Перечень вопросов к зачету по дисциплине 17 страница
Государственный внутренний долг, составлявший в 2003 г. 679,9 млрд. руб., к началу 2007 г. составил 1064,9 млрд. руб.1
Текущие показатели долговой устойчивости Российской Федерации, разработанные в соответствии с международной методикой, свидетельствуют о том, что Россия преодолела последствия финансового кризиса 1998 г. и существенно сократила бремя государственного долга.
В настоящее время по основным показателям долговой нагрузки Российская Федерация относится к государствам с умеренным уровнем долга.
По оценкам к 2020 г. России предстоит выплатить по долговым обязательствам 212 млрд. долл., из них 70 млрд. — проценты по основному долгу.
Среднегодовые платежи по внешнему долгу России оцениваются примерно в 14 млрд долл. (с учетом реструктуризации долга СССР).
1Национальные счета России в 2000—2007 гг. // Росстат. 2008. С. 10.
Одним из важнейших критериев экономической безопасности страны является валютно-кредитная безопасность, под которой в широком смысле понимают как весь комплекс валютно-кредитных отношений государства с внешним миром, так и его внутреннюю задолженность, включая долги по заимствованиям у населения и финансовых институтов, задолженность по выплатам зарплат и пенсий, по расчетам бюджета с предприятиями и организациями.
Очевидна определенная взаимосвязь между внутренней и внешней задолженностью, хотя внешняя в большей степени влияет на безопасность страны в контексте ее международного статуса и связанных с ним возможностей проводить независимую внешнюю политику.
Чем обременительнее для страны накопленный внешний долг, тем в большей мере его обслуживание вовлекается во взаимодействие с функционированием всей национальной экономики и ее финансовой сферы.
Прежде всего важен характер опасности чрезмерного роста внешнего долга с позиций государственного бюджета, денежно-кредитной системы, международной кредитоспособности страны.
Для государственного бюджета неблагоприятные последствия чрезмерного возрастания внешнего долга связаны в основном со стадией его погашения. Новые же займы для текущего бюджетного периода, наоборот, сулят возможность ослабить нагрузку на налоговые и другие обычные источники дохода, позволяют более гибко маневрировать на всех стадиях бюджетного процесса.
В то же время неблагоприятно может складываться график платежей по внешнему долгу. В любом случае степень и последствия взаимодействия зависят главным образом от относительных размеров накопившегося долга.
У платежного баланса аналогичный характер взаимодействия с долговым циклом: на смену дополнительным валютным поступлениям приходит период расплаты по долгу.
Здесь в целом высокая степень взаимодействия, поскольку именно сальдо по текущим статьям платежного баланса может послужить основным ограничителем во внешних заимствованиях и управлении инвалютным долгом, а при определенных обстоятельствах — даже диктовать необходимость отсрочки долговых платежей.
В условиях обременительного внешнего долга существенно возрастают трудности в укреплении доверия к национальной валюте, противодействии инфляции, в обеспечении необходимыми валютными резервами и валютной конвертируемости.
Особое место при этом занимает вопрос о возможных неблагоприятных последствиях в случае чрезмерной девальвации национальной валюты относительно занижения ее реального курса.
Увеличение в подобных условиях реального бремени платежей по внешнему долгу подтверждается практикой ряда стран.
Согласно введенному в 1994 г. порядку формирования российского государственного бюджета все платежи в нем по внешнему долгу учитываются теперь в рублевом эквиваленте. Это ограничивает возможности России увеличивать долговые выплаты, поскольку она имеет обязательства перед МВФ в отношении предельных размеров бюджетного дефицита. При заниженном курсе рубля искусственно завышается рублевый эквивалент бюджетных расходов по долговым платежам, а тем самым и размеры бюджетного дефицита.
Ограничители размеров внешних заимствований. Одним из элементов управления внешним долгом страны является разработка программы внешних заимствований.
Предельным размером государственных внешних заимствований является ежегодно утверждаемый в форме федерального закона максимальный объем использования кредитов на предстоящий финансовый год. Как правило, он не должен превышать годового объема платежей по обслуживанию и выплате основной суммы государственного внешнего долга. В предельных размерах не учитываются кредиты и заимствования в отношениях с другими государствами — участниками СНГ; их суммы определяются в законе о федеральном бюджете.
