Тема 2. специфика организационных структур. департментализация

ЗАДАНИЕ 1.

Найдите на сайте Уральского федерального университета его организационную структуру. Проанализируйте организационную структуру Уральского федерального университета и нескольких институтов, входящих в его структуру. Ответьте на вопросы:

1. Есть ли в его структуре элементы штабной, дивизиональной, матричной, линейно – функциональной структур?

2. На чем основана департаментализация в УрФУ?

3. Оцените организационную структуру Уральского федерального университета по следующим критериям:

Ø оптимальная / избыточная численность подчиненных у одного руководителя (УрФУ, Института, департамента);

Ø Норма управляемости: высокая, средняя, низкая;

Ø Доступность информации для руководителей различных уровней, специалистов, преподавателей, студентов;

Ø Характер связей (отношений) между руководителями различных уровней, специалистами, преподавателями, студентами;

Ø Наличие характеристик бюрократизма или отсутствие такового.

4. Нарисуйте организационную структуру Уральского федерального университета и института государственного управления и предпринимательства.

ТЕМА 4. «СВЯЗЬ МЕЖДУ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ И ОСОБЕННОСТЯМИ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР»

задание 1.

на тему «Направления повышения эффективности деятельности организаций»

Прочитайте текст кейса. Ответьте на вопросы:

1. Если Сидоров решит ввести дополнительные услуги, то какие отделы могут быть созданы в данном случае? Кому должны подчиняться эти новые отделы?

2. Если Сидоровым будет принято решение об увеличении объема закупа товаров, то нужно ли ему набирать дополнительных работников? Повысится ли в этом случае доход предприятия и его эффективность в целом?

3. Если Сидоров, генеральный директор ООО «Конторснаб», примет решение о слиянии с фирмой «Польмар-Cервис, каким образом может измениться структура?

4. При выборе конкретного варианта перечислите основные мероприятия в рамках планируемой реорганизации и планируемого повышения эффективности деятельности ООО «Конторснаб».

Сидоров создал коммерческое предприятие ООО «Конторснаб» в июне 2005 года. Он решил, что в Екатеринбурге всегда будет потребность в обеспечении офисов и индивидуальных предпринимателей канцелярскими товарами, бумагой, хозяйственными товарами и расходными материалами.

В целом его прогнозы оправдались. За годы своего существования ООО «Конторснаб» заняло свою нишу на рынке, установило партнерские отношения с поставщиками, добилось высокого уровня обслуживания клиентов и их признания.

Сидров в свое время выбрал простую организационную структуру, линейно-функциональную. Набрал толковых менеджеров и закрепил за ними функции:

- сбыт продукции;

- закупка;

- общее управление, включая найм персонала;

- финансово-бухгалтерские операции.

У него в конторе полный порядок: каждый начальник отдела отвечает только за одну функцию. А ответственность за принятие управленческих решений в целом, конечно же, на нем.

Но через год стабильной работы в коллективе начали возникать проблемы. Пусть мелкие, но раздражающие. Особенно его раздражали конфликты между Захаровым, начальником отдела маркетинга, и Ивановым, начальником отдела сбыта. Как встретятся у него в кабинете, так постоянно начинают споры о том, что закупать, в каком количестве, где разместить рекламу. Ему надоели эти вечные споры, проблемы с получением информации. Он, стукнув кулаком по столу, сказал: «Все решения о закупках и рекламе принимаю только я! Все документы вы должны согласовывать только со мной!»

Теперь в приемной вечно сидят в ожидании встречи начальники отделов маркетинга, сбыта, рекламы. Правда, без очереди проходит в кабинет к шефу главный бухгалтер. Но только он, директор, может принять решение: касается оно закупки, или сбыта, или рекламы!

Конечно, он максимально контролировал все дела предприятия: знает, сколько заключено договоров, сколько денег поступило на счет, какой товар в пути или на уже на складе. Но он ни разу не был в отпуске с момента создания предприятия! Ему некогда подумать, как развиваться дальше и каким образом обойти конкурентов, которых становится все больше.

Но скоро стали возникать сложности. Текущие вопросы, в том числе и поставок, размещения рекламы долго согласовывались. Сидоров в этом винил начальников отделов: «Заелись, не расторопные! Только и ждут повышения зарплаты!»

Однажды на вечеринке, в разговоре с одним из коллективных клиентов он услышал: «Продукция у вас, конечно, хорошая. Но как все долго решается. Каждый начальник отдел решает только свои задачи, боится что-либо предпринять, даже чихнуть, а не только товар отгрузить! Ваша организация – просто классика бюрократизма!» Сидорову было очень обидно это слышать, ведь он столько вложил сил и здоровья в свою фирму.

