Процедуры несостоятельности (банкротство).
Процедуры, применяемые в отношении должника, представляют собой предусмотренную законодательством совокупность юридических и фактических действий, направленных на восстановление платежеспособности должника или его ликвидацию*(504).
Процедуры банкротства можно классифицировать по различным основаниям.
Во-первых, они могут быть судебные и внесудебные. Примером последних является только досудебная санация. Это меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, его кредиторами и иными лицами в целях предупреждения банкротства. К числу судебных процедур относятся наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение, а также упрощенные процедуры банкротства, применяемые в отношении ликвидируемого и отсутствующего должников.
Во-вторых, названные процедуры можно подразделить в зависимости от того, кто является должником - юридическое лицо или гражданин. Если в качестве должника выступает гражданин, то в отношении него не вводятся процедуры финансового оздоровления и внешнего управления. Вместе с тем с целью урегулирования расчетов с кредиторами применяется план погашения долгов. Однако в случае банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства применяются обе упомянутые реорганизационные процедуры.
В-третьих, критерием классификации может служить цель проведения, назначение той или иной процедуры. Если процедура вводится и осуществляется ради восстановления платежеспособности должника, значит, она реорганизационная (финансовое оздоровление, внешнее управление). Если же нацелена на соразмерное удовлетворение требований кредиторов - ликвидационная (конкурсное производство, упрощенные процедуры). Кроме того, на любом этапе производства по делу может быть заключено мировое соглашение.
Наблюдение
Наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
Наблюдение должно быть завершено с учетом сроков рассмотрения дела о банкротстве, т.е. в течение не более 7 месяцев с даты поступления заявления о банкротстве в арбитражный суд (ст. 51).
С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают, в частности, следующие последствия:
- требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного Законом о банкротстве порядка предъявления требований к должнику;
- по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным со взысканием с должника денежных средств. Кредитор вправе предъявить свои требования к должнику в рамках процесса по банкротству;
- приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, за исключением случаев, названных в п. 1 ст. 63 Закона;
- запрещаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников);
- запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам и др.
В период проведения наблюдения ограничивается правосубъектность должника. Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления. Однако они осуществляют свои полномочия с определенными ограничениями.
Процедуру наблюдения осуществляет временный управляющий. В числе его основных обязанностей: принятие мер по обеспечению сохранности имущества должника, проведение анализа финансового состояния должника, выявление кредиторов должника; ведение реестра требований кредиторов, уведомление кредиторов о введении наблюдения, созыв и проведение первого собрания кредиторов.
По общему правилу арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве. С момента принятия судом какого-либо из указанных решений процедура наблюдения прекращается.
Финансовое оздоровление
В Законе 2002 г. наряду с привычным внешним управлением предусмотрена еще одна новая процедура, направленная на восстановление платежеспособности должника, а также на погашение его задолженности в соответствии со специальным графиком, - финансовое оздоровление
Таким образом, финансовое оздоровление согласно ст. 75 может быть введено арбитражным судом по итогам наблюдения:
1) на основании решения первого собрания кредиторов (п. 1);
2) в отсутствие какого бы то ни было решения первого собрания кредиторов, если имеется ходатайство вышеназванных субъектов при условии предоставления обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности (п. 2);
3) вопреки решению первого собрания кредиторов о введении внешнего управления либо открытии конкурсного производства при условии предоставления аналогичного ходатайства и банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств должника по графику погашения задолженности
Финансовое оздоровление вводится на срок не более двух лет.
Процедуру финансового оздоровления проводит назначаемый арбитражным судом административный управляющий, права и обязанности которого закреплены в ст. 83 Закона о банкротстве
Так, должник не вправе без согласия собрания (комитета) кредиторов заключать сделки, в совершении которых у него имеется заинтересованность или которые связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника балансовой стоимостью более 5 процентов балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату; сделки, которые влекут за собой выдачу займов (кредитов), выдачу поручительств и гарантий, а также учреждение доверительного управления имуществом должника.
Без согласия собрания (комитета) кредиторов и лиц, предоставивших обеспечение, должник не может принимать решение о своей реорганизации
Для реализации финансового оздоровления необходимо разработать два документа: план финансового оздоровления и график погашения задолженности
По итогам финансового оздоровления арбитражный суд принимает:
- определение о прекращении производства по делу о банкротстве, если непогашенная задолженность отсутствует;
- определение о введении внешнего управления при наличии возможности восстановить платежеспособность должника;
- решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, если нет основания для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.
Внешнее управление
управление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности (ст. 2 Закона о банкротстве).
В новом Законе предусмотрены три ситуации, когда может быть назначена процедура внешнего управления.
Во-первых, на стадии завершения наблюдения на основании решения первого собрания кредиторов; когда первым собранием кредиторов не принято решение о применении одной из процедур банкротства и нет возможности отложить рассмотрение дела в пределах семимесячного срока, установленного ст. 51 Закона, а также при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления, предусмотренных ст. 75, если у арбитражного суда есть достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена.
Во-вторых, по итогам рассмотрения результатов проведения финансового оздоровления арбитражный суд вправе вынести определение о введении внешнего управления. Если же с момента введения финансового оздоровления до даты рассмотрения вопроса о введении внешнего управления прошло более чем 18 месяцев, внешнее управление не вводится.
В-третьих, если в отношении должника не вводились финансовое оздоровление и (или) внешнее управление, а в ходе конкурсного производства появились достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена, конкурсный управляющий обязан созвать собрание кредиторов в целях рассмотрения вопроса об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению. Соответствующее определение может быть вынесено только при наличии у должника имущества, необходимого для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности.
Внешнее управление вводится на срок не более 18 месяцев, который может быть продлен не более чем на 6 месяцев.
С даты введения внешнего управления:
- прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего;
- прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия, полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему за рядом исключений (например, принятие решений об увеличении уставного капитала АО путем размещения дополнительных обыкновенных акций, о замещении активов должника). Бухгалтерская и иная документация должника, печати и штампы, материальные и иные ценности передаются внешнему управляющему;
- отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;
- аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;
- вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей.