Подходы кредиторов и должников к разрешению кризиса международной задолженности 2 страница
Депозитарные расписки подразделяются в основном на неспонсируемые и спонсируемые.
Неспонсируемые АДР обращаются на внебиржевом рынке. Выпуск таких расписок не сопряжен с особыми требованиями отчетности со стороны компании-эмитента. При регистрации таких расписок требуется лишь предоставление документов, которые подтверждают соответствие деятельности акционерного общества законодательству, действующему в стране эмитента. Иностранная компания не заключает официальный договор с кастодиальным банком. Расписки могут быть выпущены не одним банком-депозитарием, но каждый банк-депозитарий несет ответственность за депозитарные расписки, которые он выпустил.
Существуют компании, которые организуют программы, в соответствии с которыми неспонсируемые депозитарные расписки могут обмениваться на депозитарные расписки первого уровня.
Что касается спонсируемых депозитарных расписок, то они предлагаются для публичного размещения. Их выпуск инициируется прежде всего самим эмитентом и осуществляется как на уже обращающиеся на рынке акции, так и на новые эмиссии.
Программы спонсируемых депозитарных расписок предусматривают три уровня.
Первый уровень предполагает выпуск депозитарных расписок только на те базовые акции, которые находятся уже в обращении на национальном рынке. Они обращаются на внебиржевом рынке. Первый уровень депозитарных расписок считается довольно простым и относительно недорогим способом выхода на американский фондовый рынок. Для депозитарных расписок первого уровня требуется заполнение формы отчетности F-6 для Комиссии по ценным бумагам и биржам США, а также соответствие законодательству страны эмитента.
В подобные депозитарные расписки не рекомендуется инвестировать свои средства взаимным фондам США. Следует также отметить, что по депозитарным распискам первого уровня не предусматриваются клиринговые расчеты, а торги проходят только в режиме электронной доски, где цены являются индикативными.
Выпуск депозитарных расписок второго уровня предполагает от эмитента предоставления финансовой отчетности по стандартам США. Эмитент должен заполнить формы отчетности F-6 и F-20. Кроме того, этот уровень характеризуется тем, что компания-эмитент должна отвечать требованиям биржи по листингу американских фондовых бирж. В эти требования входит минимальное количество акционеров, минимальная рыночная капитализация, предоставление финансовой отчетности за несколько лет.
Депозитарные расписки третьего уровня предполагают выпуск под новые эмиссии акций, что позволяет привлекать дополнительный капитал. Компания-эмитент должна соблюдать американские принципы и правила бухгалтерского учета, отвечать требованиям листинга фондовой биржи, на которой будет осуществляться котировка депозитарных расписок. Кроме заполнения формы F-6 эмитенту необходимо предоставить форму 20-F, форму F-1, годовой отчет о деятельности в соответствии с требованиями GAAP. Программа по выпуску депозитарных расписок третьего уровня требует значительных расходов. Так, расходы, связанные с листингом, презентацией, бухгалтерской и финансовой отчетностью, составляют приблизительно 300.000 – 500.000 долл. Это наиболее престижный уровень размещения ценных бумаг. Публичное размещение депозитарных расписок по программе третьего уровня обеспечивает эмитенту широкий доступ к инвесторам на американском фондовом рынке.
Помимо депозитарных расписок трех уровней в США допускается реализация двух программ частного размещения. Это программы АДР, выпускаемых в соответствии с Правилом 144А и Правилом S. Данные программы предназначены для определенного круга инвесторов. АДР, размещаемые по одной из этих программ составляют приблизительно 30% всех выпускаемых АДР.
Программа АДР, выпускаемых в соответствии с Правилом 144А нацелена на размещение депозитарных расписок среди квалифицированных институциональных инвесторов. Размер номинала последних должен быть не менее 10 млн. долларов. Это ограниченный сегмент рынка. АДР по Правилу 144А не могут обращаться на фондовых биржах, и на открытый рынок могут поступить лишь два года спустя после первоначального предложения. В Комиссию по ценным бумагам и биржам США должна регулярно поступать финансовая отчетность в соответствии с национальными стандартами фирмы-эмитента.