Но однажды он понял, что необходима реорганизация! Но как оптимизировать структуру предприятия? Варианты, конечно, есть. Например, можно расширить ассортимент товаров и услуг. Ведь у него постоянно есть в наличии канцелярские товары, особенно бумага всех сортов. Можно сделать дополнительные услуги: копировальные работы и ламинирование. А может быть заняться изготовлением визитных карточек и рекламных плакатов?

Есть, конечно, еще вариант - увеличить объем закупа товаров. Вот тогда он потеснит своих конкурентов: они ему стали «дышать в затылок», вот-вот обгонят. Но тогда нужно будет набирать дополнительных работников, а это увеличение штата и дополнительные затраты на содержание персонала. Будет ли работы эффективной? Вопрос?

Есть, конечно, еще вариант. ООО «Конторснаб» может слиться с фирмой «Польмар-Cервис», которая также занимается продажей канцелярскими товарами. Фирмой руководит его давний друг, Олег. С ним-то можно делать дела. Но неминуемы и проблемы: надо будет сокращать персонал и перестраивать структуру. А самое главное надо решать, кто будет генеральным директором, он или Олег. А может слиться, но разработать какой-нибудь новый проект, и один из них будет вести этот новый проект?

Сидоров задумался: да, реорганизация нужна, она назрела. Но какое решение принять?

ЗАДАНИЕ 2

на тему «Основные внешние факторы, вызывающие изменения в поведении руководителей организации»

Прочитайте статью, посвященную проблемам социально ответственного поведения[10]. Ответьте на вопросы:

1. Связана ли экономическая эффективность деятельности органов государственной власти с количеством налогов, которые платит бизнес?

2. Есть ли противоречия между потреблением металлургических заводов сырьевых ресурсов, состоянием экологической среды на Урале и объемом средств, направляемых в бюджет области?

3. Можно ли назвать собственников, упоминаемых в статье социально ответственными?

4. Есть ли связь между экономической и социальной ответственностью в деятельности организации?

Оказывается, свердловские металлурги – гордость и опора нашего края – платят в бюджет всего 11% от его объема, и с каждым годом эта цифра все меньше. Думаете, их так подкосил кризис? На самом деле все более активно используются различные схемы оптимизации налогообложения. Даже по осторожным подсчетам регион теряет на этом по 10-11 миллиардов рублей каждый год – чуть ли не 10% своего бюджета, которые могли бы тратиться на школы, больницы, детские сады, общественный транспорт. «URA.Ru» попросило свердловского министра финансов Константина Колтонюка объяснить, почему «опорный край державы» живет не так хорошо, как мог бы. И он объяснил.

Свердловское правительство вновь начинает поднимать вопрос о том, насколько адекватно крупный бизнес платит налоги в регионе. Вопрос о соразмерности налоговых поступлений на встречах с промышленниками поднимали губернатор Александр Мишарин и министр финансов Константин Колтонюк. Последний заявил, что промышленники зачастую используют весьма грубые схемы оптимизации налогообложения, и даже предложил внести в программу промышленного развития региона пункты, которые бы ужесточили подход региональных властей к крупным налогоплательщикам. Сегодня рост объемов промышленного производства далеко не всегда приводит к пропорциональному росту налоговых отчислений. По объемам производства Свердловская область в числе лидеров, а по собираемости налогов на душу населения – даже не в первой тридцатке. Почему? Урал – опорный край державы, всероссийская мастерская, всероссийский металлургический завод, он, надрываясь и уничтожая свою природу, обеспечивает всю страну металлом, владельцев бизнеса – прибылью. А что получает взамен?

«URA.Ru» обратилось в свердловский Минфин с просьбой поподробнее раскрыть некоторые утверждения, которые звучат от свердловских чиновников, недовольных размерами собираемых налогов. Накануне министерство ответило на наш запрос, достаточно подробно – на пяти страницах – изложив свою позицию касательно взаимоотношений крупной промышленности и государства. Источник в министерстве также устно прокомментировал для «URA.Ru» некоторые из наиболее болезненных моментов.

