Решите кроссворд. Вставьте пропущенное слово по вертикали и дайте его определение.
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по обществознанию
Учебный год
Задания с ключами и критериями оценивания для 10 класса
Задание № 1
1. Определенные науки об обществе и человеке прочно связаны с именами ученых, внесших большой вклад в их развитие. Приведите в соответствие разделы научного знания и имена ученых. Обратите внимание: имен ученых больше, чем сфер научного знания.
Сферы научного знания | Имена ученых | |||
1. История 2. Педагогика 3. Социология 4. Философия | А. Левада Ю.А. Б. Соловьев С.М. В. Макаренко А.С. Г. Соловьев В.С. Д. Дроздов Н.Н. | |||
Ответ:
Б | В | А | Г |
Критерии оценки:
Каждое правильное соотнесение 1 балл. Максимальная оценка – 4 балла.
Задание № 2
1. Приведите в соответствие название трудов и имен мыслителей и ученых их создавших. Обратите внимание: имен мыслителей больше, чем работ.
Понятия, категории, идеи | Имена мыслителей, ученых | |||
1. "Развитие капитализма в России" 2. "Капитализм, социализм и демократия" 3. "Человеческий капитал" 4. "Капитал" | А. Г. Беккер Б. Й. Шумпетер В. В.И. Ленин Г. К. Маркс Д. П.А. Сорокин Е. Ф. Тённис. | |||
Ответ:
В | Б | А | Г |
Критерии оценки:
Каждое правильное соотнесение 2 балла. Максимальная оценка – 8 баллов.
Задание № 3
«Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.
1. «Свобода, равенство, братство!» Этот лозунг взывает к нормам.
2. Пожатие руки как форма приветствия –это культурный комплекс.
3. Ребенок, который назло маме, нарушает всякие запреты, проявляет контраформизм.
4. Монастырь – это пример тоталитарной группы.
5. Социальная группа отличается от социальной категории тем, что она более прочна.
6. Социальные отношения – это отношения между социальными институтами.
7. Аккультурация – это то же самое, что социализация.
8. Два основных класса в полярной модели капитализма – это правящие и те, кем правят.
Ответ:
Нет | Нет | Да | Да | Нет | Нет | Да | Нет |
Критерии оценки:
За каждый верный ответ по 1 баллу.
Максимальная оценка – 8 баллов.
Задание № 4
Выберете и вставьте в текст пропущенные слова и словосочетания из приведенного ниже списка. Вы можете изменять их по падежам соответственно контексту. Одно слово используется один раз.
Ответ:
Финансовые сложности у крупных российских заемщиков начались летом 2014 года, когда крупнейшие российские банки (Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк, Банк Москвы и Внешэкономбанк) попали под секторальные санкции ЕС и США, которые запрещают привлекать средне- и долгосрочное финансирование в этих странах. Как отметил глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев, выступая в Госдуме, важнейший риск для российских компаний сейчас - закрытие внешних финансовых рынков, и этот риск уже материализован.
Критерии оценки:
Каждое правильное соотнесение 2 балла. Максимальная оценка – 10 баллов.
Задание № 5
Из нескольких вариантов ответа выберите все верные ответы. Запишите их в таблицу.
1. Если изменяется мода в пользу определенного товара и одновременно растут цены на факторы производства, то равновесная цена:
а) падает;
б) остается неизменной;
в) повышается;
г) изменяется неопределенным образом.
2. Смещение кривой спроса на товар вправо может быть вызвано:
а) увеличением дотаций потребителям;
б) снижением цены товара-заменителя;
в) увеличением подоходного налога;
г) ростом объема производства товара.
3. Полная занятость в экономике связана с:
а) полным отсутствием безработных;
б) понятием потенциального ВВП и естественной нормой безработицы;
в) гиперинфляцией;
г) циклической безработицей.
4. Что из перечисленного ниже не соответствует периоду экономического спада:
а) сокращение прибыли корпораций;
б) снижение объема налоговых поступлений;
в) снижение инвестиций в оборудование с длительным сроком службы;
г) уменьшение объема пособия по безработице.
5. Целью Центрального банка является уменьшение количества денег в обращении для понижения деловой активности в стране. Для реализации этой цели Центральный банк должен:
а) понизить учетную ставку, по которой он предоставляет кредиты коммерческим банкам;
б) снизить норму обязательных резервов;
в) осуществить массовую покупку государственных облигаций;
г) осуществить массовую продажу государственных облигаций.
6. Стереотип – это:
а) определенное состояние мысли;
б) вид действия;
в) упрощенный и односторонний образ действительности;
г) определенная установка;
д) идеальный тип.
7. Социальный престиж определяется:
а) объемом власти;
б) общественным уважением;
в) влиянием;
г) связями;
д) уровнем дохода.
8. Общая черта пророков, лидеров, героев, демагогов – это:
а) мудрость;
б) дальнозоркость;
в) правдивость;
г) харизма;
д) конформизм.
9. Действие отличается от поведения тем, что оно:
а) более длительное;
б) имеет мотивационное значение;
в) имеет характер самоцели;
г) импульсивно;
д) проявляется в социальных движениях.
10. Риск отличается от угрозы тем, что он:
а) он больше;
б) он является результатом наших собственных решений и действий;
в) он выступает повсеместно;
г) он вызывает страх;
д) ему невозможно противостоять.
Ответ:
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. |
в | а | б | г | г | в | б | г | б | б |
Критерии оценки:
За каждый правильно решенный тест – 2 балла. Правильным является ответ, в котором указан только верный вариант и не указано ни одного неверного. Любая неточность – 0 баллов.
Максимальная оценка – 20 баллов.
Задание №6
Решите задачу.
