет объем реализации продукции?
в) каковы будут затраты на производство и реализацию продукции?
г) какой объем прибыли возможно получить?
д) какова будет заработная плата сотрудников?
Библиографический список
1. Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 г. № 6.0 Ф3
2. ГОСТ П5118598 «Туристские услуги, средства размещения, Общие требования» с 01.01.99 г.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. М. – 2002.
4. Правила розничной продажи туристских. продуктов «Корпорация Академсервис» 01.04.98 г.
5. Положение о лицензировании международной туристской деятельности/ утверждено постановлением правительства РФ 12.12.1995 № 1222.
6. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» от 14 ноября 1996 г. // Собрание законодательства РФ – 1996. № 49.
7. Азаров, В. И. Экономика туристического рынка / В. И. Азаров,
С. Ю. Туманов. – М. : 2000. – 239 с.
8. Айгистова, О. В. Введение в бизнес / О. В. Айгистова, Ю. В. Забаев, А. И. Сеселкин. – М. : 1999. – 193 с.
9. Александров, А. Ю. Международный туризм / А. Ю. Александров. – М. : 2002. – 464 с.
10. Болабанов, И. Т. Экономика туризма. учебное пособие / И. Т. Болабанов, А. И. Балабанов. – М. : Финансы и статистика, 2000. – 176 с.
11. Бургонова, Г. Н. Бухгалтерский учет и отчетность в туризме. Учебное пособие / Г. Н. Бургонова, Каморджанова Н. А. – М. : НОЛИДЖ, 1998. – 272 с.
12. Гостиничный и туристический бизнес / Под ред. проф. Чудновского А. Д. – М. : Эксмос, 2000. – 352 с.
13. Горбылева, З. М. Экономика туризма : Учеб пособие / З. М. Горбылева.– Мн. : БГЭУ, 2004. – 478с.
14. Грузинов, В.П. Экономика предприятия : учебник. Практикум / В. П. Грузинов, В. Д. Грибов. – 3-е изд., перераб. И доп. – М. : Финансы и статистика, 2004. – 336с.
15. Гуляев, В. Г. Новые информационные технологии в туризме. Учеб. пособие / В. Г. Гуляев– М. : Приор, 1998. – 290 с.
16. Гуляев, В. Г. Туризм : экономика и социальное развитие / В. Г. Гуляев. – М. : Финансы и статистика, 2003. – 312 с.
17. Гуляев, В. Г. Туристские перевозки (документы, правила, формуляры, технология) / В. Г. Гуляев. – М. : Финансы и статистика, 1998. – 368 с.
18. Джуха, В. М. Лизинг. – (Серия «Учебники, учебные пособия») / В. М. Джуха.– М. : Феникс, 1999. – 320 с.
19. Дурович, А. П. Маркетинг в туризме. Учебное пособие / А. П. Дурович. – М., 2003. – 403 с.
20. Елизаров, Ю. Ф. Экономика организации: учебник для вузов / Ю. Ф. Елизаров. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 495с.
21. Ефремова, М. В. Основы технологии туристского бизнеса : Учебное пособие / М. В. Ефремова. – М. : Издательство «ОСЬ - 89», 1999. – 192 с.
22. Замосковский, О. П. Система международных экономических стандартов / О. П. Замосковский. – М. : МЭСИ, 2001. – 321 с.
23. Здоров, А. Б. Экономика туризма : учебник / А. Б. Здоров.– М. : Финансы и статистика, 2005. – 272 с.
24. Зорин, И. В. Энциклопедия туризма : Справочник /И. В. Зорин, В. А. Квартальнов. – М. : Финансы и статистика, 2000. – 326 с.
25. Ильина, Е. Н. Туроперейтинг : Организация деятельности / Е. Н. Ильина. – М. : Финансы и статистика, 2000. – 277 с.
26. Козырев, В. М. Основы современной экономики / В. М. Козырев. – М. : Финансы и статистика, 2001. – 352 с.
27. Козырева, Т. В. Учет издержек в туризме / В. М. Козырев. – М. : Финансы и статистика, 2000. – 210 с.
28. Мокий, М. С. Экономика предприятия : учеб. пособие/ под ред. М. Г. Лапусты. – М. : ИНФРА-М, 2000. – 264 с.
29. Организация предпринимательской деятельности: учебное пособие (практикум) / Н. У. Казачун , Г. А. Дрёмина. – Омский государственный институт сервиса, 2002. – 128 с.
30. Сенин, В. С. Организация международного туризма / В. С. Сенин. – М. : Финансы и статистика, 2001. – 403 с.
31. Соболева, Е. И. Финансовый экономический анализ деятельности турфирмы / Е. И. Соболева, И. И. Соболев.– М. : Финансы и статистика, 2001. – 319 с.
32. Экономика предприятия (фирмы) : Практикум / Под ред. Проф. О. И. Волкова. – М. : ИНФРА-М, 2003. – 331 с.
33. Экономика предприятия : Тесты, задачи, ситуации: учеб. пособие для вузов \ под ред. В. А. Шванднра. – 3-е изд., перераб. И доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 254 с.
34. Яковлев, Г. А. Экономика и статистика туризма: учебное пособие / Г. А. Яковлев. – М. : Издательство РДЛ, 2002. – 240 с.
35. Экономика предприятия (фирмы): Практикум / под ред. проф.В. Я. Позднякова, доц. В. М. Прудникова. — 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 319 с.
Учебное издание
Рябова Наталья Юрьевна
Мосина Светлана Игоревна