Прочитайте текст и выполните задания А29-А31; В1-В8; С1. (1) Как много говорят в последние годы, свободу-то мы получили, но распорядиться ею не смогли
(1) Как много говорят в последние годы, свободу-то мы получили, но распорядиться ею не смогли. (2) Писатель Василий Гроссман как-то сказал, что русский человек был свободен только девять месяцев - от Февральской до Октябрьской революции 1917 года. (3) Мы вышли из крепостного права и тут же с удовольствием влезли в ярмо советской системы. (4) Свобода как та травка на английском газоне - нужен не один десяток лет, чтобы она выросла. (5) Мы не можем понять, что испытывает человек, веками живущий в свободном обществе - француз или англичанин.
(6) Что такое свобода? (7) На мой взгляд, свобода - это умение жить так, чтобы твои действия не мешали жить и быть свободным другим, умение управлять своими желаниями. (8) Ведь все мы - живые люди и можем быть и разнузданными, и своевольными. (9) Мы нарушаем границы свободы окружающих людей: в мелочах - ущемляем свободу домашних, по-крупному - ущемляем свободу улицы или города.
(10) Я верю, что мы научимся быть свободными. (11) Ещё недавно чуть ли не 70% населения голосовало за возвращение к жёсткой руке. (12) Но на днях в России был проведен социологами опрос, можно ли ради борьбы с терроризмом ограничить права человека, прослушивать телефоны, досматривать без судебного решения. (13) Не проголосовали люди за это! (14) Уже выросло поколение, которое освободилось от страха. (15) Я верю, что чувство внутреннего достоинства, жажда свободы победят. (16) Люди не хотят быть рабами, потому что рабство - это потеря достоинства, потеря личности. (17) Страшнее рабства нет ничего.
(18) Мне могут возразить: но если русский человек перестанет бояться, его вообще ничто не остановит. (19) Послушание, основанное на страхе, временное. (20) Раб ведь послушен только до тех пор, пока над ним занесён кнут. (21) А потом он становится ещё более жесток, чем его надсмотрщик. (22) Общество, построенное на страхе, ждёт катастрофа. (23) Общество свободных людей может рассчитывать на успех.
(По Анатолию Приставкину)
А29. В каком предложении текста автор формулирует свое понимание свободы?
1) 7 2) 9 3) 11 4) 17
А30. Какой тип речи представлен в тексте?
1) рассуждение 2) повествование
3) описание 4) описание с элементами повествования
А31. Укажите предложение, в котором есть контекстные антонимы. 1) 5 2) 7 3) 9 4) 12
Часть 2
При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания (В1—В8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются. Ответы к заданиям В1—В3 запишите словами. Ответы к заданиям В4—В8 запишите цифрами.
В1. Из предложения 12 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (способом нулевой суффиксации).
В2. Из предложений 9—17 выпишите субстантивированное прилагательное (прилагательное, которое перешло в существительное).
В3. Из предложения 1 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
В4. Среди предложений 1 - 7 найдите простое двусоставное предложение. Напишите номер этого предложения.
В5. Среди предложений 10 — 20 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
В6. Среди предложений 1 - 9 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия. Напишите номер этого предложения.
В7. Среди предложений 6-17 найдите такое, которое соединяется с предыдущим с помощью сочинительного противительного союза. Напишите номер этого предложения.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А29—А31, В1-В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.
В8. В этой статье известный российский писатель Анатолий Приставкин обращается к нам, своим современникам. Тон доверительного разговора с читателем создаётся за счет использования__ (предложения 6 и 7). Речь становится более яркой благодаря __ , например в предложениях 3 и 9, а также __, присутствующему в предложении 4. Композиционная завершенность текста достигается за счет __ (предложения 22 и 23).
Список терминов:
1) развёрнутое сравнение 2) литота 3) метафора 4) парцелляция 5) эпифора 9) градация
6) вопросно-ответная форма изложения 7) синтаксический параллелизм и анафора 8) оксюморон
ЧАСТЬ 3
С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором (рассказчиком) текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора (рассказчика) прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения — не менее 150с.
Антонова О.Ю., Ксенофонтова М.В., Кузнецова И.А., Наумова И.Л., Сычева Б.А. Экзаменационные материалы для подготовки к ЕГЭ-2008. Русский язык. М: ФГУ «Федеральный центр тестирования», 2007.
Вариант № 2
Часть 1
А1. В каком слове звуков больше, чем букв?
1) затеял 2) зачет 3) съел 4) гонять
А2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) нАдолго 2) дремОта 3) гофрИрованный 4) сливОвый
А3. В каком предложении вместо слова МИФОЛОГИЧЕСКИЙ нужно употребить МИФИЧЕСКИЙ?
1) Все народы прошли общую школу мифологического объяснения мира.
2) Тем, кто увлекается мифологической поэзией древности, можно порекомендовать прочесть поэмы Гомера.
3) Герои этих мифологических историй никогда не существовали: они рождены фантазией автора рассказов.
4) При ближайшем рассмотрении можно обнаружить сходство мифологического описания языческих богов у древних греков, германцев, кельтов и славян.
А4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) ящик мандарин 2) несколько килограммов 3) золотые купола 4) около сорока метров
А5. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Переехав в Петербург,
1) Крылова приняли в литературное общество столицы.
2) Крылов вскоре становится известен как переводчик и драматург.
3) у Крылова сразу установились дружеские отношении с литераторами.
4) было чувство радости в преддверии неизвестного.
А6. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1) Те, кто увлекается современной прозой, с интересом прочтут романы Д. Рубиной.
2) По приезду в новый город он обязательно посещал местную церковь.
3) Дети, в частности Наташа, читали только французские книги.
4) Чехов известен всему миру не только как талантливый драматург, но и как непревзойденный прозаик.