Гражданин Москалев Игнат завещал все свое имущество младшему сыну, Москалеву Олегу. После смерти Москалева Игната встал вопрос о наследовании. На наследственное имущество, помимо указанного в завещании Москалева Олега претендовали: старший сын, Москалев Игорь, совершеннолетний, трудоспособный, до смерти Москалева Игната проживал вместе с ним. Супруга, Москалева Лиза, трудоспособная, до смерти Москалева Игната проживала вместе с ним. Сестра, Москалева Анастасия, нетрудоспособная, которая не проживала совместно с гражданином Москалевым Игнатом, но более трех лет до его смерти находилась у него на содержании. Кто из вышеперечисленных имеет право на обязательную долю в наследстве? Между кем из них будет разделено наследственное имущество? Ответ подробно обоснуйте.
Ответ:
Завещатель вправе по своему усмотрению завещать имущество любым лицам, любым образом определить доли наследников в наследстве, лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону. Свобода завещания ограничивается правилами об обязательной доле в наследстве. Право на обязательную долю в наследстве имеют:
- несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя
- нетрудоспособные дети наследодателя
- нетрудоспособные супруг и родители
- нетрудоспособные иждивенцы наследодателя – 4 балла
Нетрудоспособными иждивенцами являются граждане, относящиеся к наследникам по закону, нетрудоспособные ко дню открытия наследства, но не входящие в круг наследников той очереди, которая призывается к наследованию. Они призываются к наследованию, если не менее года до смерти наследодателя находились на его иждивении, независимо от того, проживали они совместно с наследодателем или нет. – 3 балла
Москалева Анастасия является нетрудоспособным иждивенцем Москалева Игната. Москалев Игорь является наследником по завещанию. Таким образом, наследственная масса будет разделена поровну между Москалевым Игорем и Москалевой Анастасией. (ст.1119, 1148, 1149 ГК РФ) – 3 балла
Критерии оценки:
Максимальная оценка – 10 баллов.
Задание № 7
Решите кроссворд. Вставьте пропущенное слово по вертикали и дайте его определение.
По горизонтали:
- Обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения уполномоченными органами и должностными лицами в интересах плательщиков юридически значимых действий.
- Документ установленной формы, удостоверяющий право на участие в акционерном обществе.
- …. права - общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством и обеспеченное его принудительной силой.
- Действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
- Процессуальная деятельность, выражающаяся в проверке вышестоящими судами законности и обоснованности постановлений суда, вступивших в законную силу.
- Залог земельных участков, предприятий, зданий, сооружений, квартир и другой недвижимости.
- Один из способов приобретения и прекращения гражданства, заключающийся в выборе гражданства при изменении государственной принадлежности территории.
Ответ:
1. | с | б | о | р | |||||||||||
2. | а | к | ц | и | я | ||||||||||
3. | н | о | р | м | а | ||||||||||
4. | с | д | е | л | к | а | |||||||||
5. | к | а | с | с | а | ц | и | я | |||||||
6. | и | п | о | т | е | к | а | ||||||||
7. | о | п | т | а | ц | и | я |
Санкция – мера, применяемая к правонарушителю и влекущая для него определенные неблагоприятные последствия; структурная часть нормы права, указывающая на возможные меры воздействия на нарушителя данной нормы; (или акт разрешения, утверждения, выражения согласия должностным лицом с предложенными действиями, решениями).
Критерии оценки:
За каждое правильно угаданное слово по горизонтали – 1 балл.
За угаданное слово по вертикали – 1 балл, за его верное определение – 2 балла.
Максимальная оценка – 10 баллов.
Задание № 8
Напишите сочинение-эссе на одну из предложенных ниже тем по вашему выбору. Помните, что вы можете согласиться с высказыванием, ставшим темой вашей работы, но можете не согласиться с ним или согласиться частично. Главное – аргументируйте вашу точку зрения.
Критерии оценки:
Жюри при проверке руководствуется оценкой работы по следующим критериям:
1. Раскрытие обоснованности выбора темы. (2 балла)
2. Знание социальных фактов. Соответствие между высказываемыми теоретическими положениями и приводимым фактическим материалом.(3 балла)
3. Владение теоретическим материалом (понятия, термины и др.).(4 балла)
4. Аргументированность суждений и выводов, их четкость и их соответствие поставленным автором перед собой задачам.(4 балла)
5. Знание мнений ученых-обществоведов.(4 балла)
6. Внутреннее смысловое единство, соответствие теме.(4 балла)
7. Свободная композиция и непринужденность повествования.(3 балла)
8. Представление собственной точки зрения автора при раскрытии темы.(3 балла)
9. Оригинальность решения проблемы, аргументации.(3 балла)
Максимальная оценка – 30 баллов.
Темы:
1. Экономические эпохи различаются не тем, что производится, а тем, как производится, какими средствами труда. (Карл Маркс)
2. Погоня за прибылью — единственный способ, при помощи которого люди могут удовлетворять потребности тех, кого они вовсе не знают. (Фридрих Хаек )
3. Нормальное состояние экономики» существует только в экономических учебниках. (Джоан Робинсон)
4. Нововведения подобны новорожденным: на первых порах они необычайно нехороши собой. (Френсис Бэкон)
5. В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, – не только не блага, но несомненное и очевидное зло. (Лев Толстой)
6. Никаким количеством экспериментов нельзя доказать теорию, но достаточно одного эксперимента, чтобы ее опровергнуть. (Альберт Эйнштейн)
7. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим. (Дмитрий Лихачев)
8. Если общество нее ценит личность, оно вооружает ее правом враждебного отношения к обществу. (Максим Горький)
9. Основы прав не вечны, а идут, изменяясь с историческим развитием. (Александр Герцен)
10. Строгий закон виноватых творит. (Русское изречение)