Теория естественного права
Суть данной теории состоит в том, что кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом (право на жизнь, безопасность, свободу, равенство, собственность, справедливость и т.п.). Эти права принадлежат человеку от рождения и должны беспрепятственно осуществляться. Контуры этой теории наметились еще в древности. Например, Цицерон говорил, что закон государства, противоречащий естественному праву, не может рассматриваться как закон. Но фундаментальную разработку эта теория получила в трудах Локка, Монтескье, Руссо и др.
Историческая школа права (К.Савиньи, Ф.Пухта и др.)
Право рассматривается как выражение, продукт народного духа, народного правового убеждения. Оно складывается подобно языку постепенно в ходе исторического процесса независимо от субъективной воли государства. Право всегда национально. Оно существует в виде живого представления правовых институтов, юристы же из него лишь извлекают нормы. Эта школа чрезмерно преувеличивает роль обычая в системе нормативного регулирования, который ставится над законом.
Теория нормативистского понимания права, юридический позитивизм (Р.Штаммлер, Г.Келъзен и др.)
Главный тезис этой теории - признание правом только норм, создаваемых государством для общего блага или для удовлетворения интересов человека. Правом признается государственная воля, выраженная в обязательном нормативном акте, обеспеченном принудительной силой государства. Г.Кельзен видел право в виде «лестницы норм», на вершине которой стоит «основная норма» (конституция). Теория права должна быть свободной от идеологии и представлять собой «чистую науку». Право - это система должного поведения людей. Нормативное понимание права хорошо служит в условиях стабильного общества. В настоящее время широкое признание получило требование соответствия позитивных законов государства правам человека. Утверждается приоритет прав и свобод личности. К недостаткам этой теории относится игнорирование содержательной стороны права (субъективных прав личности, соответствия потребностям экономического развития и т.п.), угроза праву со стороны государства.
Реалистическая школа права (Рудольф Иеринг)
Эта школа в определенной мере примыкает к нормативистскому направлению. Она определяет право как защищенный государством интерес личности. Государство выступает необходимым инструментом организации, поддержания и сохранения общества и без государственной власти право есть пустой звук. Существует только позитивное право и содержание его составляет только защищенный интерес личности (Е.Трубецкой).
Социологическая школа права (Е.Эрлих, Г.Ф.Шешеневич и др.)
Эта школа полагает, что нормы, записанные в законах и других актах государства, еще не есть само право. Гораздо важнее то право, которое складывается в жизни. Это «живое право» есть система правоотношений, поведения людей в сфере права. Отсюда на первое место выдвигается фигура судьи как творца права. Право - сосуд, который следует наполнить, и это делают судьи и администраторы. Право, по их мнению, следует искать не в нормах, а в самой жизни. Подобный подход скорее дестабилизирует правовой порядок, нежели укрепляет его. Он вносит неопределенность и сумятицу в отношения субъектов правового общения. Эта школа имеет широкое распространение в Англии.
Разновидностью социологического направления выступает теория солидаризма (Леон Дюги). Он выдвинул идею права, основанного на норме социальной солидарности, как внешнего выражения общественной жизни. Такая концепция ведет к отрицанию индивидуальных свобод и прав человека, к корпоративному государству.
Психологическая теория права (Л.И.Петражицкий)
Эта теория подразделяет право на позитивное и интуитивное. Позитивное – совокупность норм права. Интуитивное или неофициальное право это чисто психологическое явление, особое состояние души человека, вырабатываемое путем взаимного психического общения людей. Право здесь выступает как одно из явлений психической жизни общества и представляет собой императивно-атрибутивное (обязательно-притязательное) переживание людей. Оно включает в себя правовое сознание.