Семинарское занятие № 2: Система образования РФ. Управление системой образования.
Эконономика образования
Семинарское занятие № 1: Образование, экономический рост и доходы населения.
Вопросы для обсуждения.
1. Понятие "образование". Основные функции образования и их взаимосвязь.
2. Особенности образования как вида деятельности.
3. Законодательные основы функционирования сферы образования.
4. Государственные образовательные стандарты и программы.
5. В чем суть экономического подхода к анализу деятельности в сфере образования?
6. Как вы понимаете категории «благо» и «услуга»?
7. Как соотносятся экономическая и социальная эффективность?
8. Что понимается под частными, коллективными и общественными благами? Что такое социально значимые блага?
9. В чем состоит экономическая выгода от образовательной деятельности?
10. Какие рыночные механизмы могут использоваться в сфере образования и почему?
11. Образовательные услуги и их отличие от продукции материального производства, других отраслей сферы услуг.
12. Особенности взаимодействия процесса создания, обмена и потребления образовательных услуг.
13. Каков вклад образования в экономический рост? Как это проявляется? Можно ли это измерить?
14. Какое образование больше воздействует на экономический рост – общее или профессиональное, профессиональное или дополнительное (повышение квалификации, обучение на рабочем месте)?
15. Фирма вложила значительные средства и переобучила своих сотрудников, а через 2 года обанкротилась. Означает ли это, что ее вложения в образование сотрудников:
- были неэффективными,
- отрицательно сказались на экономическом росте страны;
- никак не сказались на экономическом росте?
13. В рыночной экономике постоянно одни фирмы растут, другие разоряются. Означает ли это, что вклад образования в одном случае положителен, а в другом отрицателен?
14. Крупные корпорации, как правило, стабильно развиваются. Означает ли это, что в них работают:
- более образованные сотрудники;
- в крупных корпорациях работают менеджеры с более высоким качеством образования;
- образование дает ощутимые экономические результаты только в сочетании с корпоративной культурой;
- образование не играет ключевой роли в стабильности и развитии крупных корпораций?
15. Основной вклад образования в социальное и экономическое развитие связан с тем, что с ростом уровня образования в обществе повышается уровень управления, включая государственное, уровень технологической культуры, растет мобильность населения?
Задание. Сформулируйте обоснование того, насколько созданная образовательная услуга в Вашем общеобразовательном учреждении является благом для потребителей? Для поиска ответа на данный вопрос попробуйте самостоятельно исследовать природу образовательной услуги как блага.
Литература:
Основная литература
1. Галустов Р.А., Крыжанстовская Е.В. Экономика образования: курс лекций: учебно-методическое пособие. – Армавир: РИО АГПА, 2013. – 252 с.
2. Беляков С.А. Лекции по экономике образования, М.: ГУ-ВШЭ, 2002.
3. Вифлеемский А.Б. Экономика образования: Учебное пособие в 2 кн. - М: Народное образование, 2003.
Дополнительная литература
1. Щетинин В.П., Хроменко В.А., Рябушкин Б.С. Экономика образования: учебное пособие. – М.: МПУ, 1998.
2. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: учебное пособие \ под ред. А.П. Егоршина, Н.Д. Никандрова. – Нижний Новгород: НИМБ, 2004. – 526 с.
Семинарское занятие № 2: Система образования РФ. Управление системой образования.
Вопросы для обсуждения:
1. Опишите структуру системы образования РФ.
2. Что такое тип и вид ОУ? Приведите основные типы ОУ.
3. Каковы характерные черты образовательного учреждения, отличающие его от организаций других типов?
4. Какие организации могут осуществлять образовательную деятельность?
5. Раскройте содержание понятий «правовой статус», «автономия» образовательного учреждения.
6. Дайте определение понятий «учреждение», «образовательное учреждение». В каких организационно-правовых формах могут существовать учебные заведения?
7. В чем состоит компетентность образовательного учреждения в финансово-экономической деятельности?
8. Каков порядок создания образовательного учреждения?
9. Существуют ли отличия в терминах «управление», «менеджмент», «руководство»?
10. Управление как социально-экономическая категория и его специфика в системе образования. Цели управления в системе образования.
11. Структура управления образованием в РФ и компетенция органов управления.
12. Основные функции в системе образования.
13. Особенности управления образовательным учреждением.
14. Федеральная программа развития образования.
15. Совершенствование системы управления системой образования в РФ.
16. Каков порядок управления образовательным учреждением? Какие права и обязанности образовательного учреждения вы знаете?
17. Опишите распределения компетенций между уровнями управления системой образования России.
18. Уровни менеджеров и их роль в управлении учреждениями образования.
Задание. Обладает ли директор школы правом на принятие финансовых и инвестиционных решений? Приведите примеры данных решений из Вашей практической деятельности.
Литература:
Основная литература
1. Галустов Р.А., Крыжанстовская Е.В. Экономика образования: курс лекций: учебно-методическое пособие. – Армавир: РИО АГПА, 2013. – 252 с.
2. Беляков С.А. Лекции по экономике образования, М.: ГУ-ВШЭ, 2002.
3. Вифлеемский А.Б. Экономика образования: Учебное пособие в 2 кн. - М: Народное образование, 2003.
Дополнительная литература
1. Щетинин В.П., Хроменко В.А., Рябушкин Б.С. Экономика образования: учебное пособие. – М.: МПУ, 1998.
2. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: учебное пособие \ под ред. А.П. Егоршина, Н.Д. Никандрова. – Нижний Новгород: НИМБ, 2004. – 526 с.