Тенденции модернизации высшего образования
В мировой системе образования к началу ХХI века сложились и отчетливо проявляются следующие глобальные тенденции:
1) усиливается общее стремление к демократизации системы образования, обеспечивающей доступность образования для всего населения страны, в первую очередь для способной талантливой молодежи независимо от ее социального происхождения и материального положения, и преемственность ступеней и уровней образования;
2) отчетливым становится стремление к обеспечению права на образование всем желающим, то есть реальная возможность и равные шансы для каждого человека получить образование в учебном заведении любого типа и уровня, независимо от национальной и расовой принадлежности, политических взглядов и вероисповедания;
3) происходит постепенное увеличение общей длительности и повышение качества дошкольного обучения и воспитания детей. Как свидетельствует опыт образовательных систем франкоязычных стран Европы и советской системы воспитания, дошкольные учреждения значительно облегчают успешную работу всех последующих уровней образования;
4) имеет место заметное повышение эффективности работы начальной школы посредством пересмотра ее программы и содержания образования, привлечение к педагогической работе в ней преимущественно выпускников университетов, а не педагогических училищ;
5) происходит перестройка основной (базовой) школы. Она заключается в том, чтобы закладывать основы базовых знаний и умений одновременно с обеспечением обучаемых максимально широкими возможностями учебно-профессиональной ориентации. Характерно, что сегодня ни одна развитая страна мира не обеспечивает успешного соединения общего образования детей и их профессиональной подготовки высокого уровня в стенах школы за период обучения в ней;
6) общей тенденцией для развитых стран является постепенное усложнение систем профессионального образования, создание и использование новых его вариантов, большинство которых рассчитано на молодежь 18-23 лет. Хорошо заметна также тенденция расширения системы профессионального образования на контингент взрослых людей, которым приходится менять профессию, а также отказ от слишком “узких” профессий или рода занятий, и подготовка молодого человека сразу по нескольким специальностям, освоение которыми происходит в короткое время после найма на работу;
7) заметными становятся отход школы от ориентации на “среднего” ученика и повышенный ее интерес к одаренным детям и молодым людям, к особенностям раскрытия и развития их способностей и творческого потенциала в процессе обучения именно средствами образования;
8) происходит поиск дополнительных ресурсов для обеспечения получения образования детьми с особыми потребностями, то есть детей с отклонениями в развитии и детей-инвалидов;
9) наблюдается постепенное разрастание рынка образовательных услуг и расширение их спектра;
10) образование становится приоритетным объектом финансирования во всех развитых странах мира, имеет место осознание перспективности инвестиций в человеческий капитал;
11) в сфере управления образованием происходит поиск разумного компромисса между жесткой централизацией и стандартизацией образования, с одной стороны, и полной автономией учебных заведений, с другой;
12) постоянно расширяется спектр учебно-организационных мероприятий, направленных как на удовлетворение разносторонних интересов, так и на развитие способностей обучаемых;
13) происходит развитие многоуровневой системы образования, которая обеспечивает более широкую мобильность в темпах обучения и в выборе учащимися будущей специальности. Она формирует у обучаемого способность и стремление осваивать на базе полученного университетского образования новые специальности и профессии;
14) для образовательного процесса в вузах характерно мощное обогащение современными информационными технологиями, широкое включение в систему Internet с ее богатейшими информационными ресурсами и интенсивное развитие дистанционных форм обучения студентов;
15) в мировой образовательной системе существенно увеличивается гуманитарная составляющая содержания подготовки специалистов в целом, а также за счет введения новых человекоориентированных научных и учебных дисциплин: философии, психологии, политологии, социологии, культурологии, экологии, эргономики, экономики;
16) усиливаются университизация высшего образования и процессы интеграции всех высших учебных заведений в систему ведущих в стране и в мире университетов, что приводит к появлению мощных университетских комплексов, научно-образовательных мегаполисов государственного, континентального и межрегионального значения;
17) происходит также объединение университетов с промышленными комплексами. В результате формируется база для научных изысканий и адресной подготовки уникальных специалистов для современных фирм и предприятий;
18) регулярно обновляются цели, содержание и технологии высшего профессионального образования, производится корректировка учебных программ с учетом достижений научно-технического и социального прогресса и требований мировых стандартов образования;
19) углубляется межгосударственное сотрудничество в области образования. Активность развития данного процесса зависит от потенциала национальной системы образования и от обеспечения равных условий для партнерства государств и отдельных участников этого сотрудничества;
20) значительное распространение получают нововведения при сохранении сложившихся национальных традиций и национальной идентичности стран и регионов. В силу этого образовательное пространство становится поликультурным и социальноориентированным на развитие человека и цивилизации в целом, более открытым для формирования международной образовательной среды, национальным по характеру культуры и наднациональным по характеру знаний, приобщению человека к мировым жизненным ценностям, к сокровищнице общецивилизационных достижений.
