Методические указания по написанию эссе
Эссе (от франц. essai – «попытка, проба, очерк») – письменная форма контроля и метод оценивания формируемых компетенций в виде небольшой по объему самостоятельной работы на заданную тему. Эссе представляет собой сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе отражает новое, субъективное видение поставленной проблемы.
Цель написания эссе - отразить личную точку зрения автора по заданной теме, изложив ее предельно четко и кратко, выразить собственное видение проблемы. Достижение указанной цели обеспечивает развитие навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения авторских умозаключений. Эссе должно содержать четкое изложение сути заданной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария изучаемой дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.
Эссе должно отражать умение автора четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать выводы. Рекомендуемый объем эссе – 10 тыс. печатных знаков.
Жанр научно-публицистического эссе характеризуется следующими особенностями:
1. Излагается личное мнение автора по конкретному вопросу или проблеме, четко формулируется авторская позиция.
2. Исследование не должно претендовать на слишком глубокий анализ, достаточно ограничиться рассуждениями, яркими впечатлениями.
3. При подготовке эссе важен не большой объем, а самостоятельность и конкретность темы изучения.
4. Стиль эссе характеризуется свободным, оригинальным, образным изложением мысли.
5. Задание не требует изложения теории, а только собственных впечатлений, умозаключений, выводов автора.
Структура эссе предполагает следующее:
- небольшой объем (до 5 страниц),
- соответствие замыслу автора избранной им форме,
- актуальность темы подчеркивается личной позицией автора,
- небольшие (в свободной форме) вводная и заключительная части, которые необходимы для определения целей и позиций автора, его выводов,
- использование схем, диаграмм, таблиц, расчетов, наглядно иллюстрирующих основные выводы автора,
- изложение собственного мнения автора (может быть предельно кратко приведено описание позиций других авторов, главное - должно демонстрироваться знание автором этих подходов),
- наличие в работе элементов скрытого диалога, дискуссии, полемики с оппонентами,
- свободная композиция, которая должна подчеркивать глубокие знания и убеждения автора по заданной проблеме,
- ссылки на использованные источники, конкретных специалистов (ученых и практиков), их труды и достижения.
Эссе может содержать анализ собранных студентом конкретных данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации, разбор примеров и ситуаций из практики работы торговых организаций и др.
Таким образом, написание эссе – это инновационная форма работы, демонстрирующая творческие навыки и способности к самостоятельному мышлению, анализу и поиску нестандартных решений управленческих задач.
Выбор варианта контрольной работы
Тематика контрольных работ включает 28 вариантов. Выбор варианта контрольной работыосуществляется по начальной букве фамилии студента в соответствии с нижеприведенными таблицами:
для студентов направления 080100 Экономика
Первая буква фамилии | Номера вопросов | Номер эссе |
А | 28, 56 | |
Б | 27, 55 | |
В | 26, 54 | |
Г | 25, 53 | |
Д | 24, 52 | |
Е | 23, 51 | |
Ж | 22, 50 | |
З | 21, 49 | |
И | 20, 48 | |
К | 19, 47 | |
Л | 18, 46 | |
М | 17, 45 | |
Н | 16, 44 | |
О | 15, 43 | |
П | 14, 42 | |
Р | 13, 41 | |
С | 12, 40 | |
Т | 11, 39 | |
У | 10, 38 | |
Ф | 9, 37 | |
Х | 8, 36 | |
Ц | 7, 35 | |
Ч | 6, 34 | |
Ш | 5, 33 | |
Щ | 4, 32 | |
Э | 3, 31 | |
Ю | 2, 30 | |
Я | 1, 29 |
для студентов направления 080200 Менеджмент
Первая буква фамилии | Номера вопросов | Номер эссе |
А | 1, 29 | |
Б | 2, 30 | |
В | 3, 31 | |
Г | 4, 32 | |
Д | 5, 33 | |
Е | 6, 34 | |
Ж | 7, 35 | |
З | 8, 36 | |
И | 9, 37 | |
К | 10, 38 | |
Л | 11, 39 | |
М | 12, 40 | |
Н | 13, 41 | |
О | 14, 42 | |
П | 15, 43 | |
Р | 16, 44 | |
С | 17, 45 | |
Т | 18, 46 | |
У | 19, 47 | |
Ф | 20, 48 | |
Х | 21, 49 | |
Ц | 22, 50 | |
Ч | 23, 51 | |
Ш | 24, 52 | |
Щ | 25, 53 | |
Э | 26, 54 | |
Ю | 27, 55 | |
Я | 28, 56 |
Теоретические вопросы
1. Сущность и содержание концепции организационного поведения.