Ограничителем размеров внешних заимствований может служить стремление поддержать в определенных пределах показатели долговой зависимости, используемые в мировой практике, в том числе на основе сопоставления задолженности и долговых платежей с ВВП и экспортом. Для России, как и для других стран с большой территорией, объективно закономерен относительно низкий удельный вес экспорта в национальном продукте. Именно по этой причине, а также из-за неполноты интеграции в мировую экономику России, видимо, следует отдавать предпочтение не ВВП, а экспорту в качестве базы для индикатора уровня долговой зависимости.
Для оценки остроты долговой проблемы существуют разные критерии. Наиболее типичные из них связывают размер долга и потребности его погашения и выплаты процентов с объемом экспорта, от которого зависят потенциальные возможности обслуживания кредитов.
Границей опасности считается превышение суммы долга объема экспорта в 2 раза, повышенной опасности — в 3 раза. Для России она по этому критерию не достигла еще опасной черты, хотя нужен тщательный контроль, чтобы вплотную не приблизиться к ней.
Сложнее ситуация с проблемой погашения долга и уплаты процентов по нему. Границей опасности считается отношение процентных платежей к объему экспорта 15—20%, границей повышенной опасности — 25—30%.
Особого внимания требует ограничение наращивания нового долга. При необходимости целесообразно также использовать такую форму уменьшения задолженности, как продажа части акций российских предприятий в обмен на долг.
Рост внутренней задолженности может отрицательно влиять на экономическое и финансовое положение страны, особенно если он связан не со стимулированием экономического развития, а с необходимостью экстренных расходов в бюджете.
Более того, внутренний долг означает изъятие с финансового рынка средств, которые в иных условиях могли быть использованы на кредитование реального сектора, остро нуждающегося в оборотных средствах, а особенно в инвестициях на обновление устаревшего основного капитала, модернизацию производственного аппарата. Без этого не будут возможны ни экономический рост, ни повышение конкурентоспособности российских предприятий как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Для перехода к этапу устойчивого развития требуются смена парадигмы развития и усиление государственного регулирования социально-экономических процессов, включая валютно-финансовую сферу, строгий контроль за выполнением комплексной программы развития со стороны как исполнительной, так и законодательной власти в центре и на местах.
9.2. Государственное регулирование внутреннего и внешнего долга
Решение проблемы внутренней и внешней задолженности. Развал СССР, а затем реформирование экономики методом «шоковой терапии» привели к росту внутренней и внешней задолженности. На начало 1998 г. государственный внешний долг России оценивался в 130,8 млрд. долл. Вся же российская задолженность с учетом краткосрочных и облигационных займов составляет 200 млрд. долл.1
В выработке общей стратегии решения проблемы внешней и внутренней задолженности могут быть использованы как известные мировой практике схемы, так и нетрадиционные методы.
Существуют возможности решения долговой проблемы за счет использования дебиторской задолженности иностранных государств бывшему СССР. Одним из вариантов решения может быть схема взаимозачета. Россия в счет погашения долга может переуступать Парижскому клубу права требований на свои внешние финансовые активы. Такое решение проблемы может быть осуществлено лишь при поддержке ведущих стран. Возможна конверсия части долга в инвестиции, т.е. долевое участие инвесторов в акциях российских компаний, а также передача других активов, включая российскую собственность за рубежом.
В случае кризиса внешней задолженности важное значение имеет правильный выбор методов управления для наиболее быстрого и безболезненного урегулирования кризиса.
Условия и методы урегулирования долгового кризиса являются объектом острейшей, зачастую приобретающей политический характер борьбы между кредиторами и должниками, поскольку такой кризис чреват негативными последствиями для обеих сторон.
Методы управления внешним государственным долгом подразделяются на финансовые и административные.
1Финансовые известия. 1998. 26 февраля и 5 марта.
Как правило, набор используемых методов управления является сочетанием административных и финансовых методов. Необходимо разумное ограничение административных методов.
Административные методы управления государственным долгом. В основе административных методов управления государственным долгом лежит администрирование, распорядительство, опирающееся на приказы, распоряжения, спускаемые сверху установки. Административным критерием эффективности является способность наиболее оперативно выполнять распоряжения и приказы любыми возможными средствами без учета экономической целесообразности и выгоды.