Согласно Болонской декларации, Европа Знаний понимается как незаменимый фактор социального роста и роста личности, а также как обязательный компонент для консолидации и обогащения европейского гражданства, способный наделить еѐ граждан необходимыми компетенциями для встречи вызовов нового тысячелетия вместе с осознанием разделѐнных ценностей и принадлежности к общему социальному и культурному пространству. Основными причинами, вызвавшими необходимость реорганизации в системе подготовки профессиональных кадров, явились общемировые тенденции в экономике, к которым относятся: коренные преобразования в экономике всех развитых стран, быстрое совершенствование производства на основе новейших информационных технологий; приобретение наукой и творчеством ведущей роли в развитии экономики, рост потребности не только в высококвалифицированных кадрах, но и молодых, способных нестандартно и по-новому творчески мыслить специалистах; требование от системы образования подготовки специалистов для практической работы, профессионалов, обладающих не только способностью проведения научных исследований, но и целым комплексом компетенций: умением работать на персональном компьютере на трѐх уровнях (редакторские, сетевые и профессиональные программы), знанием одного или нескольких иностранных языков, владением основами маркетинга, психологическими и конфликтологическими методиками, менеджерскими навыками. Немаловажной является также тенденция сохранения конкурентоспособности европейских стран по отношению к Соединѐнным Штатам Америки. В настоящее время США обгоняет объединѐнные страны Европы по таким показателям, относящимся к сфере образования, как: количество подготовленных специалистов, имеющих высшее образование; количество иностранных граждан, обучающихся в стране; развитие науки и интенсивность наращивания научного потенциала. В нашем обществе прочно утвердилось мнение о том, что российская система высшего образования не отвечает современным требованиям. Главный еѐ недостаток заключается в низком качестве подготовки кадров и оторванности от потребностей экономики и общества в целом. Однако развитые страны также не удовлетворены достигнутым в них уровнем образования и проводят интенсивные реформы этого социального института. Таким образом, Болонский процесс – это серьѐзный шаг на пути выхода из кризиса образования в современном мире, обусловленный Болонский процесс – это не фабрика образования, которая готовит одинаковых специалистов. Он задумывался и создавался для того, чтобы все люди оставались разными и могли наиболее адаптивно и эффективно с учѐтом собственных интересов и индивидуальных представлений выбирать свою образовательную программу и учиться в разных странах. Образно его можно сравнить с набором общих протоколов в интернете, которые позволяют читать самые разнообразные сайты» Смысл Болонского процесса можно коротко свести к требованию реформировать высшее образование таким образом, чтобы студенты, выпускники и преподаватели вузов обладали подготовкой, «позволяющей им реагировать на изменяющиеся потребности быстро развивающегося общества». Реформы, проводимые в рамках Болонского процесса, отвечают тенденциям глобализации мировой экономики. Современный этап модернизации считается самым радикальным в новейшей истории российского высшего образования. Сохранившийся до настоящего времени в массовом образовании «знаниевый» подход, реализуемый в традиционной лекционно-семинарской форме и ориентированный на достигнутый уровень развития наук и освоение существующих технологий, принципиально не отвечает требованиям динамичного постиндустриального общества в условиях глобализации. Переход к деятельностной парадигме образовательного процесса и широкому использованию информационно-коммуникационных технологий, необходимость встраивания высшей школы в систему непрерывного образования и глобальные образовательные сети определяют задачи кардинальной педагогической модернизации российского высшего образования. Сфера образования – приоритетное направление системной государственной политики. Успешная модернизация высшего образования как ключевого фактора развития страны способна обеспечить комплексное обновление всех сфер жизнедеятельности общества. Введение в высшей школе уровневой системы образования также позволит вовлечь работодателей в прогнозирование перспективных потребностей в трудовых ресурсах и, что немаловажно, существенно расширить их участие в финансировании подготовки кадров. Очевидное в настоящее время рассогласование между