Тема 9. международный рынок рабочей силы

  1. Формирование международного рынка рабочей силы, его связь с интернационализацией производства, развитием международного разделения труда и демографическими процессами.

2. Международная трудовая миграция, современные тенденции ее развития. Неравномерность экономического развития и трудовая миграция. Основные центры трудовой миграции, направления, размеры, состав международной миграции рабочей силы.

3. Влияние трудовой миграции на страны, экспортирующие и импортирующие рабочую силу.

4. Государственное и международное регулирование трудовой миграции.

5. Место России на международном рынке труда.

Формирование международного рынка рабочей силы

Нет единой практики идентификации международных мигрантов.

Международная трудовая миграция – это эмиграция и иммиграция людей в трудоспособном возрасте с целью получения работы вне своей страны проживания в течение определенного периода времени.

Иммиграция населения (от лат. immigro — «вселяюсь») — въезд населения одной страны в другую на временное или постоянное проживание, рассматриваемый по отношению к стране, куда въезжают мигранты. Указывается по отношению к стране, в которую иммигрируют.

Эмиграция (от лат. emigro — «выселяюсь») — переселение из одной страны в другую по экономическим, политическим, личным обстоятельствам. Указывается по отношению к стране, из которой эмигрируют.

Миграция населения (лат. migratio — переселение) — перемещение людей из одного региона (страны) в другой, в ряде случаев большими группами и на большие расстояния.

— это любое территориальное перемещение населения, связанное с пересечением как внешних, так и внутренних границ административно-территориальных образований с целью смены постоянного места жительства или временного пребывания на территории для осуществления учёбы или трудовой деятельности независимо от того, под превалирующим воздействием каких факторов оно происходит — притягивающих или выталкивающих.

Люди, совершающие миграцию, называются мигрантами.

Различаются внешние миграции (межконтинентальные, межгосударственные) и внутренние (внутри страны — между регионами, городами, сельской местностью и т. д.).

Лица, переселившиеся за пределы страны — эмигранты, переселившиеся в данную страну — иммигранты.

Разница между численностью первых и вторых — миграционное сальдо, непосредственно влияющее на численность населения страны.

В основе международной трудовой миграции (МТМ) лежат 2 основных фактора:

1) Усиление интернационализации экономической жизни (возрастает мобильность факторов производства, а именно: рабочая сила);

2) Усиление неравномерности развития МЭ, когда возрастание масштабов МТМ становится следствием диспропорций в развитии МЭ .

Временные рабочие

Межконтинентальная миграция замещается внутриконтинентальной

Существенное воздействие на МТМ оказывают ТНК.

Трудовая миграция сложный и многофакторный процесс перемещения населения. Не только экономический вопрос, но и нелегальная иммиграция.

Все это обостряет политические и социально-экономические проблемы = антииммиграционные настроения!

Международно-правовая основа для внешней трудовой миграции составляют:

• Всеобщая декларация прав человека (1948);

• Международные пакты о гражданских, политических и других правах (1966);

• Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975);

• Итоговый документ Венской встречи (1986) – представителей государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе;

• Конвенция ООН о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей;

Международная организация труда - МОТ (International Labour Organization – ILO) – правовые вопросы трудовой миграции.

Страны ОЭСР создали специальную службу – Система постоянного наблюдения за миграцией. Задача – координация деятельности национальных иммиграционных управлений.

С 90х годов – ужесточение иммиграционного законодательства в странах Запада:

1) Страны-рецепиенты резко ограничили въезд иностранных граждан, сохраняя исключение для квалифицированных кадров;

2) Стали материально поощрять отъезд иностранных рабочих (иногда насильственное выселение).

Законы в области миграции, принимаемые ведущими развитыми странами с рыночной экономикой, носят в значительной степени конъюнктурный характер.

То есть, гарантируют приток рабочей силы только в период экономического подъема, когда крупный капитал испытывает нехватку наемных работников.

Если спад, то ужесточение иммиграционного законодательства.