По Программе АДР, выпущенных в соответствии с Правилом S не требуется регистрации в Комиссии по ценным бумагам и биржам США. Программа предназначена только для неамериканских резидентов. Американские инвесторы могут покупать эти АДР только после окончания “рестрикционного” периода, который длится от 40 дней до 1 года в зависимости от спроса на эти бумаги и степени открытости эмитента. Ценные бумаги подобного рода могут конвертироваться в АДР первого уровня, когда завершается “рестрикционный” срок.
Виды американских депозитарных расписок представлены в таблице 3.2.
Таблица 3.2[7]
Виды американских депозитарных расписок
Виды программ | Требования | Биржа | Привлечение капитала |
Спонсируемые АДР 1 уровня | F-6 12g 3-2(b) | OTC внебиржевой рынок | Нет |
Спонсируемые АДР 2 уровня | F-6 20-F | NYSE AMEX NASDAQ | Нет |
Спонсируемые АДР 3 уровня | F-6 20-F F-1 | NYSE AMEX NASDAQ | Да |
Программа по правилу 144(а) | N/A | Portal | Да |
3.4. Российские депозитарные расписки
На отечественном рынке ценных бумаг появились российские депозитарные расписки.
Российская депозитарная расписка (Согласно Закону “О рынке ценных бумаг”) - это именная эмиссионная ценная бумага, не имеющая номинальной стоимости, удостоверяющая право собственности на определенное количество акций или облигаций иностранного эмитента (представляемых ценных бумаг) и закрепляющая право ее владельца требовать от эмитента российских депозитарных расписок получения взамен российской депозитарной расписки соответствующего количества представляемых ценных бумаг и оказания услуг, связанных с осуществлением владельцем российской депозитарной расписки прав, закрепленных представляемыми ценными бумагами.
Механизм реализации РДР состоит из следующих этапов:
· Иностранная компания - эмитент выпускает ценные бумаги (акции и (или) облигации) и выпускает их на фондовую биржу.
· Отечественная компания – эмитент РДР, получившая права на эти бумаги, выпускает РДР на российский фондовый рынок, где их приобретают российские инвесторы.
Эмитентом российских депозитарных расписок является депозитарий. Он создается в соответствии с законодательством Российской Федерации, должен отвечать установленным требованиям к размеру собственного капитала (собственных средств) и осуществлять депозитарную деятельность не менее трех лет.
Эмиссия российских депозитарных расписок допускается при условии, что учет прав депозитария на представляемые ценные бумаги осуществляется на счете, открытом ему как лицу, действующему в интересах других лиц. Указанные права должны учитываться организацией, которая осуществляет учет прав на ценные бумаги и включена в перечень, утвержденный федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В том случае, когда эмитент депозитарных расписок не принимает на себя обязательства перед владельцами российских депозитарных расписок, то эмиссия допускается при условии включения представляемых ценных бумаг в котировальные списки иностранных фондовых бирж.
Эмиссия российских депозитарных расписок включает следующие этапы:
1) утверждение решения о выпуске российских депозитарных расписок уполномоченным органом их эмитента - депозитария;
2) государственную регистрацию выпуска российских депозитарных расписок;
3) размещение российских депозитарных расписок.
Дополнительный выпуск российских депозитарных расписок не требует государственной регистрации. Его осуществляют путем внесения изменений в решение о выпуске российских депозитарных расписок в части увеличения максимального количества депозитарных расписок выпуска, которое может одновременно находиться в обращении.
Обращение российских депозитарных расписок может осуществляться после государственной регистрации их выпуска, а размещение и обращение российских депозитарных расписок дополнительного выпуска - после регистрации изменений в решение о выпуске российских депозитарных расписок.
