Iii. мир и война

Мир - это не просто отсутствие войны. Он представляет собою плод порядка, привитого Божественным Основателем человеческому обществу, и воплощать его в жизнь должны люди, всегда жаждущие более совершенной правды. Хотя общее благо рода человеческого управляется прежде всего вечным законом, однако в том, что касается его конкретного воплощения, оно в течение времени подвергается непрестанным изменениям, и мир не может быть обретён раз и навсегда: его нужно постоянно созидать. Поскольку же человеческая воля, кроме того, изменчива и заражена грехом, стяжание мира требует от каждого человека постоянного усмирения его страстей, а от законной власти - бдительности. Однако этого недостаточно. Этот мир на земле обрести невозможно, если не будет обеспечено благо человеческих личностей и если люди не станут добровольно и с доверием обмениваться друг с другом богатствами духа и ума. (GS, н. 78)

Уважение и развитие человеческой жизни требует мира. Мир - это не только отсутствие войны, и он не ограничивается обеспечением равновесия враждующих сторон. Мир не может быть установлен на земле без сохранения личного достояния людей, без свободного общения между людьми, без уважения к достоинству людей и народов, без постоянного воплощения в жизнь братства. Он - дело справедливости и плод любви. (ККЦ, 2404)

Несправедливости, слишком явное социальное или экономическое неравенство, зависть, подозрительность и гордыня, пагубно распространяющиеся между людьми и нациями, без конца угрожают миру и вызывают войны. Все, что делается для того чтобы преодолеть эти беззакония, способствует созиданию мира и избежанию войны: По причине греховности людей, им всегда угрожает опасность войны, и так будет, доколе не придет Христос; но поскольку они, соединенные любовью, преодолевают грех, преодолевается и насилие, пока не исполнится слово: «Перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис 2,4). (ККЦ, 2317)

Надо уважать гражданское население, раненых солдат и военнопленных и обращаться с ними гуманно. Действия, сознательно противоречащие человеческим правам и универсальным принципам, как и приказы о таких действиях являются преступлениями. Слепое повиновение не достаточно для того, чтобы оправдать выполняющих подобные приказания. Так, истребление нации, народа или этнического меньшинства должно быть осуждено как смертный грех. Наш нравственный долг - отказываться выполнять приказания о совершении геноцида. (ККЦ, 2313)

Наши рекомендации