Основные административные методы урегулирования внешней задолженности включают:
• рефинансирование;
• аннулирование долга (отказ от выплаты долгов);
• списание (прощение) долга;
• реструктуризацию.
Идея рефинансирования заключается в том, чтобы стимулировать, должника выплачивать долги обещанием новых кредитов. Согласно этому представлению достаточное количество новых займов даст странам-должникам и стимул, и средства к выплате по своим предшествующим долгам.
Аннулирование может проводиться по двум причинам: в случае финансовой несостоятельности государства, т.е. его банкротства; вследствие прихода к власти новых политических сил, которые по определенным причинам отказываются признать финансовые обязательства предыдущих властей.
Прекращение платежей может быть представлено как отсутствие возможности платить из-за неполадок экономики — спада производства, ухудшения условий торговли, стихийных бедствий, войн и т.д.
Негативные последствия аннулирования долга для экономики страны-должника следующие:
• потенциальное отключение от международных финансовых рынков, т.е. дальнейшее заимствование может стать невозможным, а импорт может быть сокращен;
• потенциальная экспроприация финансовых и реальных активов в других странах.
Сравнительно с методом одностороннего аннулирования долга метод списания отличается тем, что значение естественных издержек нового внешнего заимствования будет менее высоким, чем после аннулирования долга.
Если затраты списания для кредитора меньше, чем выгоды, то кредитор, скорее всего, спишет долг; если издержки от аннулирования по долгам меньше, чем выгоды, то заемщик, скорее всего, откажется платить.
Реструктуризация означает составление нового, более приемлемого для должника графика выплаты долга, нежели это вытекает из оригинальных схем кредитных соглашений. При этом продлевается льготный период, когда выплачиваются только проценты, а не основная сумма долга, увеличивается сам период выплат основного долга. Платежи по долгу, приходящиеся на какой-то короткий период, как правило, до одного года, переносят на более поздние сроки (10 и более лет). Это дает краткосрочное облегчение стране-должнику, хотя ее общий долг не сокращается, но даже возрастает за счет дополнительных процентов в новый период его погашения.
Реструктуризация долга дает некоторую передышку, время для экономического выздоровления и поддержки экономического роста и инвестиций, чтобы усилить будущую способность страны обслуживать долг.
В долгосрочной перспективе долг будет все равно расти, поскольку реструктуризация не включает списание или аннулирование всех долгов, а просто изменяет условия обслуживания долга: срок погашения, период отсрочки, процентные ставки.
Финансовые методы урегулирования кризиса внешней задолженности. В основных финансовых методах урегулирования кризиса внешней задолженности главными критериями являются финансовые показатели и расчеты.
Финансовые методы включают:
• конверсию;
• полное обслуживание долга путем привлечения частных ссуд и инвестиций;
• обслуживание долга при использовании процентных платежей для финансирования развития.
Под конверсией внешнего долга принято понимать все механизмы, обеспечивающие замещение внешнего долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики государства-должника. Сюда входят конверсия долга в инвестиции, погашение товарными поставками, обратный выкуп долга самим заемщиком на особых условиях, обмен на долговые обязательства третьих стран, взаимозачет, обмен долга на собственность, на облигации, долг в обмен на развитие, обмен долга на инфраструктурные свопы и др.
Управление внешним долгом осуществляется в зависимости от типа кредиторов (официальных и частных) и должников. Разработано несколько вариантов управления, предлагаемых разными кредиторами. Один из них — реструктурирование межправительственных займов и займов, гарантированных правительством в рамках Парижского клуба официальных кредиторов. Такое реструктурирование базируется на так называемом меню, допускающем выбор между уменьшением долга или сокращением его обслуживания.
Другой вариант — реструктурирование коммерческого долга:
Переоформление задолженности коммерческим кредиторам осуществляется двумя основными способами: сокращением задолженности в результате выкупа долговых обязательств с дисконтом со вторичного рынка странами с низким уровнем дохода и за счет средств Фонда сокращения задолженности Международной ассоциации развития.