При выпуске российских депозитарных расписок в решении необходимо указать:
· полное наименование эмитента российских депозитарных расписок, место его нахождения и почтовый адрес;
· дату утверждения решения о выпуске российских депозитарных расписок и наименование уполномоченного органа эмитента российских депозитарных расписок, утвердившего указанное решение;
· наименование и место нахождения эмитента представляемых ценных бумаг;
· вид, категорию (тип) представляемых ценных бумаг;
· права, закрепленные представляемыми ценными бумагами;
· количество представляемых ценных бумаг, право собственности на которые удостоверяется одной российской депозитарной распиской данного выпуска;
· условия размещения российских депозитарных расписок;
· максимальное количество российских депозитарных расписок выпуска, которое может одновременно находиться в обращении;
· права владельцев российских депозитарных расписок, а также порядок осуществления (реализации) владельцами российских депозитарных расписок прав, закрепленных представляемыми ценными бумагами;
· обязательство депозитария предоставлять по требованию владельца российской депозитарной расписки соответствующее количество представляемых ценных бумаг;
· в случае, если представляемыми ценными бумагами являются акции, порядок выдачи (направления) владельцами российских депозитарных расписок указаний депозитарию о порядке голосования по таким акциям и обязательство депозитария обеспечивать осуществление права голоса по акциям иностранного эмитента не иначе как в соответствии с указаниями владельцев российских депозитарных расписок, а также обязательство по представлению владельцам российских депозитарных расписок итогов голосования;
· обязательство депозитария раскрывать информацию в объеме, порядке и сроки, которые предусмотрены Законом “О рынке ценных бумаг” нормативными правовыми актами ФСФР;
· обязательство депозитария обеспечивать соответствие количества представляемых ценных бумаг, учет прав на которые осуществляется на счете, открытом ему как лицу, действующему в интересах других лиц, количеству российских депозитарных расписок, находящихся в обращении;
· обязательство депозитария оказывать услуги по реализации владельцами российских депозитарных расписок прав по представляемым ценным бумагам, включая получение доходов по представляемым ценным бумагам и иных причитающихся владельцам ценных бумаг выплат;
· срок осуществления выплат, причитающихся владельцам российских депозитарных расписок по представляемым ценным бумагам;
· порядок хранения, учета и перехода прав на российские депозитарные расписки;
· порядок и сроки составления списка владельцев российских депозитарных расписок для исполнения обязательств по российским депозитарным распискам;
· возможность и порядок дробления российских депозитарных расписок.
Решение о выпуске российских депозитарных расписок должно быть подписано лицом, осуществляющим функции исполнительного органа эмитента российских депозитарных расписок, и заверено печатью эмитента российских депозитарных расписок.
В случае, если эмитент представляемых ценных бумаг принимает на себя обязанности перед владельцами российских депозитарных расписок, указанные обязанности должны быть предусмотрены договором между эмитентом представляемых ценных бумаг и эмитентом российских депозитарных расписок. Изменение указанного договора не требует согласия владельцев российских депозитарных расписок.
В случае, если владелец российской депозитарной расписки получил от депозитария соответствующее ей количество представляемых ценных бумаг, такая российская депозитарная расписка, принадлежащая указанному владельцу, погашается. При этом максимальное количество российских депозитарных расписок, которые могут одновременно находиться в обращении в соответствии с решением о выпуске таких ценных бумаг, не изменяется.
В случае регистрации проспекта российских депозитарных расписок депозитарий - эмитент российских депозитарных расписок осуществляет раскрытие информации о себе, а также об эмитенте представляемых ценных бумаг в форме ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг (ежеквартальный отчет) и сообщений о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента эмиссионных ценных бумаг (сообщения о существенных фактах), с учетом изъятий, определяемых нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
ФСФР России осуществляет контроль количества РДР, находящихся в обращении и количества представляемых ценных бумаг, находящихся на счетах эмитента РДР, в связи с этим депозитарии – эмитенты РДР должны ежеквартально представлять в ФСФР справку с указанными сведениями.
Российские депозитарные расписки могут быть привлекательны для широкого круга инвесторов. Как институциональных, так и частных.
Выпуск РДР способствует:
· диверсификации инвестиций и рисков снижения для инвесторов;
· росту биржевых оборотов;
· участию национальных компаний в процессах финансовой глобализации;
· расширению рынка услуг депозиторов, андеррайтеров, агентов по размещению, юридических и финансовых консультантов.
Таким образом, введение в оборот российских депозитарных расписок позволяет международным и внутренним инвесторам вкладывать средства на российском фондовом рынке. Появление указанных ценных бумаг на российском рынке повышает его инвестиционную привлекательность и ликвидность, позволяет расширить спектр используемых финансовых инструментов, служить ориентиром для определения цены заимствования ресурсов.