Бытует мнение, что финансовое благополучие Свердловской области в значительной степени зависит от металлургических предприятий. Как ясно из письма Минфина, это верно лишь отчасти. В 2010 году доля платежей металлургов в консолидированный бюджет региона составила лишь одну десятую часть (11%), тогда как в 2008 году составляла почти одну пятую часть (18%). Эти цифры можно интерпретировать по-разному. Возможно, металлургия все еще не оправилась от кризиса и поэтому платит мало налогов?.. Может быть, мы наблюдаем диверсификацию свердловской экономики – она все меньше зависит от металлургии и переходит на инновационные рельсы?.. Но один из наиболее очевидных выводов – то, что, несмотря на рост физических объемов производства, промышленники платят все меньше налогов. К такому выводу приходят и в Минфине: «Есть основания полагать, что предприятия под прикрытием последствий финансово-экономического кризиса активно оптимизировали налоговое бремя», - говорится в письме. В министерстве считают, что «налоговая нагрузка в некоторых отраслях экономики области неадекватна», «удельный вес поступлений в бюджет не соотносится с оборотом (выручкой) и сальдированным финансовым результатом финансово-хозяйственной деятельности предприятий». По оценкам Минфина, исходя из доли выручки обрабатывающих производств в общем обороте Свердловской области, бюджет недополучает от них порядка 10-11 млрд рублей ежегодно – или около 8% средств.

Много это или мало? Если бы на Свердловскую область сейчас свалились «лишние» 10-11 миллиардов в год, она могла бы строить ежегодно около 60-70 детских садиков. Или по несколько новых станций метро в Екатеринбурге. Или сотни километров дорог. Конечно, это отчасти наивное рассуждение (реалистичный прогноз состоит в том, что надбавку тут же бы «проели»), но все-таки лишние 10-11 миллиардов в бюджет каждый год – это достаточно крупная сумма и обеспокоенность Минфина должны разделять все жители Свердловской области.

Теперь при помощи свердловских финансистов попробуем понять, куда деваются эти 10-11 миллиардов, почему промышленники их недоплачивают? «Любая коммерческая структура при организации бизнеса стремится сократить издержки производства, применить оптимальные схемы управления и естественно оптимизировать налоги, - говорят в Минфине. – Это нормально, если эти процессы протекают в рамках закона. Однако порою результаты такой оптимизации отрицательно сказываются на экономической ситуации в регионе. Не всегда промышленные предприятия, которые работают на территории Свердловской области и имеют здесь производственные площади, получая от использования ресурсной базы региона доходы, вносят адекватный вклад в региональный бюджет и в развитие социально-экономической базы области».

Одна из наиболее распространенных форм оптимизации – трансфертное ценообразование, которое возможно в крупных холдингах, состоящих из множества юридических лиц, принадлежащих одному собственнику (или аффилированных с ним). Это – азбука оптимизации: производство расположено в Свердловской области, а торговые дома, продающие готовую продукцию, – в других регионах; при этом юрлица обмениваются между собой товарами по ценам значительно ниже рыночных. В такой схеме наш регион зачастую становится центром расходов, а другие регионы (Москва, Санкт-Петербург, а то и иностранные компании) – центром доходов. Там и платится налог на прибыль.

«Очень печально, что в отличие от западных стран, где «трансфертное ценообразование» используется для оптимального размещения ресурсов, раздела сфер влияния между материнским и дочерним подразделениями, российские холдинги используют это только как инструмент для минимизации таможенных и налоговых платежей», - сетуют в свердловском Минфине. Одна из расширенных форм такой оптимизации – толлинговые схемы, активно применяемые алюминщиками. Со стороны толлинг выглядит совсем уж несправедливой по отношению к региональному бюджету схемой. Допустим, предприятие через свою офшорную компанию закупает сырье для производства продукции и передает это же сырье принадлежащему ему свердловскому заводу на переработку. Полученную после переработки продукцию он забирает себе, а заводу платит только за услуги переработки – несколько процентов от общей стоимости товара. С этих процентов и платятся налоги, основной же оборот происходит вне региональной (или даже российской) налоговой системы. Не удивительно, что в 90-е годы, когда толлинговые схемы входили в моду, в СМИ их прямо называли «ограблением России». Теперь это при желании можно назвать ограблением Свердловской области.

Есть еще более тривиальные схемы – например, использование фирм-однодневок, которые могут накапливать налоговую задолженность, потом банкротиться или просто «выбрасываться». Принято считать, что такие способы ухода от налогов используются в малом и среднем бизнесе. Однако в Минфине говорят, что ими не брезгуют и некоторые крупные предприниматели, занятые в строительстве, торговле и др. Правда, в этом случае действуют не единичные фирмы, а целые цепочки компаний разной степени активности, в которых с первого взгляда далеко не всегда разглядишь однодневки.