В последнее время используются другие методы:
• выкуп долга — предоставление стране-должнику возможности выкупить долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг. Выкуп осуществляется за наличные средства со скидкой с номинальной цены в пользу должника. Как правило, выкупается некоторая часть обязательств (10—15%) по резко сниженному курсу (ниже цен вторичного рынка). Иностранная валюта, необходимая для таких операций, может быть одолжена или предоставлена в дар данной стране;
• перевод долга в акции — конвертация долга частным кредиторам в акции компаний страны-должника. Инвесторы приобретают долг на вторичном рынке, затем он трансформируется центральным банком страны в соответствующие этому инструменты в национальной валюте для дальнейшего приобретения акций;
• обмен долговых обязательств по основному долгу и процентам на специальные облигации, дисконтированные или равные по номиналу долгу с большими сроками погашения и частично с льготными процентами, установленными таким образом, чтобы обеспечить общее снижение долговой нагрузки данной страны в предоставленном кредиторами размере;
• обмен части долговых обязательств на национальную валюту должника в целях создания им разного рода благотворительных фондов: экологических, охраны материнства и детства, исторических памятников и др. Для разных видов внешнего долга существуют разные концепции управления реструктурированием для стран с низким и средним уровнем дохода на душу населения.
Переоформление задолженности официальным кредиторам осуществляется в рамках Парижского клуба и в настоящее время базируется на Неапольских условиях, которые пришли на смену Торонтским и Лондонским. Реструктурирование долга иностранным банкам проводится в рамках Лондонского клуба.
Для переоформления задолженности официальным и частным кредиторам используют разные приемы. Реструктуризация задолженности дала России относительное облегчение.
Однако каждое десятилетие задерживания погашения приводит к удвоению суммы задолженности, создавая серьезную угрозу экономической и национальной безопасности.
Крупная внешняя задолженность ограничивает возможности проявления государственного суверенитета, когда это не совпадает с интересами кредиторов.
Используя тот или иной метод управления государственным долгом, необходимо тщательно анализировать, как это скажется на экономической и национальной безопасности страны в текущее время и в долгосрочной перспективе.
Мировой опыт по обслуживанию внешней задолженности. Для России представляет особенный интерес опыт стран Латинской Америки и Восточной Европы по обслуживанию внешней задолженности. Экономические условия в этих странах во многом схожи с российскими, что подтверждается кредитными рейтингами.
Практически все страны Латинской Америки переживали жесточайший экономический спад, имели такую огромную внешнюю задолженность, что ее обслуживание было им не под силу. Большая часть долга приходилась на правительства, а не на частный сектор.
Сокращение зарубежных источников финансирования и ухудшение условий торговли привели к резкому падению совокупного спроса. Это сразу же отразилось на торговом балансе. Во многих случаях соотношение размера долга и ВВП превысило 100%.
В конце 1985 г. план Бейкера (назван так по имени министра финансов США Джеймса Бейкера, который разрабатывал эту политику) поддержал краткосрочное сокращение долгов стран-должников после их добровольных переговоров с кредиторами.
В начале 1989 г. план Брэди (назван по имени министра финансов Великобритании Николоса Брэди) внес значительные изменения в «долговой сценарий», признав, что снижение долгов в процессе переговоров с коммерческими банками во многом решило бы эту проблему.
Большое значение для России может иметь опыт восточноевропейских стран из-за сходства экономических и хозяйственных механизмов бывших стран — членов СЭВ, в также общности проблем переходного периода.
Все эти страны пытаются создать полностью конвертируемые национальные валюты, однако в настоящее время там существует лишь внутренняя конвертируемость, что означает конвертируемость валюты по счету текущих операций платежного баланса и неконвертируемость по счету движения капитала платежного баланса.
Вследствие этого для стран Восточной Европы и России существует значительное различие в тяжести внутреннего и внешнего долга, поэтому необходимо применять те программы реструктурирования долгов, которые учитывают данную особенность.
В отличие от СССР страны Восточной Европы после установления социалистических режимов не отказались от накопленного прежними правительствами долга.
Наряду с активизацией заимствований в большинстве стран к моменту распада СЭВ практически все эти страны испытывали сложности с обслуживанием внешнего долга.
В Польше можно выделить ряд периодов в программном управлении внешним долгом.
Первый — это 1980-е годы, когда Польша заключила четыре соглашения о реструктуризации своего долга Парижскому клубу — официальным кредиторам и семь соглашений с Лондонским клубом, объединяющим коммерческие банки. Однако эти договоренности не дали желаемого результата, а внешний долг Польши за десятилетие практически удвоился.