1. Условия и причины возникновения рисков
Условия возникновения риска - это ситуация риска, появлению которой всегда сопутствуют три взаимосвязанных условия: наличие неопределенности, выбор альтернатив, возможность оценки вероятности осуществления выбираемых результатов. (1) На уровень риска оказывают влияние многие факторы: объемы финансово-хозяйственной деятельности; профессиональная подготовка специалистов предприятия; стиль руководства и квалификация персонала; общий концептуальный подход к деятельности в условиях изменения в нормативно- правовой системе; разнообразие видов деятельности предприятия; степень компьютеризации деятельности; надежность системы внутреннего контроля; частота смены руководства и личные характеристики руководителей; число нестандартных для данной фирмы операций, деловое окружение. (2)
Причины возникновения рисков разнообразны. Они могут быть следующими:
· По возможности предвидения - предсказуемые и непредсказуемые.
· Умышленность создания ситуации риска (преступления, служебные ошибки и т.п.).
· По причинам возникновения.
· По месту обнаружения.
· По времени обнаружения.
· По центрам ответственности.
· По виновникам возникновения.
· По возможности страхования.
· По длительности действия.
· По методам обнаружения.
· По способам минимизации последствий.
· По этапам производственного цикла.
· По этапам технологического процесса.
· По производственным условиям.
· По этапам жизненного цикла продукции, производимой предприятием.
· По месту нахождения продукции.
· По этапам жизненного цикла продукции, реализуемой предприятием.
· По видам продукции (по номенклатуре, ассортименту).
· По типу организации производства.
· По уровню цен на производимую продукцию.
· По длительности и условиям хранения продукции на предприятии.
· По длительности и условиям хранения запасов сырья на предприятии.
· По потребителю продукции.
· По каналам сбыта и т.д.
2 Сущность и классификация рисков
Эффективность организации управления риском во многом определяется классификацией риска. Под классификацией риска следует понимать распределение риска на конкретные группы по определенным признакам для достижения поставленных целей.
Научно обоснованная классификация риска позволяет четко определить место каждого риска в их общей системе. Оно создает возможности для эффективного применения соответствующих методов, приемов управления риском. Каждому риску соответствует своя система управления риском.
Для отдельного предприятия или фирмы риск – это вероятность наступления неблагоприятного события, которое может привести к потере части материальных и финансовых средств, недополучению доходов или к появлению дополнительных расходов.
Классификация рисков очень разнообразна. Существует большое количество классификаций в зависимости от специфики деятельности компании.
В мировой хозяйственной практике встречаются следующие виды рисков:
1) производственный, т.е. связан с непосредственным производством торговой продукции и возникает в случае резкого увеличения или уменьшения размеров производства, непредвиденных затрат, привлечения новых инвестиций, освоения инноваций и т.д.
2) коммерческий. Он возникает в процессе реализации товаров и услуг, резкого изменения спроса, роста товарных издержек, освоения новых видов торговли и т.д.
3) финансовый риск. Этот риск присутствует постоянно, так как любое предприятие осуществляет свои финансовые отношения с банками и другими кредитными учреждениями, а его финансы воплощаются ценными бумагами. Деятельность банков в свою очередь зависит от колебаний курса ценных бумаг, процентных ставок на кредиты, займы, от инфляции, от колебаний валютных курсов и т.д.
При выходе хозяйственных субъектов на мировые отраслевые рынки, указанные виды рисков могут модифицироваться и значительно усиливаться, прежде всего, под воздействием зарубежной среды. В результате этого в мировой торговле появляются следующие виды рисков:
1) хозяйственно-правовые риски. Они связаны с национальными различиями в законах и других нормативных актах, которые регулируют внешнеэкономическую деятельность;
2) политические риски связаны с изменением политической ситуации в той или иной стране. Например, приход к власти нового правительства и введения им ограничений на экспорт, импорт, эмбарго на товары и т.д.;
3) Страновой риск - риски, связанные с инвестициями в конкретной стране и одинаковые для всех компаний: инфляционный риск, риск возникновения социальной нестабильности и т.п.
