Прочитайте текст и выполните задания А29-А31; В1-В8; С1. (1) Как много говорят в последние годы, свободу-то мы получи­ли, но распорядиться ею не смогли

(1) Как много говорят в последние годы, свободу-то мы получи­ли, но распорядиться ею не смогли. (2) Писатель Василий Гроссман как-то сказал, что русский человек был свободен только девять ме­сяцев - от Февральской до Октябрьской революции 1917 года. (3) Мы вышли из крепостного права и тут же с удовольствием влез­ли в ярмо советской системы. (4) Свобода как та травка на англий­ском газоне - нужен не один десяток лет, чтобы она выросла. (5) Мы не можем понять, что испытывает человек, веками живущий в свободном обществе - француз или англичанин.

(6) Что такое свобода? (7) На мой взгляд, свобода - это умение жить так, чтобы твои действия не мешали жить и быть свободным другим, умение управлять своими желаниями. (8) Ведь все мы - живые люди и можем быть и разнузданными, и своевольными. (9) Мы нарушаем границы свободы окружающих людей: в мело­чах - ущемляем свободу домашних, по-крупному - ущемляем сво­боду улицы или города.

(10) Я верю, что мы научимся быть свободными. (11) Ещё недав­но чуть ли не 70% населения голосовало за возвращение к жёсткой руке. (12) Но на днях в России был проведен социологами опрос, можно ли ради борьбы с терроризмом ограничить права человека, прослушивать телефоны, досматривать без судебного решения. (13) Не проголосовали люди за это! (14) Уже выросло поколение, которое освободилось от страха. (15) Я верю, что чувство внутрен­него достоинства, жажда свободы победят. (16) Люди не хотят быть рабами, потому что рабство - это потеря достоинства, потеря лич­ности. (17) Страшнее рабства нет ничего.

(18) Мне могут возразить: но если русский человек перестанет бояться, его вообще ничто не остановит. (19) Послушание, осно­ванное на страхе, временное. (20) Раб ведь послушен только до тех пор, пока над ним занесён кнут. (21) А потом он становится ещё бо­лее жесток, чем его надсмотрщик. (22) Общество, построенное на страхе, ждёт катастрофа. (23) Общество свободных людей может рассчитывать на успех.

(По Анатолию Приставкину)

А29. В каком предложении текста автор формулирует свое понимание свободы?

1) 7 2) 9 3) 11 4) 17

А30. Какой тип речи представлен в тексте?

1) рассуждение 2) повествование

3) описание 4) описание с элементами повествования

А31. Укажите предложение, в котором есть контекстные антонимы. 1) 5 2) 7 3) 9 4) 12

Часть 2

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания (В1—В8), начи­ная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в от­дельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке об­разцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запяты­ми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются. Ответы к заданиям В1—В3 запишите словами. Ответы к заданиям В4—В8 запишите цифрами.

В1. Из предложения 12 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (способом нулевой суффиксации).

В2. Из предложений 9—17 выпишите субстантивированное прилага­тельное (прилагательное, которое перешло в существительное).

В3. Из предложения 1 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

В4. Среди предложений 1 - 7 найдите простое двусоставное предложе­ние. Напишите номер этого предложения.

В5. Среди предложений 10 — 20 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

В6. Среди предложений 1 - 9 найдите сложноподчиненное предложе­ние с придаточным образа действия. Напишите номер этого пред­ложения.

В7. Среди предложений 6-17 найдите такое, которое соединяется с предыдущим с помощью сочинительного противительного союза. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А29—А31, В1-В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особеннос­ти текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответ­ствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, ка­кая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пиши­те цифру 0. Последовательность цифр в том порядке, в котором они за­писаны в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.

В8. В этой статье известный российский писатель Анатолий Приставкин обращается к нам, своим современникам. Тон до­верительного разговора с читателем создаётся за счет исполь­зования__ (предложения 6 и 7). Речь становится более яркой благодаря __ , например в предложениях 3 и 9, а также __, присутствующему в предложении 4. Композиционная завершенность текста достигается за счет __ (предложения 22 и 23).

Список терминов:

1) развёрнутое сравнение 2) литота 3) метафора 4) парцелляция 5) эпифора 9) градация

6) вопросно-ответная форма изложения 7) синтаксический параллелизм и анафора 8) оксюморон

ЧАСТЬ 3

С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором (рассказчиком) текста (избегайте чрез­мерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора (рассказ­чика) прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргу­ментируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения — не менее 150с.

Антонова О.Ю., Ксенофонтова М.В., Кузнецова И.А., Наумова И.Л., Сычева Б.А. Экзаменационные материалы для подготовки к ЕГЭ-2008. Русский язык. М: ФГУ «Федеральный центр тестирования», 2007.

Вариант № 2

Часть 1

А1. В каком слове звуков больше, чем букв?

1) затеял 2) зачет 3) съел 4) гонять

А2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный глас­ный звук?

1) нАдолго 2) дремОта 3) гофрИрованный 4) сливОвый

А3. В каком предложении вместо слова МИФОЛОГИЧЕСКИЙ нужно употребить МИФИЧЕСКИЙ?

1) Все народы прошли общую школу мифологического объяснения мира.

2) Тем, кто увлекается мифологической поэзией древности, можно порекомендовать прочесть поэмы Гомера.

3) Герои этих мифологических историй никогда не существовали: они рождены фантазией автора рассказов.

4) При ближайшем рассмотрении можно обнаружить сходство ми­фологического описания языческих богов у древних греков, гер­манцев, кельтов и славян.

А4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) ящик мандарин 2) несколько килограммов 3) золотые купола 4) около сорока метров

А5. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Переехав в Петербург,

1) Крылова приняли в литературное общество столицы.

2) Крылов вскоре становится известен как переводчик и драматург.

3) у Крылова сразу установились дружеские отношении с литера­торами.

4) было чувство радости в преддверии неизвестного.

А6. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Те, кто увлекается современной прозой, с интересом прочтут ро­маны Д. Рубиной.

2) По приезду в новый город он обязательно посещал местную цер­ковь.

3) Дети, в частности Наташа, читали только французские книги.

4) Чехов известен всему миру не только как талантливый драма­тург, но и как непревзойденный прозаик.

Наши рекомендации