Второй этап начался с апреля 1994 г. и продолжается по настоящее время. Было заключено дополнительное соглашение с Парижским клубом о снижении долга еще на 20%.
Также предусматривалась схема конверсии долгов в национальную валюту. В сентябре 1994 г. было подписано соглашение с Лондонским клубом о реструктурировании долгов коммерческим банкам.
Снижение внешней задолженности Польши происходит достаточно медленно. Главным результатом достигнутых соглашений явилось то, что лавинообразный рост долга был остановлен, его размер снижен, вследствие чего страна восстановила кредитоспособность на международных рынках.
Реструктурирование внешнего государственного долга Болгарии осуществлялось во многом в аналогичных условиях.
Использованные схемы позволили этим странам существенно облегчить долговое бремя, упрочить свое положение и кредитоспособность на мировом рынке, а также открыть пути для дальнейших иностранных инвестиций. Частные кредиторы получили возможность дальнейшего кредитования более платежеспособных, оздоровленных экономик стран-должников.
Снижение задолженности перед коммерческими банками позволило разрешить сложившиеся противоречия между странами и банками-кредиторами и способствовало развитию внешней торговли.
Резюме
1. Важным критерием экономической безопасности страны является валютно-кредитная безопасность, под которой в широком смысле понимают как весь комплекс валютно-кредитных отношений государства с внешним миром, так и его внутреннюю задолженность, включая долги по заимствованиям у населения и финансовых институтов, задолженность по выплатам зарплат и пенсий, по расчетам бюджета с предприятиями и организациями.
2. В условиях обременительного внешнего долга существенно возрастают трудности в укреплении доверия к национальной валюте, противодействии инфляции, в обеспечении необходимыми валютными резервами и валютной конвертируемости.
Ключевые понятия
Государственный долг
Долгосрочные займы
Внутренний займ
Добровольный кредит
Административный кредит
Конверсия долга
Управление внешним долгом
Корпоративные бумаги
Административные методы управления государственным долгом
Процентные платежи
Бессрочные займы
Внешний заем
Квазирыночный кредит
Взаиморасчетная схема
Долговые обязательства
Реструктуризация долга
Финансовая стабилизация
Финансовые методы урегулирования внутренней задолженности
Вопросы для самопроверки
1. Что представляет собой государственный долг?
2. Каковы причины возникновения государственного долга?
3. В чем сходство и отличие добровольного, административного и квазирыночного кредита?
4. Чем обусловлена конверсия долга?
5. В чем заключается управление внешним и внутренним долгом?
6. В каких случаях используется взаимозачетная схема?
7. Каковы особенности административного и финансового методой управления?
8. При каких обстоятельствах совершался выпуск бессрочных обязательств?
9. Какие факторы влияют на реструктуризацию долга?
10. Что собой представляет финансовая стабилизация?
Глава 10
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ
10.1. Двухсекторная модель экономики
Внешнеэкономическая безопасность. Внешнеэкономическая направленность государственной стратегии заключается в эффективной реализации преимуществ международного разделения труда, устойчивости развития страны в условиях ее равноправной интеграции в мирохозяйственные связи, недопущении критической зависимости России от зарубежных стран или сообществ в жизненно важных вопросах экономического сотрудничества.
Сущность внешнеэкономической безопасности заключается в соответствии результатов внешнеэкономической деятельности национально-государственным интересам России. Политика, направленная на достижение внешнеэкономической безопасности, должна обеспечить устойчивое, независимое развитие страны как целостной хозяйственной структуры, ее естественный экономический рост на основе рациональных и эффективных внешнеэкономических взаимосвязей, новаторский переворот в различных сферах человеческой деятельности. Внешнеэкономическая безопасность достигается повышением конкурентоспособности, приспособляемостью национальной экономики к условиям мирового рынка, обеспечением управляемости и адаптационной восприимчивости ее как к мерам протекционной защиты, так и к политике либерализации в целях обеспечения устойчивого экономического роста.