4) собственно международные риски. Эти риски связаны с действиями международных экономических и финансовых организаций, которые вводят новые условия торговли, международные стандарты, режимы запретительных или поощрительных мер в международной торговле;
Наконец в самой внешней торговле каждой страны особенно при экспортно-импортных сделках, их заключении и исполнении возникают следующие риски:
1) риск невыполнения условий международного контракта (сроки поставки, несоответствие количества, качества и т.д.);
2) риск невыполнения обязательств по взаимным платежам или так называемый кредитный риск;
3) валютный риск, возникающий в связи с постоянным колебанием валютных курсов;
4) сбытовой риск связан с колебанием спроса на экспортные и импортные товары в стране или на отдельном сегменте зарубежного рынка;
5) ценовой риск возникает из-за постоянно изменяющихся мировых цен;
6) коммерческий риск проявляется в недобросовестности или неплатежеспособности населения страны-импортера и недополучении прибыли;
7) производственно-технический риск связан с невозможностью использования в производстве купленных на мировом рынке лицензий, патентов, «ноу-хау» или с невозможностью должной наладки купленного оборудования (8)
Так же риски можно классифицировать по последствиям.
· допустимый риск - это риск решения, в результате неосуществления которого предприятию грозит потеря прибыли; в пределах этой зоны предпринимательская деятельность сохраняет свою экономическую целесообразность, т.е. потери имеют место, но они не превышают размер ожидаемой прибыли;
· критический риск - это риск, при котором предприятию грозит потеря выручки; иначе говоря, зона критического риска характеризуется опасностью потерь, которые заведомо превышают ожидаемую прибыль и в крайнем случае могут привести к потере всех средств, вложенных предприятием в проект;
· катастрофический риск - риск, при котором возникает неплатежеспособность предприятия; потери могут достигнуть величины, равной имущественному состоянию предприятия. Также к этой группе относят любой риск, связанный с прямой опасностью для жизни людей или возникновением экологических катастроф.
· Риск неблагоприятных действий суверенного правительства - вероятность того, что действия суверенного правительства могут оказать прямое и/или косвенное воздействие на способность должника своевременно исполнять свои обязательства. Различают прямые и косвенные риски неблагоприятных действий суверенного правительства. (3)
Вместе с перестройкой к нам пришли не только импортные товары и услуги, но и импортные идеи. С первыми, в общем, проблем не было и нет - они вошли (и продолжают входить) в нашу жизнь по-рекламному шумно, но органично. Настолько органично, что без некоторых прежде неизвестных и недоступных нам вещей многие уже и не представляют себе жизнь. А вот со вторыми, т.е. с идеями (нормами, ценностями, идеалами), не все так однозначно и благополучно, как кое-кому хотелось бы думать. Реагируют на них по-разному: одни - с восторгом и усердием новообращенных, другие с недоверием, а то и явной враждебностью.
Кое-что объясняется самими идеями: их близостью, узнаваемостью - для одних и, наоборот, непривычностью, непонятностью, даже чуждостью - для других. Но есть в данной ситуации и то, что не лежит на поверхности, скрыто от первого взгляда, что выявляется лишь при тщательном анализе, упорном исследовательском поиске. Об этом и хотелось бы поговорить в настоящей работе, имея в виду, конечно, не все перестроечно-импортные идеи, а лишь одну из них - постмодернизм.
Выбор не случаен. Идея постмодернизма в высшей степени репрезентативна для нашего интеллектуального "перестроя". Ее сразу все заметили; она стала очень популярной, публицистически хлесткой, знаковой, как теперь говорят. Не всегда, впрочем, как идея - чаще в виде термина пли слова, простого и загадочного одновременно, Именно как слово она кочует по страницам газет и журналов, звучит с телевизионных экранов, "торчит" в выступлениях министров и политических лидеров.
Вообще, политика и экономика страны, по сути, связаны между собой. Так как, если возникают разногласия между странами в политической сфере, тут же создаются проблемы на уровне экономической сферы, и наоборот. Вот, впрочем, ярким примером может послужить разногласия между Россией и Украиной, а также странами ЕС.
Рассмотрим на примере России и Украины произошедший экономико-политический случай с газовой поставкой в страны ЕС, который поставляется Россией через территорию Украины. И по подробней рассмотрим экономический и политический риск, после того как нарушается какой-нибудь пункт договора между странами, и какие последствия могут последовать на экономическом и политическом уровне между другими странами.
Решение российского газового монополиста компании "Газпром" остановить поставки "голубого топлива" через Украину вновь выдвинуло на повестку дня вопрос об энергетической безопасности Европы. Почему же Старому свету так нужен российский газ? Смогут ли "Газпром" и ЕС обойтись друг без друга?