потребностями рынка труда и теми ресурсами, которые на этот рынок поставляет система образования, идѐт и по количественным и по качественным параметрам. Данная проблема является одной из основных причин реструктурирования образовательной сферы. В последние годы во многих развитых странах численность студентов вузов достигла того предела, когда можно говорить о переходе ко всеобщему высшему образованию (США, Канада, Япония, Швеция, Норвегия, Дания и другие). При падении, как правило, качества образования происходит, тем не менее, экстенсивное наращивание человеческого капитала, обеспечивается более высокий уровень социальной мобильности. На этом фоне получение высшего образования приобретает статус социальной нормы. Для развития профессиональных качеств будущих специалистов необходимо создание условий для личностно-ориентированной учебной деятельности каждого студента, для приобретения ими навыков самообразования и элементов практического опыта. К настоящему времени в образовании сложился ряд противоречий, тормозящих его развитие. Например, в преподавательской среде преобладает консерватизм, ориентация на традиционные шаблоны, а студенты, сознательно или бессознательно, руководствуются интересами, связанными с их планами на будущее. А если эти интересы не удовлетворяются, то они теряют интерес к учѐбе. А. М. Лялин, анализируя подготовку менеджеров в современных условиях, отмечает, что она оторвана от экономики и социальной сферы, носит сугубо аудиторный характер. Современному высокопоставленному менеджеру должны вверяться не власть, а полномочия, он призван не принимать единоличные решения, а владеть технологией их разработки и коллегиального претворения в жизнь. Управление в настоящее время осуществляется не организациями и объектами, а людьми и отношениями между ними. Корпоративный менеджмент должен приобрести социальный характер. На первый план в нѐм должны выйти не властные функции, а ответственность. Таким образом осуществляется переход к инновационному типу экономического роста, подразумевающий интеллектуальное раскрепощение каждой личности, культивирование еѐ творческих способностей и качеств, что является чертами постиндустриального общества. Сегодня всѐ больше выпускников работают в коммерческих структурах, а это значит, что помимо требований, предъявляемых образовательным стандартом, вузы должны принимать во внимание и запросы работодателей как из государственных, так и коммерческих структур. Например, работодатели некоторых отраслей заявляют, что для них более ценны работники, которые имеют знания не только в своей области, но и в смежных, в том числе в коммерческой сфере. Но если учесть, что в современных условиях требования к специалисту вообще меняются очень быстро, вуз просто вынужден постоянно отслеживать спрос на специалистов в разных областях деятельности, внося соответствующие коррективы в содержание и организацию учебного процесса.
Для формирования эффективной системы высшего образования необходимо учесть ряд требований и обстоятельств.
1. Система образования будет продуктивной лишь тогда, когда в обществе будет высок престиж и статус человека знающего, высокопрофессионального, культурного. Для этого необходима не только солидная материально-финансовая поддержка, но и образовательная среда, стимулирующая активность человека в получении и практическом использовании знаний и навыков, в постоянном их пополнении.
2. Современная экономика сориентирована на модернизацию. Возникает необходимость в гибком динамичном производстве, где главным является инновационный подход в управлении, технологии, маркетинге. Отсюда с неизбежностью вытекает требование усиления инновационной деятельности во всей системе образования и обеспечение непрерывного еѐ характера.
3. Образовательная система постоянно расширяет своѐ содержание и структуру. С появлением и развитием информационной индустрии, экономики знаний возникает необходимость пересмотра традиционных форм и методов обучения. Нужно не просто больше и дольше учить, а учить по- другому.
4. Существующая система образования в ходе реформы почти полностью исключает из этого процесса преподавателя, т. е. того, кто обязан реализовывать еѐ цели. Уверенность в своих силах и самоуважение преподавателя являются существенными условиями для качественного и эффективного развития отечественной системы образования. Реформа высшего образования только тогда даст положительные результаты, когда она будет синхронно взаимодействовать с другими реформируемыми сферами и сторонами жизни.
