Права органов власти на истребование информации, составляющей коммерческую тайну
Существование цивилизованных рыночных отношений невозможно без института коммерческой тайны, которому должны быть обеспечены надежные правовые гарантии со стороны государства. В то же время, в интересах борьбы с преступностью, осуществления правосудия, соблюдения налогового, антимонопольного и таможенного законодательства государство должно иметь возможность контролировать деятельность частного бизнеса. Поэтому рядом нормативных актов определен круг государственных органов и должностных лиц, которые в строго определенных случаях имеют право на получение финансово-хозяйственной информации, в том числе и составляющей коммерческую тайну. Очень важно найти оптимальный баланс публичных и частных интересов. Перекос, как в одну, так и в другую сторону, крайне негативно отражается на состоянии экономики страны. Наделение государственных органов излишними полномочиями ведет к росту коррупции и злоупотреблений со стороны чиновников и, как следствие, увеличению сектора теневой экономики. С другой стороны, согласно статье 28 действовавшего ранее Закона от 25 декабря 1990 г. N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности", предприятие имело право не представлять информацию, составляющую коммерческую тайну, причем, в силу отсутствия в российском праве легального определения коммерческой тайны, на основании указанного закона можно было отказывать в представлении государственным органам любых сведений. Такое положение вынуждало госструктуры использовать неправовые методы давления на частный бизнес. В настоящее время эти отношения переведены в цивилизованное русло.
В общем виде обязанность представления зафиксированной на материальном носителе информации с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать (документированной информации), для формирования государственных информационных ресурсов предусмотрена Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации". Согласно статье 8 указанного Закона, граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения обязаны представлять документированную информацию органам и организациям, ответственным за формирование и использование государственных информационных ресурсов. Перечни представляемой в обязательном порядке документированной информации и перечни органов и организаций, ответственных за сбор и обработку федеральных информационных ресурсов, утверждает Правительство РФ. При регистрации юридических лиц регистрационные органы обеспечивают их перечнями представляемых в обязательном порядке документов и адресами их представления. Перечень представляемой в обязательном порядке документированной информации прилагается к уставу каждого юридического лица (положению о нем).
Согласно пункту 8 статьи 3 Закона "О коммерческой тайне", предоставление информации, составляющей коммерческую тайну - это передача информации, составляющей коммерческую тайну и зафиксированной на материальном носителе, ее обладателем органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления в целях выполнения их функций. Особо следует обратить внимание, что, помимо государственных органов, информация, составляющая коммерческую тайну, может быть затребована и органами местного самоуправления. Однако далеко не каждый государственный орган или орган местного самоуправления может затребовать сведения конфиденциального характера - такое право должно предоставляться соответствующим органам только федеральными законами, либо нормативно-правовыми актами, определяющими статус таких органов, их компетенцию, основные права и обязанности.
Кроме того, согласно части 3 статьи 6 Закона "О коммерческой тайне", обладатели информации, составляющей коммерческую тайну, а также органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, получившие такую информацию, обязаны предоставить эту информацию по запросу судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве, в порядке и на основаниях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Так, например, контролируя исполнение обязанности по уплате налогов, в соответствии со статьей 11 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции", органы внутренних дел вправе получать от граждан и должностных лиц организаций сведения, документы и копии с них. В соответствии со статьей 31 НК РФ, налоговые органы, в частности, имеют право: требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов; производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены; осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов Российской Федерации. В целях исполнения функций, возложенных на органы регулирования естественных монополий, согласно статье 13 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", их работники имеют право беспрепятственного доступа к информации о деятельности субъектов естественных монополий, имеющейся у органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также у субъектов естественных монополий. Сведения, которые составляют коммерческую тайну и получены органом регулирования естественной монополии на основании статьи 13, разглашению не подлежат. Аналогичные положения содержатся еще в целом ряде федеральных законов, регламентирующих деятельность различных государственных органов.