Налоговый менеджмент: понятие, характеристика основных форм
Управление налогообложением реализуется через налоговый менеджмент и его формы – государственный налоговый менеджмент и корпоративный менеджмент. Налоговый менеджмент в целом основывается на положениях налогового права и является стержнем всей структуры элементов налогового механизма; это особая сфера деятельности государства, перед которой стоят следующие задачи:
· прогнозирование объемов налоговых поступлений на среднесрочную перспективу на основе прогнозных расчетов роста доходности предприятий, отраслей и всей экономики в целом;
· разработка новых концепций налогообложения, способствующих развитию бизнеса без ущерба для государственных социальных программ;
· составление налоговых обоснований для обеспечения протекционистской политики в системе внешнеэкономической деятельности.
Нормы налогового права позволяют организовать рациональную систему и структуру налогового менеджмента, распространив его на весь налоговый механизм.
Государственный налоговый менеджмент как особый научно-практический процесс чрезвычайно емок по своему содержанию, условиям организации и целевым установкам. Это и выработка правовых основ налогообложения на основе исторического опыта, современных достижений экономической науки и практики, обеспечение условий функционирования конкретного налогового механизма, его элементов (планирования, регулирования, контроля), создание учетно-аналитических, отчетных правил, документов и т.д. Он занимает ведущее место в системе управления экономикой.
Корпоративный налоговый менеджмент представляет собой налоговое планирование с позиций налогоплательщика. Корпоративный налоговый менеджмент вносит прямой вклад в прибыльность бизнеса, оптимизацию налоговых обязательств. Налоговое планирование с позиций налогоплательщика – это неотъемлемая часть его финансово-хозяйственной деятельности. Этот процесс имеет крайне важное значение, поскольку оптимизация налогообложения позволяет выявить финансовые резервы. В этой связи существенную роль играет общее состояние бюджетно-налогового и финансового регулирования экономики, осуществляемого государством.
Положительным моментом организации налогового менеджмента является введение в практику абонементного обслуживания налогоплательщиков аудиторскими и юридическими фирмами. Интересы налогоплательщиков в этом случае отстаивают профессионалы, работающие на долговременной договорной основе и отвечающие за принимаемые ими решения.
В общей схеме корпоративного налогового менеджмента можно выделить возможные пути оптимизации объемов налоговых платежей:
· выбор выгодного места регистрации и места осуществления финансово-хозяйственной деятельности (оффшор);
· грамотное использование всех пробелов и достоинств действующего законодательства, различных схем хозяйствования;
· выбор соответствующей организационно-правовой формы предпринимательства;
· использование возможностей хозяйственных договоров (включение в них экономически выгодных условий, сочетание условий различных типов договоров);
· грамотное и юридически безупречное ведение бухгалтерского учета;
· использование наиболее экономичных способов защиты нарушенных налоговых прав.
Широкое распространение в белорусской практике получили первые два из названных направлений оптимизации налогообложения. Другие применяются в единичных случаях.
Следствием большинства сложных хозяйственных ситуаций, с которыми сталкиваются налогоплательщики, является обилие вариантов, типов и форм договоров. Требуется глубокое профессиональное знание тонкостей договорной дисциплины, чтобы максимально снизить погрешности при заключении договоров. Так, подбор экономических контрагентов требует знания их отраслевых технологий. Выход белорусских предпринимателей на международный рынок еще больше обостряет проблему оптимизации налогообложения, поскольку нужны знания в области международного права.
Каждая конкретная сделка должна быть детально оценена не только с позиций экономической выгоды, но и с точки зрения возникающих налоговых обязательств на момент подготовки необходимых документов, то есть еще до того, как сделка будет заключена.
В процессе налогового планирования следует оценить, насколько желательна предполагаемая страна в качестве места долгосрочных инвестиций, чтобы уменьшить налоговые потери или вовсе избежать налоговых платежей. Этот анализ предполагает выявление не только преимуществ налогового законодательства той или иной страны, но и преимуществ валютно-расчетного характера.
Даже самые простые операции на внутреннем рынке создают проблемы ценообразования и оплаты, в решении которых должен принимать участие налоговый менеджер (эксперт). Задачи резко усложняются при выходе фирмы на международный рынок. Это касается определения цены в валюте продавца, покупателя или третьих стран, механизма котировок валют, фактора риска при планировании налогов от сумм валютных операций и сделок.
Для налогового менеджмента важно содержание отечественного налогового, бухгалтерского, таможенного законодательства, постоянное приближение его к международным стандартам.