Особые привилегии – специалисты высшей квалификации («утечка умов» - brain drain)

Молодые специалисты обычно выбирают Канаду, Австралию, Новую Зеландию – там достаточно обширные программы приема иммигрантов.

Если же россияне едут в страны Западной Европы, как правило, в них регистрируются или покупаются фирмы. Законодательство ЕС позволяет на основании владения компанией получить вид на жительство. Но его получение зависит от успешности ведения бизнеса.

Международная миграция рабочей силы в значительной степени связан с безработицей – вынужденная незанятость населения, вследствие превышения предложения труда над спросом.

Основные виды безработицы:

Фрикционная;

(профессиональные, возрастные и региональные перемещения работников; «в процессе перехода на новое место». Признак – добровольность и небольшая продолжительность).

Структурная;

(результат изменений в технологии, технике и структуре производства, а также потребительского спроса. Носит долговременный характер, доп. затраты на переквалификацию, иногда на перемену места жительства).

Циклическая

(неравномерный характер воспроизвод. процесса рын. эк-ки)

Функционально-организационная структура рынка труда включает:

- Общие принципы государственной политики в области занятости и безработицы;

- Система подготовки кадров;

- Система найма;

- Контрактная система;

- Фонды поддержки безработных;

- Система переподготовки и переквалификации;

- Биржи труда;

- Правовое регулирование занятости.

Преимущества («+») трудовой миграции (для страны донора, т.е. экспортера рабочей силы):

- Сокращаются безработица и расходы по ее социальному обслуживанию;

- Те, кто работает за рубежом, приобретают более высокую квалификацию и переводят часть дохода на родину (улучшая платежный баланс страны);

- Эмигранты часто осуществляют личное инвестирование в отечественную экономику (покупка земли, недвижимости, ц/б на родине);

- Часть возвращается с капиталом, достаточным для начала собственного дела (возникают малые и средние фирмы, оживляется предпринимательская деятельность);

- Государство получает налоги с прибыли фирм-посредников, работающих в данной сфере деятельности;

- Страны-экспортеры получают от стран-импортеров рабочей силы валютные поступления (идут в соц. сферу, образование, воспроизводство трудовых ресурсов и т.д.).

Отрицательные последствия («-») трудовой миграции:

- Рабочая сила, на воспроизводство которой были затрачены национальные ресурсы, создает ВВП не у себя дом, а за рубежом;

- За рубеж уходит наиболее конкурентоспособная и предприимчивая часть населения, ослабляя национальную экономику (утечка мозгов, научный и образовательный потенциалы страны);

- Массовый отъезд молодых людей, преимущественно мужчин, отрицательным образом отражается на демографической ситуации.

Место России на международном рынке труда

СССР (внутренняя миграция, МТМ – порождение и необходимое условие господства капитала)

Рабочие и специалисты выезжают в соц. страны (Китай, Монголия, КНДР, Куба, Вьетнам)

СССР принимал у себя определенное количество трудящихся-мигрантов в рамках программ СЭВ по контрактам с иностранными фирмами. В начале 1990 года работало порядка 200 тыс. человек.

В 1991 году принят Закон «О порядке выезда из СССР и въезда в СССР граждан СССР» – позволил каждому гражданину свободно выезжать и работать за рубежом.

Июль 1991 г. – Закон «О занятости населения в РСФСР»

Декабрь 1993 г. – Указ Президента РФ «О мерах по введению иммиграционного контроля», «О привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы».

Вопросами международной миграции в РФ занимается:

- 1990ые годы – Федеральная миграционная служба России;

- с 2000 года – Министерство по делам Федерации, национальной и миграционной политики РФ;

- с 2002 года – Федеральная миграционная служба МВД РФ.

Сотрудничаем с Международной организацией по миграции (МОМ) с 1992 года. МОМ разработала ряд программ по профессиональной подготовке российских специалистов.

Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ

(ред. от 28.07.2012)

«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

Определения: иностранный работник, вид на жительство, миграционная карта, лицо без гражданства и т.д.

Наши рекомендации