Цель занятия по каждой теме самостоятельной работы
№ п/п | Наименование темы | Цель |
Тема 1.Классификация кризисов в экономической системе и причины их возникновения | Цель: закрепить полученные знания, изучить влияние кризисов в экономической системе | |
Тема 2.Роль государства в обеспечении устойчивого развития экономики | Цель:изучить формы воздействия государства на экономические системы. | |
Тема 3. Комплексная диагностика неплатежеспособности (несостоятельности) организаций | Цель: провести комплексную диагностику и рассчитать показатели, характеризующие финансовое состояние организации. | |
Тема 4.Предупреждение банкротства и проведение процедур банкротства | Цель:изучитьи провести сравнительный анализ процедур банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство. | |
Тема 5.Направления оздоровления экономики организации | Цель:изучить мероприятия, проводимые правительством по преодолению кризисов в экономике, а также изучить структуру и состав плана финансового оздоровления и составить примерный план для конкретного предприятия. |
Конкретные задания и краткая методика последовательности их выполнения.
Самостоятельная работа выполняется студентами индивидуально или на практических занятиях для закрепления полученных теоретических знаний. В каждой теме представлен перечень рассматриваемых вопросов, приведены задания для индивидуальной работы, которые должны быть выполнены
Методика последовательности выполнения самостоятельной работы заключается в следующем:
a. Подбор необходимой литературы по представленным темам;
b. Изучение глав, относящихся к предложенной тематике;
c. Письменное составление плана ответа;
d. Изложение ответов в соответствии с предложенным планом;
e. Самостоятельная формулировка причинно-следственных связей, выводов и предложений.
Темы для самостоятельных работ:
Тема 1: Классификация кризисов в экономической системе и причины их возникновения
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Что означает понятие «кризис»?
2. Неизбежны ли кризисы в социально-экономическом развитии общества, организации?
3. Какие тенденции развития отражают кризисы?
5. Можно ли управлять кризисными ситуациями?
6. Почему возникают экономические кризисы? Как кризис влияет на развитие экономики?
7. Можно ли избежать экономического кризиса? Чем определяется продолжительность экономического кризиса?
8. Каковы средства и механизмы государственного регулирования кризисных ситуаций? Может ли государство предотвратить кризис?
9. Какие признаки свидетельствуют о приближающемся кризисе? Нужна ли диагностика кризиса?
10. Можно ли при помощи диагностического анализа установить степень кризисного состояния, его происхождение, динамику развития?
11. Как и когда диагностируется кризис?
12. Каковы роль и значение диагностики в исследовании перспектив развития организации?
13. Каковы основные признаки и особенности антикризисного управления?
Задание для подготовки к занятию:
1. Сформулируйте свое собственное мнение, как необходимо относиться к кризису: опасаться, бороться, приветствовать или разрешать.
2. Определите особенности антикризисного управления на макро, мезо и микроуровне экономики (на федеральном, региональном уровне или на уровне предприятия).
3. Подумайте и сформулируйте основные причины возникновения экономических кризисов, их виды и различия.
4. На Ваш взгляд в условиях кризиса требуется ли усиление социальной ориентации государственного регулирования? Если да, то каким образом оно достигается?
5. Подумайте и дайте ответ, в чем проявляется эффективность антикризисного управления?
6. Назовите факторы, влияющие на эффективность антикризисного управления?
7. Назовите тенденции циклического развития организации и дайте оценку каждого из этапов цикла.
8. Объясните, в каких случаях повышается вероятность и опасность кризиса на предприятии.
9. Охарактеризуйте этапы цикла развития организации. Какие кризисные ситуации могут возникать на каждом этапе развития организации.
10. Нарисуйте схему возникновения и распознавания кризиса.
Тема 2: Роль государства в обеспечении устойчивого развития экономики
Вопросы для подготовки к занятию
1. В чем заключаются особенности государственного управления в период кризиса?
2. Каковы приоритеты и ограничения государственного регулирования кризисных ситуаций?
3. Что такое антикризисное управление?
4. Что такое система антикризисного управления?
5. Что составляет правовую основу антикризисного управления?
6. Какими свойствами должна обладать система антикризисного управления?
7. Какие вы знаете особенности процессов и технологий антикризисного управления?
8. Какие административные и правовые рычаги преодоления кризисных ситуаций на предприятии вы знаете?
9. Какие нормативные акты относятся к правовому регулированию кризисных ситуаций на предприятиях?
10. В чем специфика контрольной функции государства по отношению к кризисным предприятиям?
11. В чем состоят методологические основы антикризисного управления?
12. Чем может отличаться программа финансового оздоровления предприятия от общей программы его развития?
Задание для подготовки к занятию:
1. Как Вы думаете, возможно, ли государственное регулирование кризисных ситуаций.
2. Определите особенности антикризисного управления на макро, мезо и микроуровне экономики (на федеральном, региональном уровне или на уровне предприятия).
3. Охарактеризуйте особенности государственного управления в период кризиса.
4. Перечислите основные институты антикризисного управления.
5. Охарактеризуйте особенности экономического кризиса последнего десятилетия в России.
6. Назовите группы проблем предприятия, решаемых в ходе антикризисного управления.
7. Перечислите основные мероприятия антикризисного управления.
Тема 3: Комплексная диагностика неплатежеспособности (несостоятельности) организаций
Вопросы для подготовки к занятию.
1. В чем различия внутреннего и внешнего финансового анализа предприятия?
2. Что такое предикативный, дескриптивный и факторный анализ?
3. Каковы основные показатели оценки неплатежеспособности предприятий в России?
4. Какие существуют методы анализа предприятий антикризисного управления?
5. Каковы основные показатели вероятности банкротства по Альтману?
6. Каковы основные показатели вероятности банкротства по Биверу?
7. В чем сущность комплексной диагностики несостоятельного предприятия?
8. Каковы цель и порядок проведения комплексной диагностики предприятия?
9. Каковы этапы анализа технико-экономического состояния предприятия.
10. Что включает в себя оценка финансового результата деятельности предприятия.
11. Каковы основные этапы анализа финансового состояния предприятия.
12. Что такое финансовая устойчивость предприятия? Каковы его основные показатели?