Бюджетные линии и кривые безразличия
Бюджет потребителя – часть доходов, направленная на приобретение каких-либо благ (товаров и услуг). Бюджет – результат совокупного использования экономических ресурсов принадлежащих данному потребителю, как правило бюджет формируется в результате того, что человек реализует свою способность к труду, предпринимательские способности и инициативы, а также принадлежание земли, поэтому бюджет может быть основан на заработной плате, прибыли, ренты, арендной платы от реализации недвижимости, дохода от ценных бумаг, % от денег размещенных на счетах коммерческого банка. Очевидно, что часть номинальных доходов будет выплачена в виде налогов государству или к примеру выплат таких как оплата жилья. Оставшуюся часть дохода можно отправить на текущее потребление, либо сберечь в силу разных мотивов. Либо повышенные риски, соц-экономические политич свойства могут стимулировать сбережения. Оставшуюся часть доходов направляемое на текущее потребление – потребительский бюджет.
Рассмотрим бюджетное ограничение потребительского выбора. Допустим что потребительский бюджет = сумме и в течение определенного времени не изменялся, допустим что выбор в конечном счете сводился к выбору из двух, причем цена единиц товара А = единице товара Р, а цена Б= Z, допустим что бюджет и цена товара Б были неизменными, тогда выбор можно описать графиком. Если покупатель будет покупать только товар А, то может покупать Y0= I/P, а если он будет покупать Б, то может купить Х0 товара Б Х0=I/Z .
Тогда линия У0 и Х0 называется бюджетной линией потребителя. Она показывает все возможные линии товаров, которые можно купить если бюджет и цены неизменны в течении какого-либо периода времени. Очевидно, что если потребитель откажется от У1-У2 товаров, то сможет увеличить на величину Х2-Х1.
Таким образом бюджетная линия показывает замещения товаров А, товарами Б. Имеет отрицательный наклон, то есть уменьшение товара А, квеличивает потребление Б и наоборот. Если потребитель захочет купить количество товаров в точке С, то не сможет купить такой набор. Это объясняется недостаточным бюджетом. Таким образом все точки расположенные выше бюджетной линии покажут недоступные товары.
Если потребитель захочет купить в точке М, то такой набор ему недоступен, но часть бюджета остается израсходованной и следовательно он может купить товар А и Б.
Таким образом все точки показывают доступное количество товаров, но неэффективное расходование бюджета. Таким образом бюджетная линия является линией бюджетного ограничения (предельной линией). Если произойдет ограничение бюджета или уменьшение цен при прежнем бюджете, то бюджетная линия сместиться вправо и вверх, т.е при таких условиях может быть куплено большее количество хлеба и молока.
Если бюджет уменьшится а цены прежние, или бюджет прежний а цены повысились, то бюджетная линия сместиться влево и вниз. Очевидно что параллельное смещение возможно в случае пропорционального изменения цен. Если цены изменятся непропорционально, то произойдет изменение наклона бюджетной линии. Ту же проблему можно рассмотреть иначе. Карта бюджетной линии покажет что линия I2 будет линией наименее состоятельных людей, I0 отражает покупки среднего класса.
Смещение возможно в результате изменения доходов или в результате инфляции. Социальная политика государства влияет на положение бюджетной линии.
Эффекты в потреблении.
Наиболее важным из эффектов потребления является эластичность спроса. Показывает степень реакции спроса на изменение цены. С этой точки зрения разделяются товары изменение цен которых вызывают разную реакцию спроса. И если цена товара изменится на 1%, а спрос на него изменится более чем на 1%, то такой спрос называется эластичным. А если цена изменится на 1%, а спрос менее чем на 1% то это неэластичный спрос.
Эластичный спрос характеризует дорогие или качественные блага. Неэластичный спрос характеризует дешевые неэластичные блага (инфирнорные блага)
Большое значение может иметь субституция и комплементарность товара, то есть замещение и дополнение товара в замещении. Тогда изменение цены сопряженного блага может вызывать изменение спроса на данное благо. В этом случае рассчитывается перекрестная эластичность. Очень важным является эффективность дохода и эффективность цены. Взаимодействие дохода и цены с точки зрения их влияния на изменение спроса может быть …
Тем более что эти процессы сопровождают друг друга. В наиболее общем виде рост дохода вызывает изменения в структуре потребления. Рост цен приводит к отказу потребления товаров. На потребительский выбор изменение цен влияет по разному. При росте цен богатые могут сократить потребление данного товара в незначительной степени.