2. Команды и командообразование в организации.
3. Предпосылки и этапы формирования теории организационного поведения.
4. Понятие, структура и причины конфликтов.
5. Становление организационного поведения в концепциях детерминизма, бихевиоризма, гештальтпсихологии, фрейдизма, гуманистической психологии и др.
6. Типы конфликтов и их характеристика.
7. Развитие концепции организационного поведения в системе менеджмента.
8. Способы управления конфликтами: структурные и межличностные.
9. Системное описание организационного поведения человека: социальный обмен, сравнение, справедливость, удовлетворенность и др.
10. Сущность и динамика стрессов.
11. Личность как объект организационного поведения.
12. Характеристика симптомов и состояний персонала в результате стрессов.
13. Социально-психологическая структура личности.
14. Управление персоналом в условиях стресса. Психогигиена стресса.
15. Личность менеджера в системе организационного поведения.
16. Стресс организации: сущность, проявления и его преодоление.
17. Понятие о диагностике профессиональной пригодности персонала.
18. Сущность и виды коммуникаций.
19. Взаимодействие личности и организации.
20. Коммуникационный процесс.
21. Социальное научение и адаптация поведения личности в организации.
22. Коммуникативные барьеры и способы их преодоления.
23. Ролевое поведение в организации.
24. Деловое общение как основа коммуникативного поведения.
25. Сущность контроля организационного поведения.
26. Сущность власти и влияния в организационном поведении.
27. Классификация и характеристика основных форм власти и влияния.
28. Сущность и значение мотивации. Эволюция теорий мотивации.
29. Современные подходы к оказанию влияния: участие, партнерство и др.
30. Понятийный аппарат теории мотивации: потребность, мотив, стимул, вознаграждение, закон результата.
31. Сущность лидерства и подходы к эффективному лидерству.
32. Общая характеристика содержательных теорий мотивации.
33. Характеристика основных поведенческих теорий лидерства.
34. Теория иерархии потребностей А. Маслоу.
35. Характеристика основных ситуационных теорий лидерства.
36. Теория мотивации Д. Мак-Клелланда.
37. Двухфакторная теория мотивации Ф. Герцберга.
38. Общая характеристика процессных теорий мотивации.
39. Теория ожиданий В. Врума.
40. Анализ поведения организации. Свойства организации и организационные отношения.
41. Теория «Х» и «У» Д. Мак-Грегора.
42. Формирование структуры организации.
43. Мотивационная теория справедливости Дж. Адамса.
44. Управление поведением организации. Жизненный цикл организации.
45. Теория мотивации Л. Портера и Э. Лоулера.
46. Концепция организационного развития: сущность и содержание.
47. Мотивационный комплекс трудовой деятельности и его применение.
48. Корпоративная культура, ее компоненты и формирование.
49. Современные модели и подходы к мотивации.
50. Клиентоориентированное поведение организации: деловая этика, имидж, социальная ответственность, репутация и др.
51. Рабочие группы, их признаки и виды. Сплоченность рабочих групп и ее повышение.
52. Этнопсихология и национальный менталитет в системе международного бизнеса.
53. Формальные и неформальные группы: их динамика и взаимодействие.
54. Национальная деловая культура и ее влияние на организационное поведение.
55. Трансформация поведения личности в неформальных структурах.
56. Особенности различных моделей национальных деловых культур (американская, японская, европейская).
1. Можно добавить Стили руководства: виды, особенности, применение.
Тематика эссе
1. Зарождение организационного поведения в древних цивилизациях. Какие принципы и подходы актуальны в современных условиях?
2. Организационное поведение – это наука или искусство? Выразите собственное мнение.
3. Великие мыслители о роли и значении человеческих ресурсов. Каково Ваше личное мнение?