Россия прекратила снабжать Украину газом 1 января, заявив, что будет закачивать в "трубу" лишь топливо, предназначенное для европейских потребителей. Переговоры о цене на газ для Украины на 2009 год завершились безрезультатно. Россия предлагала поставлять газ по 250 долларов за тысячу кубометров при условии, что цена транзита газа в Европу останется на прежнем уровне - 1,7 доллара за тысячу кубометров на 100 километров. Российский премьер Владимир Путин назвал это предложение "весьма льготным". Украина, со своей стороны, соглашалась платить по 235 долларов за тысячу кубометров газа и требовала повышения цены транзита до 2,2 доллара за тысячу кубометров на 100 километров. Не придя с Киевом к согласию, Москва повысила требования до 418 долларов за тысячу кубометров, подчеркивая, что именно сколько платят западные потребители.
По мнению экспертов, такая цена является неподъемной для украинской экономики.
Кроме того, "Газпром" считает, что украинская государственная энергокомпания "Нафтогаз Украины" должна ему 1,6 млрд. долларов за прошлогодние поставки и 450 млн. долларов в виде пеней и штрафов. "Нафтогаз" утверждает, что выполнил свои обязательства, переведя 1,5 млрд. долларов на счета зарегистрированной в Швейцарии компании-посреднику RosUkrEnergo, и оспаривает штрафные суммы. Россия обвиняет Украину в несанкционированном отборе газа для своих нужд. В Киеве, в свою очередь, объясняют жесткую позицию Москвы стремлением приватизировать украинскую трубопроводную систему и политическими соображениями. /9/
Кризис, связанный с поставками природного газа из России через Украину в Европу, продлился почти две недели. Как эти события повлияли на имидж России и Украины в Европе? Посмотрим комментарии по этому вопросу политиков и экспертов по международному праву на сайте Би-би-си.
Хелен Самуэли, аналитик палаты лордов британского парламента:
"Имидж России стал намного хуже, потому что кажется, что Россия, из своих собственных соображений, просто перестала перекачивать газ, сначала в Украину, а потом и в европейские страны. Если бы речь шла только об Украине, то все бы сказали, что это их двустронние отношения, и они сами могут их разрешить. Но так как страны Европейского союза тоже не получили газ, то все это выглядит по-другому. Так что имидж России в Западной Европе пострадал. Она выглядит как страна, которой нельзя доверять. Всего несколько лет тому назад тогдашний президент Путин заявил, что Россия гарантирует бесперебойные поставки газа. Но каждый год начинается с того, что перекрываются поставки газа в Украину, а в этот раз газ не поступал и в Европу. Имидж Украины также ухудшился: эти две страны никак не могут поладить, и из-за этого страдают все европейские страны".
Марек Сивец, заместитель спикера европейского парламента:
"Я думаю, что этот кризис не помог ни России, ни Украине. Потому что ситуация очень простая - если у нас есть конкретные деньги, то мы хотели бы получить конкретный товар, конкретный газ.
Если мы заходим в магазин, и за что-то платим, то мы эту вещь получаем. Здесь этого не произошло. Этот открытый конфликт между Россией и Украиной не помогает. Первый раз Европа не получила газа зимой. Кто за это несет отвественность - Россия или Украина? Это две страны, с которыми у нас очень хорошие отношения, могли бы договориться раньше, и так построить отношения между собой, чтобы Европа получила то, за что она платит. Для всех в Европе ясно, что вопросы о купле-продаже газа во всем мире решаются на коммерческой основе, а в России - на политическом уровне. Решение закрыть трубопровод принял премьер-министр Путин и президент Медведев".
Евгений Кириллов, депутат Европейского парламента:
"Имидж изменился, к сожалению, в худшую сторону. Пострадали в этом плане обе страны. Я не говорю, кто более виноват, но две страны не могут договориться, а из-за этого страдают миллионы граждан Европы.
Пусть продолжают споры, но при этом не допускают, чтобы страдали другие страны, другие люди. Сейчас ответственные люди не торопятся судить, кто виноват, но это станет ясно после независимого расследования". /9/
"Газпром", созданный на базе бывшего министерства газовой промышленности СССР, чрезвычайно тесно связан с государством. Например, президент России Дмитрий Медведев ранее возглавлял совет директоров концерна.