Таким образом, особенности современного развития выдвигают на первый план подготовку социально и профессионально мобильных специалистов, не только обладающих глубокими познаниями в сфере профессиональной деятельности, но и способных быстро ориентироваться в стремительно возрастающем потоке информации, адаптироваться к изменяющимся условиям, а при необходимости и готовых изменить профиль своей деятельности. Специалист, владеющий профессиональными умениями и навыками, способный активно и независимо мыслить, умеющий творчески решать различные профессиональные задачи, сможет организовать свою деятельность на должном уровне, отвечающем требованиям современного общества, что невозможно без освоения исследовательских умений и навыков
2. Позитивы и негативы системы высшего образования
Исследование мирового опыта развития высшего образования свидетельствует о нарастающей тенденции делегирования ответственности за его качество на уровень самих университетов. Так, к примеру, системы высшего образования в Китае, Восточной Европе, Южной Америке и Скандинавии, как правило, делегируют ответственность за качество, что означает сдвиг в сторону самоуправления высшей школы этих стран. Однако позитив данной тенденции обусловливает возрастающее значение подотчетности университетов за качество организации образовательного процесса. Отметим существующие аспекты важности подотчетности:
1) массовость высшего образования и рост расходов требуют прозрачности распределения частных и государственных расходов;
2) студенты требуют качественных академических программ:
3) общество призывает усилить информирование общественности о качестве образовательных программ институтов. Следующим важным механизмом обеспечения качества является аккредитация системы высшего образования. В прошлом, аккредитация была преобладающей в США и достаточно широко распространена в Центральной и Южной Америке, Восточной Европе. В 5 1980-х годах аккредитация как форма контроля качества образовательного процесса получила распространение в Индии, а затем и в странах Европейского Союза. Поскольку система аккредитации как метода повышения качества высшего образования зародилась и получила распространение в США, то необходимо учитывать накопленный опыт в этой сфере Совета по аккредитации высшего образования США.
Аккредитация включает в себя контроль качества и предоставление статуса учебного заведения. Следовательно, чтобы быть аккредитованной, учебному заведению необходимо достичь определенного порога качества и формального общественного признания. Для прохождения аккредитации учебным заведениям и практикуемым в них образовательным программам требуется тестирование на предмет соответствия определенным стандартам.
Следует отметить, что процедуры аккредитации в основном сосредоточиваются на входе, т.е. ресурсах, программах и кадровом обеспечении, а не на результатах – выпускниках и их трудоустройстве.
Следующим инструментом повышения качества образовательного процесса является аудит, который по сравнению с аккредитацией различается в тем, что он, как правило, рассматривается как аудит функций механизма повышения качества образовательного процесса отличного от формального процесса аккредитации. Показатели возможных переменных, необходимых для оценки качества образовательного учреждения, так называемые показатели эффективности. Эти показатели могут быть качественными или количественными и включают следующий набор данных: возможность трудоустройства выпускников, научно-исследовательские гранты и контракты, число статей или исследований, опубликованные сотрудниками/студентами, соотношение институциональных доходов и расходов и др. Система обеспечения качества имеет различные последствия и характеристики. Разные исследователи в области высшего образования концентрируются на передовом опыте разработки адекватной системы обеспечения качества. Обеспечение качества имеет четкие последствия в плане того, что можно было бы назвать «правилами ведения боевых действий». В соответствии с этими правилами университеты отвечают за качество и стандарты. Национальные агентства, в дополнение к проведению проверок качества, имеют обязательство оказывать помощь учреждениям в исполнении ими своих функций. При этом существуют неписаные «правила» большей прозрачности качества предоставляемых услуг, снижающие необходимость интенсивного внешнего контроля. В то время как многие национальные системы пытаются создавать адекватные и узнаваемые критерии и процедуры обеспечения качества образования, остальные образовательные учреждения просто приобретают фиктивную аккредитацию, что влечет за собой коммерциализацию обеспечения качества и аккредитации учреждений высшего образования. Преодолеть данный негатив можно за счет, набирающей силу в международной практике повышения качества организации образовательного процесса, тенденции к взаимному признанию аккредитации среди разных стран, которые добиваются большей прозрачности таких процедур.
Таким образом, имеющийся отечественный и зарубежный опыт показывает, что сегодня отдельные, несистемные внутривузовские реформы и инновации неэффективны, а часто и просто вредны с точки зрения общей эффективности системы высшего образования. Только комплексный, системный и целостный характер таких реформ, с учетом накопленного международного опыта, способен привести к ощутимым достижениям в области улучшения качества высшего образования и достижения конкурентоспособных норм качества, как в украинском, так и в мировом образовательном пространстве XXI века.