4. Достижения основоположников менеджмента Ф.У. Тейлора и Г. Гантта и их влияние на развитие концепции организационного поведения. Какие положения использовали бы Вы на месте современного руководителя?
5. Различия в подходах к управлению человеческими ресурсами выдающихся американских автопромышленников Г.Форда и А. Слоуна. Какой подход, на Ваш взгляд, является более эффективным?
6. Достижения выдающихся представителей школы человеческих отношений (Э. Мэйо, М. П. Фоллетт и др.). Актуальность их идей в современной практике управления.
7. Достижения выдающихся представителей школы поведенческих наук (А. Маслоу, Ф. Герцберг и др.). Каковы место и роль их мотивационных теорий в современной практике управления?
8. Достижения выдающихся представителей современной школы науки управления (П. Друкер, Т. Питерс и др.). Какие инновационные идеи гуру менеджмента, по Вашему мнению, контрастируют с положениями классических теорий управления?
9. Реализация основных положений процессного подхода в организационном поведении (на примере конкретной организации). Какой подход, на Ваш взгляд, наиболее востребован в современной практике?
10. Реализация основных положений системного подхода в организационном поведении (на примере конкретной организации). Какой подход, на Ваш взгляд, является более эффективным?
11. Реализация основных положений ситуационного подхода в организационном поведении (на примере конкретной организации). Какие подходы к управлению восприняли бы Вы на месте современного руководителя?
12. Реализация ключевых положений клиентоориентированного подхода в организационном поведении (на примере конкретной организации). Какие, на Ваш взгляд, рекомендации следует дать менеджменту данной организации?
13. Ближайшее окружение менеджера: управленческая команда. Какова, на Ваш взгляд, роль команды в современной организации?
14. Менеджер и/или лидер: какая их этих ролей может привести организацию к успеху?
15. Организационная культура современной торговой организации (на конкретном примере). Какие, на Ваш взгляд, изменения необходимо осуществить менеджменту данной организации?
16. Личности и достижения выдающихся российских управленцев (по выбору). Каков их вклад и влияние на развитие теории и практики организационного поведения?
17. Личности и достижения выдающихся зарубежных менеджеров (по выбору). Какие, по Вашему мнению, приемы зарубежного опыта могут быть полезны в российской практике организационного поведения?
18. Используя разработку М. Вудкока и Д. Френсиса «Ограничения к эффективному руководству», опишите самые «сильные», на Ваш взгляд, и самые «слабые» качества современного менеджера. Какие из них, на Ваш взгляд, являются наиболее востребованными в современной практике?
19. Стиль управления известного Вам руководителя (менеджера). Какие, по Вашему мнению, изменения следует внести в его стиль управления?
20. Организации труда в конкретном предприятии (планирование, разделение труда, полномочия, ответственность, регламентация и др.). Каковы Ваши предложения по устранению выявленных недостатков?
21. Сравнительный анализ основных положений ОП раннего периода и современных направлений. Какова, на Ваш взгляд, их оценка и перспективы?
22. Система управления персоналом в конкретной торговой организации (структура, связи, отношения, стимулирование труда, стиль руководства и др.). Какие, по Вашему мнению, изменения следует внести в существующую систему?
23. Особенности американской модели управления человеческими ресурсами. Какие подходы могут быть применены в современной российской практике? Какие Вы считаете неприемлемыми?
24. Особенности немецкой модели управления человеческими ресурсами. Какие подходы могут быть успешно реализованы в российской практике?
25. Особенности скандинавской модели управления человеческими ресурсами. Какие подходы могут быть успешно реализованы в современной российской практике? Какие Вы считаете неприемлемыми?
26. Особенности японской модели управления человеческими ресурсами. Какие из них, на Ваш взгляд, могут быть успешно реализованы в современной российской практике?
27. Особенности арабской модели управления человеческими ресурсами. Какие подходы могут быть применены в российской практике? Какие Вы считаете неприемлемыми?
28. Прогрессивные направления развития организационного поведения (организационный гуманизм, софтизация менеджмента, 3D-менеджмент и др.). Каковы, по Вашему мнению, перспективы и пути их реализации в современных российских условиях?