По мнению многих наблюдателей, Россия использует свои энергоресурсы в качестве политического оружия, чтобы добиваться от Европы, и в особенности от постсоветских государств, уступок по вопросам, не имеющим отношения к торговле нефтью и газом. Срыв экспортных поставок серьезно повредил имиджу России как надежного поставщика.
Со своей стороны, Владимир Путин тоже усматривает в ситуации политический компонент. Он объясняет отсутствие договоренностей с Украиной по газу "клановой войной" между президентом этой страны Виктором Ющенко и премьер-министром Юлией Тимошенко. И Россия, и Украина заверяют, что ЕС не станет заложником их двусторонних отношений в вопросе снабжения газом. Тем не менее, после Нового года это снабжение было ощутимо нарушено. Разные страны ЕС пострадали в различной степени. Евросоюз назвал происходящее "совершенно неприемлемым", потребовал незамедлительного возобновления поставок и призвал Киев и Москву решить свой спор как можно скорее.
"Газпром" контролирует треть мировых запасов газа и удовлетворяет четвертую часть потребностей Европы в "голубом топливе". Большая часть этих поставок идет через Украину. В результате, газоснабжение Европы снизилось на 40%. Затронутой оказалась даже далекая Франция. Начиная с 2006 года, Украина накопила в хранилищах резервы газа, позволяющие выжить несколько в течение нескольких месяцев. Большинство европейских стран сделали то же самое. "Газпром" стремится построить новые газопроводы по дну Балтийского и Черного морей, чтобы не зависеть от стран-транзитеров, Украины и Белоруссии. В проекте "Северный поток" совместно с российским газовым монополистом участвуют германские компании E.ON Ruhrgas и Wintershall и нидерландская Gasunie, в проекте "Южный поток" - итальянская ENI.
Европа обеспокоена зависимостью от России и стремится диверсифицировать источники снабжения газом.
Самый известный проект подобного рода - трубопровод "Набукко" из Центральной Азии через Турцию и далее в Европу.
Однако после завершения строительства он сможет удовлетворять не более 5% потребностей ЕС в газе. С другой стороны, в последние годы 46% доходов России от экспорта газа приходились на Европу. Таким образом, ЕС и "Газпром" взаимно нужны друг другу.
Ряд западных экспертов указывает на то, что торговля энергоресурсами шла бесперебойно даже в годы холодной войны. Кроме того, несмотря на события последних дней, аналитики отмечают, что лучше иметь своим партнером "Газпром", чем, например, потенциально нестабильные режимы в Туркмении и Узбекистане. /10/
3. Процессы управления рисками
Управление рисками включает в себя четыре основных процесса: идентификация, анализ, планирование и контроль рисков.
Идентификация рисков – это первая стадия процесса управления ими. На этом шаге выявляются и описываются риски, которые могут возникнуть при реализации проекта, а также взаимосвязи рисков между собой. Выявленные риски классифицируются по группам (например, могут быть определены следующие категории рисков: финансовые, технологические, политические, профессиональные, форс-мажор и т.д).
На этапе анализа производится оценка рисков. Здесь подсчитываются вероятности рисков и ущерба, который они могут нанести, а также определяются границы рисков. После этого риски группируются по степени важности и выделяются наиболее важные из них, которые будут тщательно отслеживаться на протяжении всего срока ведения проекта.
После идентификации и анализа рисков на стадии планирования разрабатываются мероприятия по предотвращению рисков и устранению их последствий, если они все же произойдут. Соответствующие документы включают в себя описание действий по реагированию на возникновение каждой из возможных проблем и перечень лиц, ответственных за осуществление соответствующих действий по их нейтрализации
Задачей этапа контроля является мониторинг выявленных рисков и осуществление планово-предупредительных мероприятий. На основании данных такого мониторинга происходит инициирование ответной реакции на проблемную ситуацию в случае выявления таковой. Правильно организованный контроль выполнения проекта обеспечивает руководство компании качественной и своевременной информацией для принятия решений по предотвращению рисков.