Наиболее важные задачи в области внешнеэкономической деятельности, обеспечивающей экономическую безопасность, следующие:
• регулирование развития внешней торговли при соблюдении экономических интересов России;
• дальнейшее развитие экспортного потенциала за счет расширения производства машин, оборудования и других высокотехнологичных товаров, проведение политики импортозамещения;
• поддержка интересов российских экспортеров на внешних рынках в целях восстановления и сохранения их позиций на товарных мировых рынках;
• проведение политики разумного протекционизма в отношении российских производителей, не являющихся монополистами на внутреннем рынке;
• реструктуризация внешнего долга для сокращения бремени его обслуживания;
• стабилизация курса рубля по отношению к свободно конвертируемым валютам.
Внешнеэкономическая политика может не только напрямую противостоять экономическим угрозам, но и играть самостоятельную роль в изменении баланса экономических потенциалов участников международного интеграционного процесса.
До конца 1980-х годов регулирование внешнеторговых связей определялось особенностями советской экономики, основанной на централизованном распределении ресурсов.
Система государственной монополии внешней торговли жестко отделяла внешний рынок от внутреннего. Распределение ресурсов было лишь в незначительной степени ориентировано на концепцию сравнительных преимуществ, главной же целью было обеспечение отечественных производственных нужд.
Импорт решал задачу получения недостающих товаров, а экспорт обеспечивал недостающие средства платежа. Все союзные объединения монопольно специализировались на отдельных товарах. Право на внешнеторговые операции было предоставлено исключительно специализированным государственным организациям.
На внешнем рынке товары продавались по мировым ценам, в то время как на внутреннем они закупались по фиксированным национальным. Возникающие прибыли и убытки покрывали за счет государственного бюджета.
Внешторгбанк и Государственный банк фиксировали деятельность этих объединений. Внешнеторговая деятельность производителей была монополизирована и оторвана от мирового рынка, косвенная связь с ним осуществлялась через обязательных внешнеторговых посредников.
С конца 1980-х годов в результате ряда постановлений правительства СССР, по существу, начался отход от государственной монополии во внешней торговле.
В 1995 г. были внесены коррективы в действующий порядок осуществления контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров. Зачисление на счета в уполномоченных банках всей валютной выручки от экспорта товаров стало требованием таможенного режима. Таможенная служба получила право контроля за движением капитала, включая право применения санкций.
В том же году был усилен контроль за экспортом и импортом продукции, работ и услуг военного назначения, осуществляемым по лицензиям, а также пополнился набор инструментов механизма государственного контроля за импортом, основанных на тех же принципах, что и система экспортного контроля.
Система импортного контроля предусматривает построение аналогичной цепочки: импортер — уполномоченный банк — таможня.
Первоначально расширение экспорта при спаде производства в значительной мере было вызвано тем, что в условиях разрыва хозяйственных связей для многих предприятий единственно стабильными рынками оказались зарубежные.
Вторым фактором, определившим эту тенденцию, явилось то, что в условиях галопирующей инфляции реальную ценность имела только иностранная валюта. Ситуация стимулировала разрушение национального хозяйства.
Национальная экономика распалась на два сектора: экспортный, успешно работающий на мировой рынок, и внутренний, состоящий из предприятий, продукция которых из-за неконкурентоспособности не пользовалась спросом.
В стоимостном объеме ВВП усилилась лидирующая роль сырьевой и промежуточной продукции. Эти отрасли деформировали отраслевую структуру национальной экономики, с инвестиционного рынка были вытеснены отрасли с конечной продукцией.
Во внутреннем секторе также можно выделить предприятия (в основном естественные монополии), продукция которых в силу монопольного характера пользуется устойчивым спросом на локальном внутреннем рынке. Примером могут служить предприятия телекоммуникационной отрасли.
Можно выделить и сектор услуг (финансовые и консалтинговые компании, посреднические фирмы и прочие институты, обслуживающие реальную экономику, ее производственный сектор).
В зарубежной литературе этот сектор рассматривается как необходимый для целостного развития экономики. В российской экономике сектор финансовых услуг перерос необходимые границы, отвлекая на себя ресурсы национальной экономики.
Сценарии и последствия развития структуры экспорта. При либерализации внешней торговли и ориентации экспортного сектора на мировой рынок внутренний сектор резко сужается. Это связано с тем, что, во-первых, предприятия экспортного сектора приобретают продукцию на мировом рынке, а во-вторых, внутренний сектор испытывает серьезную конкуренцию на потребительском рынке со стороны импортируемых товаров. Таким образом, можно ожидать снижения конечного спроса и валовой продукции сектора отечественных производителей.