Потребительский излишек возникает когда реальная цена товара меньше. Потребительский излишек – это положительная разница между ценой которую хотел заплатить и которую заплатил реально. Потребительский излишек дополняется эффективной разницей в цене, то есть для каждой группы товаров существует цена, ради которой потребитель готов совершить активные действия.
Эффект Энгеля. Исследуя влияние доходов Энгель пришел к выводу, что в одном и том же наборе при росте доходов возрастает доля потребительных дорогих товаров.
Если товар А дороже Б, то при росте доходов его доля в потреблении увеличивается. На основании данных Энгель пришел к выводу что точка равновесия смещается. Кривая Энгельса представляет собой геометрическое место равновесных точек разных потребительских групп.
Энгельс предполагал что для более состоятельных потребителей возможно 2 типа потребления:
Эффект сноба – представители высших потребительских кругов могут полностью исключить покупку дешевых товаров.
Эффект Веблена – стремятся своими покупками продемонстрировать свою принадлежность.
Эффект соседа Дюзенберри утверждал что потребность многих людей является стереотипным. Эффектом в потреблении называется форма массового поведения вызванного социально экономическими факторами.
34. Полезность благ и предельная полезность.
Исследуя товар как элемент богатства, Маркс пришел к выводу о его двойственности. Но при этом способности удовлетворения потребности для Маркса объективная характеристика товара, субъективная сторона не рассматривается как существенный фактор. При этом Маркс критиковал представителей классической и экономической школ за субъективизм их выводов.
Американский экономист Дж.Кларкс, Менгер – австрийский экономист, и его последователи Ф.Визер, и Баверк обратили внимания на тот факт, что разные люди могут давать одному и тому же благу различные оценки с точки зрения полезности.
Немецкий экономист Г.Госсен считал, что полезность не является постоянной величиной, зависит от количества блага, порядка потребления. Менгер считал, что можно выделить 2 подхода к определению полезности:
кардиналистики – полезность зависит только от количества благ.
ординалисткий – зависит только от порядка потребления.
Менгер предположил, что общая полезность благ – совокупное употребление, которое создает для потребителя весь набор потребления товаров.
Тогда можно определить какую полезность имеет каждая единица в данном наборе. В данных расчетах предлагают условную единицу полезности. Условная единица полезности – это условная величина, отражающая субъективное отношение к благу.
Однако не только количество благ в наборе определяет полезность. Госсен считал, что по мере насыщения в благе полезность единица блага уменьшается.
Законы Госсена:
При последовательном потреблении максимальной полезностью обладает 1-ый товар, а минимальной последний. Менгер составил шкалу полезности. Ф.Визер внес в рассуждение Менгера и Госсена: предельной полезностью называется последовательность каждой следующей единицы товаров в данной единице. Предельной полезностью называется увеличение общественной полезности при увеличении количества товаров.
Визер пришел к выводу, если общественная полезность измерима, то предельная полезность равна:
МИ = ∆ТИ/∆q – ТИ1 – ТИ0Т/q1-q0 = dТИ/dq = (ТИ)`
Где МИ – предельная полезность
ТИ – общая полезность
∆ТИ – изменение общей полезности
∆q – изменение количества товаров в наборе
ТИ0 – общая полезность предыдущего набора
Q1 – количество товаров в данном наборе
Если полезность задана как непрерывная функция Иq, то предельная полезность = общей.
Б.Баверк считал что полезность товаров представляет собой определенную непрерывность.
Полезность изменяется от ценности к вредности или наоборот. Полезное – это благо приносящее удовлетворение. Бесполезное – благо, потребление которого не изменяет степень удовлетворения потребителя. Вредное – благо наносящее ущерб. Баверк считал, что очень важными факторами для удовлетворения потребления потребности является время и условия.