Кругооборота в экономических системах
Экономическая система есть совокупность взаимосвязанных и упорядоченных элементов экономики, образующих экономическую структуру общества. Основными элементами экономической системы являются субъекты (или агенты) экономической системы, а также способы их взаимодействия в процессе производства, обмена, распределения и потребления экономических благ.
Основными экономическими субъектами хозяйственной системы выступают индивиды(домохозяйства), фирмы и организации, а также государство и его институты.
Индивидуумы, объединенныев семьи (домохозяйства) выступают активными участниками экономического процесса- в качестве продавцов экономических ресурсов, в т.ч. земли, труда и капитала. Одновременно, домохозяйства определяют спрос на рынке готовых товаров и услуг. Помимо участия в рыночном обмене, семьи выполняют другие функции в экономической системе: демографическую, социальную (адаптация членов семьи к участию в социально-экономических отношениях), воспитательную.
Экономической целью домохозяйства является удовлетворение потребностей членов семьи или же максимизация функции полезности. Максимизация полезности зависит не только от текущего потребления, но и от сбережений, осуществляемых в соответствии с динамикой цен.
Фирмаопределяется как организация, производящая затраты экономических факторов, таких, как земля, труд и капитал, для изготовления продукции и услуг, которые предназначены для продажи потребителям или другим фирмам. Фирма как производственно-технический комплекс осуществляет эффективную комбинацию ресурсов с целью максимизации прибыли. Фирма как институт стремиться минимизировать издержки риска и неопределенности рыночной среды, гарантировать работникам предсказуемый доход и занятость. Двойственность в оценке фирмы связана с разницей в методологических подходах к определению ее содержательной деятельности. Первой исторически сложившейся теорией фирмы является технологическая, сформировавшаяся на основе неоклассических взглядов, наибольший вклад в развитие которых внес А.Маршалл. Основными допущениями неоклассической модели являются: ограниченность ресурсов, рациональное поведение экономических субъектов, бесплатность рыночных трансакций для производителя.
В экономической литературе технологический подход также называют функциональным, поскольку в анализе поведения фирмы лежит предположение о существовании функции, выражающей максимальный объем выпуска при заданном уровне ресурсов, развития техники и технологии. Такая функция получила название производственной функции.
Неоклассическую фирму часто сравнивают с «черным ящиком», она воспринимается как данность: в этот ящик опускают порции ресурсов, закрывают крышкой и через некоторое время извлекают из него блага. Технологический подход не содержит ответа на вопрос, откуда взялся этот «ящик» и что происходило внутри него.
Альтернативный технологическому подход был разработан в рамках неоинституциональной теории. Он характеризуется как более реалистический, поскольку предусматривает несовершенства рыночного механизма. Фирма, как и человек, способна вести себя не вполне рационально, т.е. ставить умеренные цели или даже проявлять оппортунистическое поведении. Выбор участников системы ограничен не только традиционными факторами: редкостью ресурсов и заданностью технологий. Новый класс ограничений, обусловлен институциональной структурой общества. Экономические агенты действуют в мире высоких трансакционных издержек, плохо определенных прав собственности и ненадежных контрактов, в мире, полном риска и неопределенности.
Рынок и фирма представляют собой альтернативные способы экономической организации. Рынок возникает как результат технологической (разделение труда) и экономической (частная собственность) автономии производителей. Фирма, напротив, предполагает действие принципов кооперации и координации. Механизм согласования действий участников рыночного процесса основан на свободном ценообразовании. Внутри фирмы
действует директивный механизм принятия управленческих решений.
Наконец, важным субъектом экономических отношений выступает государство. Масштабы государственного вмешательства согласуются с идеологическим выбором политической элиты, а также определяются текущим уровнем социально-экономического развития. Общеизвестны следующие социально-экономические модели государственного участия в экономике: либеральная, социально-ориентированная, неоклассическая, неокейнсианская.
В неоклассической модели основные функции государства определяются следующим образом.
1. Ограничение монопольной власти и защита рынка совершенной конкуренции в целях поддержания естественных механизмов саморегулирования экономической системы;
2. Регулирование отрицательных внешних эффектов, которые имеют место, когда деятельность одного агента приводит к сокращению полезности либо прибыли для других. Широко известными отрицательными экстерналиями являются, например, загрязнение окружающей среды, технологическая безработица, криминализация общественной жизни и др.
3.Производство общественных благ, к которым относятся услуги социальной сферы, а также производство стратегических товаров, обладающих свойствами неисключаемости, неделимости и неконкурентности . Государство замещает частный бизнес в этих отраслях по причине больших масштабов требуемых инвестиций, а также риска и неопределенности ожидаемой отдачи.
4. Преодоление асимметричности информации. Достижение эффективности в экономической системе подразумевает абсолютную информированность покупателей и продавцов о свойствах потребляемых благ. Однако чаще всего продавцы знают о характеристиках товара гораздо больше, чем покупатели. Основную заботу по устранению нежелательных внешних воздействий, связанных с нарушением потребительских и трудовых прав, должно взять на себя государство.
Вмешательство государства признается оправданным в случае, если оно сопровождается Парето-улучшением, когда положение всех граждан или отдельных групп улучшается, а остальных – не ухудшается. Допустимо варианты государственного воздействия, сопровождаемые Парето-неопределенностью при условии четких механизмов компенсации проигравшим социальным группам. Практическое воплощение программ государственного участия, отвечающих признакам Парето-оптимальности, часто искажается бюрократическим аппаратом, который является носителем узкогрупповых интересов политиков. «Провалы государства» - как то явления коррупции, государственной монополии, бюрократические издержки - выступают ограничителями государственного присутствия в рыночной модели. Граница государственного воздействия на рынок в экономической теории четко не определена и варьирует в направлении «больше рынка –меньше государства» и в обратном направлении.