Задача 6. Влияние лояльности потребителя на динамику рыночной доли компании
Справочные материалы для семестровой контрольной работы по дисциплине
«Экономика организации»
Тема: «рынок. основные рыночные показатели»
Задача 1. Объем потенциального сбыта
Каков один из сегментов рынка по критерию максимального размера сбыта, исходя из следующих показателей:
Характеристика сегмента | Сегмент 1 | Сегмент 2 | Сегмент 3 |
Емкость, тыс. ед. | |||
Предполагаемая доля рынка компании | 1/30 | 1/20 | 1/10 |
Пример решения
Чтобы выбрать один из сегментов рынка, определим размер сбыта для каждого сегмента.
Объем потенциального сбыта рассчитывают по формуле
Q=Nd,
где N - емкость рынка или рыночного сегмента, тыс. ед.;
d - предполагаемая доля рынка компании.
Q1 = 3000 × 1:30 =100;
Q2 =1800 ×1:20 = 90;
Q3= 1300 × 1:10 = 130.
Следовательно, третий сегмент рынка предпочтительнее.
Задача 2. Расчет рыночной доли организации
Рыночная доля компании в натуральном выражении — это объем реализованной (или произведенной) ею продукции относительно общей массы товарного предложения на рынке. В стоимостном выражении рыночная доля компании сопоставляется с общей денежной емкостью рынка. Усредненная цена единицы продукции производителя рассчитывается по формуле
где D — выручка;
V — объем выпущенной продукции.
Задача 3. Определение емкости рынка в стоимостном выражении
Емкость рынка в стоимостном выражении может оцениваться через товарооборот:
Q = n·q·p,
Q — емкость рынка, ед. товара;
п — количество потенциальных потребителей;
q — уровень проникновения, величина единичного потребления на одного реального пользователя;
р — средняя цена за единицу товара.
Задача 4. Расчет концентрации фирм на рынке
Ранговый индекс концентрации (индекс Холла—Тайдмана, индекс Розенблюта) рассчитывается на основе сопоставления рангов фирм на рынке следующим образом:
где - ранг фирмы на рынке (по убывающей, самая крупная фирма имеет ранг
- доля фирмы.
Индекс НТ изменяется в пределах от 1/n до 1, где п — число фирм-конкурентов. Чем меньше показатель, тем меньше концентрация на рынке.
Пример решения
На рынке сельскохозяйственной продукции региона конкурируют четыре крупных компании-поставщика. Их рыночные доли соответственно 0,35; 0,3; 0,25; 0,1. Определим ранговый индекс концентрации:
Задача 5. Определение устоявшейся доли рынка организации по модели Маркова
Устоявшаяся доля рынка организации тем выше, чем выше лояльность потребителей к данной организации, т.е. вероятность того, что потребитель купит товар именно у нее. Модель Маркова позволяет рассчитать возможность переключения потребителей на товар компании-конкурента.
Пример решения
На рынке конкурируют две клиники, оказывающие платные медицинские услуги, М и S. Лояльность потребителей клиники М оценивается в 80%, лояльность потребителей клиники S составляет 60%. Рыночная доля М стабилизировалась, и чтобы рассчитать ее, необходимо построить матрицу переключения потребителей на клинику-конкурента.
Поскольку вероятность того, что потребитель обратится за помощью в клинику М, равна 80%, вероятность его обращения к S будет 20%:
Доля компаний | Вероятность обращения к М, % | Вероятность обращения к S, % |
Устоявшаяся доля рынка М равна X | 100-80 = 20 | |
Устоявшаяся доля рынка S равна 1-Х | 100-60 = 40 |
Аналогично обозначим лояльность клиентов клиники S и составим уравнение, приняв искомую величину устоявшейся доли рынка М за X, тогда доля S будет 1 - X.
X = 0,8Х+(1-X)(1-0,6);
Х= 0,8Х+ 1-Х- 0,6 + 0,6Х;
0,6Х=0,4;
X=0,67
Задача 6. Влияние лояльности потребителя на динамику рыночной доли компании
Рыночная доля организации подвержена изменениям в зависимости от того, насколько велика лояльность потребителя. Определив вероятность повторных покупок и вероятность того, что потребитель совершит повторную покупку у конкурентов, можно спрогнозировать будущую рыночную долю данной организации.
Пример решения
Конкурирующие на рынке города три крупные продовольственные сети «1», «2», «3» имеют рыночные доли Д1 = 30%, Д2 = 25%, Д3 = =10%. Вероятность того, что потребитель совершит повторную покупку в сети «1», равна 50%; что он после посещения этой сети будет покупать в фирме «2» — 30%; что обратится в компанию «3» — 20%. Заполним в матрице вероятности будущих покупок соответствующую строку.
Матрица вероятности будущих покупок
Доля рынка компаний на момент исследования | Вероятность повторной покупки | Доля рынка компаний при последующих покупках | ||
В1 | В2 | В3 | ||
Д, = 0,3 | 0,5 | 0,3 | 0,2 | ПД, = 0,5 х 0,3 + 0,4 х 0,25 + 0,5 х 0,1 = 0,3 |
Д, = 0,25 | 0,4 | 0,3 | 0,3 | ПД2 = 0,3 х 0,3 + 0,3 х 0,25 + 0,2x0,1= 0, 185 |
Дз = 0,1 | 0,5 | 0,2 | 0,3 | ПДз = 0,2 х 0,3 + 0,3 х 0,25 + 0,3 х 0,1 = 0,165 |
Вероятность того, что после покупки в «2» потребитель снова обратится в эту компанию — 30%, что повторную покупку совершит в «1» — 40%, что обратится в «3» — 30%. Вероятность повторных покупок потребителя, купившего товар в компании «3», отражена в нижней строке матрицы.
Определим будущую долю рынка по матрице вероятности. Для этого суммируем произведения вероятностей повторных покупок и долей рынка. Как видно из полученных данных, высокая лояльность потребителей к торговой сети «1» в будущем обеспечит ей устойчивую долю рынка. Сеть «2», вероятнее всего, будет терять потребителей, а сеть «3» увеличит свое присутствие на рынке.