По ходу проекта могут выявляться новые риски или меняться степень их влияния на проект. Именно поэтому управление рисками представляет собой замкнутый цикл, в котором за контролем опять следует стадия идентификации и так вплоть до окончания проекта. (4)
4. Методы управления рисками
Контроль над риском составляет существенную часть успешной торговли. Эффективное управление риском требует не только внимательного наблюдения за размером риска, но также стратегию минимизации убытков. Для борьбы с рисками применяются известные методы управления. Для уменьшения производственных рисков (например, невыполнения плановых заданий по объему и качеству выпускаемой продукции) разрабатываются соответствующие организационно-технологические мероприятия, включающие систему текущего и оперативно-календарного планирования, систему управления качеством и другие аналогичные мероприятия, имеющие целью создание на предприятии системы, исключающей невыполнение плановых заданий в срок и надлежащее качество продукции. Для снижения других рисков разрабатываются адекватные мероприятия, главным критерием которых является их эффективность, т. е. отношение результата (уменьшение убытков или прирост прибыли) к затратам на их осуществление.
Главная проблема управления рисками во внешнеэкономической деятельности предприятия состоит в управлении рисками, наступление которых не зависит от усилий предприятий, и которые являются внешними. Можно выделить следующие группы методов, направленных на уменьшение возможных убытков, вызываемых этими рисками:
1. Страхование
2. Хеджирование как метод использования биржевых фьючерсных контрактов и опционов.
3. Применение различных форм и методов расчетно-кредитных отношений, сводящих к минимуму риск неплатежа за поставленные товары, или неполучения товаров против их оплаты. Например, подтвержденный документарный аккредитив, различные банковские гарантии, авалирование, залог и др.
4. Анализ и прогнозирование конъюнктуры (спроса, предложения, цены) на внешнем рынке, планирование и своевременная разработка мероприятий за счет собственных и заемных ресурсов с целью избежать возможных убытков, вызванных неблагоприятными конъюнктурными изменениями.
5. Другие методы (уклонение от риска, компенсация риска и его последствий, локализация риска, распределение (диссипация) риска).
Среди методов управления рисками в ВЭД значительное место отводят страхованию.
По своей природе страхование — форма предварительного резервирования ресурсов, предназначенных для компенсации ущерба от ожидаемого проявления различных рисков. В принципе, это также передача риска. Стороной, принимающей финансовые риски в данном случае, выступает страховая компания. Цель страхования субъекта экономики - защита от финансовых последствий (имущественного ущерба) вследствие наступления неблагоприятных событий. Экономическая сущность страхования заключается в создании резервного (страхового) фонда, отчисления в который для отдельного страхователя устанавливаются на уровне, значительно меньшем сумм ожидаемого убытка и, как следствие, страхового возмещения.
Наряду со страхованием применяют также другие методы управления рисками. Для управления рисками, связанными с падением цен на биржевые товары, фондовые ценности, а также неблагоприятным падением курса валют, широко применяются различные методы хеджирования.
Преимущество хеджирования – возможность оперативного принятия решений, сравнительно невысокая стоимость. К недостаткам следует отнести относительно узкий спектр действия (только ценовые параметры сделок на товары, фондовые ценности и валюту), сложность используемых приемов, которые требуют высокого уровня квалификации специалистов. Это позволяет использовать этот метод, как правило, на крупных предприятиях и при больших объемах внешнеэкономических операций (на российских предприятиях практически не используется).
Отдельная область управления рисками в ВЭД связана с расчетно-кредитными отношениями и предполагает использование довольно большого разнообразия форм и методов. К основным из них относятся:
- применение безотзывного подтвержденного документарного аккредитива при расчетах за поставку товара;
- использование банковских гарантий (например, авалирование переводных векселей – тратт и др.).
Преимущество данного механизма снижения рисков – простота и доступность использования для участников ВЭД, недостаток – относительная дороговизна данного типа услуг.
Перечисленные способы не в состоянии обеспечить абсолютную защиту от возможных рисков, хотя и могут существенно их уменьшить. В значительной мере риски могут быть предотвращены путем эффективного внутрифирменного управления (например, диверсификацией деятельности и др.). Наибольший эффект может быть достигнут за счет сочетания, комбинации различных методов управления рисками: страхованием, хеджированием, применением современных методов управления, форм и методов расчета во внешнеэкономических операциях. (4)