Характеристика основных форм БУ.

Под формой БУ (формой счетоводства) понимается сочетание различных учётных регистров, их взаимосвязь, последовательность и способы совершения учётных записей. В мемориально-ордерной форме учёта сочетаются книжные и карточные регистры. Синтетический учёт ведётся в книгах, а для аналитического учёта главным образом используются карточки. Бухгалтерские записи оформляются составлением мемориальных ордеров, которые выписываются на каждую отдельную операцию, либо на группу однородных операций, объединяемых одной накопительной или группировочной ведомостью. На общий итог ведомости делают одну бухгалтерскую запись, то есть составляют один мемориальный ордер. Группировочные ведомости оформляют на несколько однородных документов за короткий промежуток времени (один или несколько дней). Накопительные ведомости ведут на все однородные операции за месяц по мере поступления первичных документов, отражающих эти операции. Ордер оформляют на бланке или на самом документе, проставляя специальный штамп. В документе кратко излагают содержание записи (или делают ссылку на документ), приводят корреспонденцию счетов и суммы. Мемориальные ордера подписывает главный (старший) бухгалтер или его заместитель. К ордеру прилагаются документы, на основании которых сделаны записи. Хронологическая запись отделена от систематической. Хронологическую запись осуществляют в специальном регистре – регистрационном журнале, куда записывают все мемориальные ордера по мере их оформления, присваивая им текущие порядковые номера. После записи в регистрационном журнале мемориальные ордера записывают в Главную книгу - систематический регистр синтетического учёта. Здесь отражаются номера мемориальных ордеров, даты их оформления и суммы по операциям. В конце месяца по итогам Главной книги составляют оборотную ведомость по синтетическим счетам по простой или шахматной форме. Аналитический учёт ведут в книгах, карточках и на свободных листах. В конце отчётного месяца на основании записей в аналитических учётных регистрах составляют оборотные или сальдовые ведомости – одну на группу аналитических счетов, объединяемых соответствующим аналитическим счётом. Данные этих ведомостей служат для сверки итогов оборотов и сальдо аналитических счетов с объединяющими их синтетическими счетами. Такая сверка обязательна, поскольку позволяет выявлять и устранять многие ошибки. После сверки и исправления обнаруженных ошибок составляют ББ. Мемориально-ордерная форма отличается простотой, обеспечивает разделение учётного труда. Основным принципом регистрации при журнально-ордерной форме учёта является принцип аккумуляции данных первичных документов в накопительных ведомостях. Основные регистры этой формы – журналы-ордера. Учётная регистрация заключается в том, что однородные факты хозяйственной деятельности фиксируют в хронологическом порядке в накопительных ведомостях – журналах. Записи делают непосредственно на основании первичных документов без оформления их отдельными мемориальными ордерами. Сведения журналов являются месячными оборотами по соответствующим синтетическим счетам, сгруппированным по корреспондирующим счетам, и служат основанием для бухгалтерских записей оборотов данного счёта в Главной книге. Журналы одновременно служат ордерами, оформляющими бухгалтерские записи. Особенностью записей в журналы-ордера является то, что их ведут по кредитовому признаку. Это означает, что запись делают по кредиту счёта, операции которого он отражает, с указанием корреспондирующих счетов по дебету. Дебетовые же обороты по этому счёту показывают в тех журналах-ордерах, где будут записаны данные, корреспондирующие с дебетом этого счёта. Кредитовый принцип обеспечивает в большей степени, чем дебетовый принцип, контроль за рациональным и эффективным использованием материальных, трудовых и денежных ресурсов. Преимущества журнально-ордерной формы учёта заключаются в снижении трудоёмкости учёта, улучшении его качества, ускорении и облегчении составления отчётности, расширении возможностей автоматизации учёта. Малым предприятиям с простым технологическим процессом производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, совершающим незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более 100 в месяц), рекомендуется применять упрощённую форму БУ. Для организации учёта по упрощённой форме малое предприятие на основе Плана счетов составляет рабочий план счетов, который позволяет отражать имущество, капитал и обязательства в регистрах БУ по счетам и тем самым обеспечивать контроль за наличием и сохранностью активов, выполнением обязательств и достоверностью данных БУ. При упрощённой форме можно как использовать, так и не использовать бухгалтерские регистры. Малые предприятия, совершающие незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более 30 в месяц), не производящие продукцию и не выполняющие работы и не оказывающие услуги, связанные с большими затратами материальных ресурсов, могут вести учёт всех операций путём их регистрации только в книге (журнале) учёта фактов хозяйственной деятельности (форма № К-1). Книга является регистром аналитического и синтетического учёта, на основании которого можно определять наличие активов и денежных средств, а также их источников у малого предприятия на определённую дату и составлять БО. При автоматизированной форме БУ широко используются компьютеры, так как они обладают большой ёмкостью памяти, обеспечивают быструю обработку учётной информации и выполняют значительное количество различных операций. Применение компьютеров позволяет создавать автоматизированные рабочие места (АРМ) бухгалтера, что исключает ручной труд, повышает оперативность, достоверность и качество обработки учётной информации. АРМ бухгалтера организуются по функциональному признаку. В основе работы АРМ бухгалтера лежит создание пакетов прикладных программ по следующим направлениям: автоматизация БУ малых предприятий, автоматизация БУ средних и крупных организаций, организация отдельных участков учёта.





Наши рекомендации