Себестоимость творческой деятельности и прибыльность предприятия

Себестоимость творческого продукта, как и любой другой продук­ции (товаров, работ, услуг), представляет собой стоимостную оценку текущих затрат предприятия на производство и реализацию собственной продукции (работ, услуг). Эти затраты в соответствии с их экономичес­ким содержанием группируются по следующим элементам:

♦ материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

♦ затраты на оплату труда;

♦ отчисления на социальные нужды;

♦ амортизация основных фондов;

♦ прочие затраты (налоги, сборы, платежи, отчисления в страховые
фонды, оплата процентов по кредитам, затраты на командировки, подъем­
ные, плата сторонним организациям за пожарную и сторожевую охрану,
оплата услуг связи, банков, рекламных агенств, плата за аренду и пр.).

Структура и величины затрат определяются "Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включа­емых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формиро­вания финансовых результатов, учитываемых при налогообложении при­были", утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 года№ 552 с изменениями на 31 декабря 1997 года.

На основании издержек производства социально-культурных услуг, в условиях несовершенной конкуренции и сложных взаимосвязей между потребителями и производителями, формируются цены на творческую продукцию, сопоставимые как с расходами предприятий, так и с дохода­ми населения.

В товарном производстве выделяют следующие функции цены (33; 196-200):

1) учетная - обеспечение учета овеществленного в товаре обществен­
ного труда;

2) равновесная - достижение рыночного равновесия между спросом и
предложением и обеспечение регулирования производства еще на стадии
замысла или проекта;

3) дотационная - возмещение затрат общественного труда за счет на­
личия в сфере культуры двух видов цен (розничной цены и норматива
дотации), в соответствии с социальной формой потребительной стоимо­
сти культурных услуг субсидируемых предприятий;

4) распределительная - установление цен в сфере культуры по замыка­
ющим затратам потребителей, их дифференциация для разных видов про­
дукта творческого труда и по различным группам населения, гибкость це­
нообразования с использованием механизмов скидок и надбавок;

5) стимулирующая - гибкость цены самоокупаемых предприятий в
соответствии со сбалансированностью спроса и предложения и возмеще­
нием затрат общественного труда на определенную величину прибыли.

Общесоциальная полезность художественного продукта отражается в целевом бюджетном финансировании, обеспечивающим регулярную де­ятельность творческих коллективов в социально-культурной сфере, оп­лату государственного или иного творческого заказа, субсидирование га­стролей в определенном регионе и другие формы культурного обслужи­вания населения.

Эффективность государственных дотаций субсидируемым предприя­тиям в рыночных условиях определяется не уравнительным мотивом воз­мещения всех издержек творческого коллектива, а гармоничным сочета­нием инструментов экономического регулирования на основе оценки не только общественно необходимых затрат учреждений культуры и ис­кусства, но и минимального уровня их доходов. Нормативный доход со­циально-культурных учреждений, оказывающих платные услуги насе­лению, рассчитывается применительно к стационарным условиям их де­ятельности и оценки платежеспособного спроса населения на услуги куль­туры. Наибольший удельный вес в доходах занимают, как правило, сбо­ры от продажи билетов, величина которых зависит от числа представле­ний, средней посещаемости одного представления и действующих цен на билеты. Использование показателя нормативного дохода ведет к норми­рованию посещаемости учреждений искусства и определяет норматив­ный характер самих цен. Кроме сборов от продажи билетов, нормативная величина доходов предприятий культуры включает и прочие доходы, связанные со сдачей в аренду помещений, продажей буклетов, програм­мок и т.п., согласно формуле (9) данного пособия.

При оценке эффективности вложений денежных средств в самооку­паемое предприятие социально-культурной сферы на длительный пери­од разновременные показатели соизмеряются методом дисконтирования, то есть приведения их к денежным средствам в начале авансирования единовременных затрат. Наиболее выгодный вариант инвестирования культуры определяется показателями чистого дисконтированного дохо­да (ЧДД) и индексом доходности (ИД).

Чистый дисконтированный доход- это сумма текущих эффектов от осуществления вложений за весь расчетный период, приведенный к году

начала авансирования. Иными словами, это разница между интегральны­ми результатами и интегральными затратами, включая выплаты процен­тной ставки на капитал.

Индекс доходности -это интегральный эффект, или чистый дисконти­рованный доход, приходящийся на 1 руб. авансированных капитальных вложений (К):

ИД = ЧДД:К(10)

Финансовое обоснование доходности может рассчитываться для про­екта (программы) социально-культурной деятельности в целом или по участникам инвестирования с учетом их вклада.

На уровне предприятия при расчетах показателей экономической эф­фективности в состав результатов проекта включаются:

♦ выручка от реализации художественного продукта (товаров, услуг);

♦ социальные результаты;

♦ кредиты и займы.

При оценке эффективности проекта необходимо учитывать фактор риска и неопределенности.

Неопределенность -неполная или неточная информация об условиях реализации социально-культурного проекта, в том числе сопряженных с ними затратах и результатах. Неопределенность, связанная с возможнос­тями возникновения в ходе реализации проекта неблагоприятных ситуа­ций и последствий, характеризуется понятием риска. Факторы неопреде­ленности и риска учитываются методами корректировки параметров проекта и экономических показателей, проверкой его устойчивости в ходе реализации с помощью показателей предельного уровня объема проек­тируемой продукции предприятия культуры и цен на нее.

Одним из показателей экономической эффективности производства на предприятии является прибыль. Стремление получить больше прибы­ли побуждает к экономии ресурсов, к повышению их отдачи, к снижению себестоимости. Об эффективности реального творческого результата судят именно по прибыли.

Важным моментом при анализе и прогнозировании работы предприя­тия социально культурной сферы является расчетное определение точ­ки безубыточности, отражающей величину объема продаж Q, при котором выручка от реализации Z x Q равняется затратам на производство С х Q, то есть

где: Z- цена, С - себестоимость единицы продукции.

Прибыль предприятия будет обеспечена при условии, если Z x Q > С х Q. При Z х Q < С х Q предприятие понесет убытки.

Все затраты предприятия, связанные с достижением эффекта, подраз­деляются на текущие и единовременные.

Текущие затраты включают оплату живого труда, стоимость потребления ленных материальных ресурсов, амортизационные отчисления, затрат по ремонту и другие расходы, включаемые в полную себестоимость про дукции. Единовременные затраты - это затраты, авансируемые для ра ширенного воспроизводства основного капитала.

Денежные средства, поступающие на расчетный счет предприятия за реализованную продукцию, составляют выручку от реализации. Из вы ручки от реализации возмещаются материальные затраты и формирует-ся амортизационный фонд в соответствии с нормами амортизационных отчислений. Оставшаяся часть носит название чистая продукция или ва-ловый доход. Разница между доходами и расходами до уплаты налогов называется валовая прибыль (ВП). Часть прибыли, которая остается в рас поряжении предприятия после уплаты установленных законом налогов на добавленную стоимость (НДС), на имущество (Ним),на прибыль (Нпр)и акцизов (Накц),а также процентов за кредиты банка (Кр), называется чистая прибыль предприятия (ЧП), величина которой рассчитывается по формуле:

ЧП= ВП- (Нпр+ НДС+ Накц+ Ним)- Кр (12)Чистая прибыль используется на собственные цели инужды предпри-ятия. Общая сумма чистой прибыли и ее распределение утверждаются руководящим советом предприятия.

Наши рекомендации