Определение и виды инноваций
По Закону РБ «Об основах государственной научно-технической политике», Инновации или нововведения – это создаваемые, осваиваемые, новые или усовершенствованные технологии, виды товарной продукции или услуг, а также организац.-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, способствующие продвижению технологий, товарной продукции или услуг на рынок. Таким образом, в широком смысле под инновацией подразумевают осуществление изменений путем внедрения чего-либо нового, поэтому инновацию можно рассматривать либо как результат целесообразной творческой деятельности, практическое применений которого приводит к существенным изменения в системе,, либо как процесс внедрения нового вместо ранее действовавшего но устаревшего.
Официальные документы трактуют инновацию как конечный результат инновационной деятельности реализованной в виде нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Классификация инноваций:По типу инновации: Материально-технические, экономические, социальные, организационно-управленческие, образовательные, правовые и т.д. В зависимости от носителя инновации: 1. Материальные, которые м.б. представлены в виде материального объекта: продуктовые и технологические. 2. Нематериальные – не имеют вещественной формы: организационные, правовые, социальные Инновационный потенциал: 1. Базисные, 2. Модифицирующие, 3. Псевдо-инновации
По источнику появления: 1. НТП 2.Общество 3. Потребности организации По цели создания: 1.Стратегические 2.Реактивные Предмет инноваций: 1.Продуктовые 2. Процессные По характеру удовлетворения потребностей: 1. Удовлетворяющие существующие потребности, 2.Формирующие новые запросы По способу разработки: 1.С привлечением внешних разработчиков 2. разработанное на данном предприятии Сфера пользования: 1.Промышленные, 2. финансовые, 3. торгово-посреднические, 4. педагогические, 5. научные, 6. правовые, 7. инновации в сфере услуг.Тип новизны:1. Абсолютные, т.е. новые для данной отрасли во всем мире 2. Относительные – новые для данной отрасли в конкретной стране 3. Частичные – новые только для данного предприятия. По инновационному потенциалу: 1. Радикальные (базисные) – т.е. полностью меняющие возмож-ти организации 2. Модифицирующие – т.е. внедрение новшества происходит при изменении возможн-ей организации 3. Псевдо-инновации, т.е. инновации меняющие одну сторону дея-ти организации (незначительные изменения
12. Торговая инновация: сущность, свойства, функции Торговая инновация – это осуществление целенаправленных экономических, технических, социальных, организационных изменений торговой деятельности, поведения потребителей с целью получения соответствующего эффекта.
Таким образом торговая инновация представляет собой – использование результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса торговли, а также экономических. Правовых и социальных отношений в сфере товарного обращения. Отличительные свойства инноваций: Совместимость- характеризует потенциальную возможность использования инноваций при неразрывной взаимосвязи систем производителя и потребителя. Мобильность – отражает функциональную зависимость торговой инновации от времени и пространства, ее локальность и рассредоточенность Оперативность– связана со значимостью коммуникационной составляющей возможной инновации. Коммерческая реализуемость – определяется потенциальной прибыльностью инноваций с учетом возможных рисков. Безопасность– выражается в гарантии безопасности людей при ее использовании Ценность– характеризует новизну, потенциальную полезность и конкурентоспособность.
Функции торговой инновации: 1 Инновации является каналом воплощения в жизнь достижений человеческого интеллекта, научно-технологических результатов, способствуя интеллектуализации трудовой деятельности, повышению её наукоёмкости 2 С помощью инноваций расширяется круг производимой продукции и услуг, улучшается их качество, что способствует росту потребности каждого человека и общества в целом и удовлетворению этих потребностей, отражая закон возвышения и дифференциации потребностей 3 Инновации дают возможность вовлекать в производство новые производительные силы, производить продукцию и услуги с меньшими затратами труда, материалов, энергии, т.е. отражает закон экономии труда 4 Концентрация инноваций в той или иной сфере помогает привести структуру воспроизводства в соответствии со структурой внешней среды, т.е. выражает закон пропорциональности развития.