Понятно, что губернатор и министр финансов периодически обрушиваются с критикой на предпринимателей, которые зарабатывают деньги в регионе, но не хотят пополнять его бюджет. Однако возможности региональных чиновников воздействовать на крупных налогоплательщиков очень ограничены. Мало того, что налоговая служба является федеральной структурой, так самые «жирные» плательщики еще и состоят на учете не в своих регионах, а в межрегиональных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам.

По закону, такие налогоплательщики платят в регионе НДФЛ, транспортный налог, земельный налог, налог на имущество, а вот налог на прибыль (самый крупный) распределяется в Москве или Санкт-Петербурге (в зависимости от отрасли). Уже оттуда налог частично возвращается в регионы, где расположены производства холдингов, – пропорционально стоимости основных средств и количества сотрудников, относящихся к конкретному предприятию. Однако далеко не всегда это распределение бывает справедливым, и здесь у предпринимателей тоже есть возможности для маневра, позволяющие перераспределять налоговые поступления между разными субъектами. «Проблема заключается в том, что до 20% налоговых доходов бюджета области не контролируются налоговыми органами региона. Регион почти не имеет законодательных или финансовых рычагов влияния на крупный бизнес», - поясняют в Минфине. К слову, единственный крупный холдинг, который состоит на учете в Свердловской области, – это «УГМК-Холдинг». Как поясняет источник в Минфине, это было решение руководства компании, которое патриотично решило платить все налоги в «домашнем» регионе, – и выбило себе соответствующее исключение на федеральном уровне.

Свердловским властям очень бы хотелось увеличивать бюджет региона, однако воздействовать на крупных предпринимателей почти невозможно. Российское законодательство настолько свободно, что чаще всего вопрос «платить или не платить налоги» (точнее – сколько именно их заплатить) решает исключительно сам предприниматель и добросовестное пополнение бюджета – его личный выбор, его личная добрая воля (именно поэтому в свердловском Минфине планируют ежегодно награждать самых ответственных налогоплательщиков – при желании они могли бы платить меньше, но не делают этого). Проблема со скрипом решается даже на федеральном уровне: о проблемах «трансфертного ценообразования» периодически напоминают президент и премьер. А когда их слова остаются без внимания, приходится прибегать к резким выступлениям, вроде обещания «вызвать доктора» для владельца «Мечела» Игоря Зюзина – его как раз обвиняли в трансфертном ценообразовании, продаже сырья своим офшорам в разы дешевле рыночных цен.

На уровне регионов можно либо пытаться договариваться с крупными бизнесменами лично, либо стимулировать их экономически. Эдуард Россель во многом шел по первому пути – он регулярно встречался с владельцами гигантских холдингов – Виктором Вексельбергом, Олегом Дерипаской, даже Романом Абрамовичем - и убеждал их в необходимости отдавать должное региону, в котором они зарабатывают деньги. У Александра Мишарина таких встреч меньше (по крайней мере, публичных). Вместо этого его правительство старается действовать системно и создавать для бизнесменов льготные условия, призывая их платить налоги именно в Свердловской области. Не сказать, что эта работа безуспешна, но судя по тому, что налоговые платежи крупного бизнеса пропорционально не растут, губернатору и правительству предстоит пойти на более смелые шаги.

РАЗДЕЛ 4 «РОЛЬ ФУНКЦИЙ В УПРАВЛЕНИИ РАЗНЫМИ ТИПАМИ ОРГАНИЗАЦИЙ»

ТЕМА 2 «СПЕЦИФИКА АНАЛИЗА В ОРГАНАХ ВЛАСТИ»

задание 1

на тему «Анализ потребностей граждан как предмет анализа, осуществляемого в органах власти»

Вы – независимый эксперт Общественной палаты Серовского городского округа. Вас пригласили для того, чтобы оценить, в какой степени в городском округе реализуется государственная молодежная политика, учитываются ли интересы и потребности молодежи, насколько высока степень социальной эффективности деятельности специалистов комитета по делам молодежи.

Для работы Вам в администрации представили отчет «Основные итоги работы администрации Серовского городского округа по социально-экономическому развитию городского округа в 2008 году», раздел «Молодежная политика»[11].

Вам нужно провести собеседование с руководителем комитета по делам молодежи и задать ему вопросы, что является одним из элементов экспертизы. Напишите эти вопросы.

ОТЧЕТ

«ОСНОВНЫЕ ИТОГИ РАБОТЫ АДМИНИСТРАЦИИ СЕРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ГОРОДСКОГО ОКРУГА В 2007 ГОДУ»,

раздел «Молодежная политика»

Молодежная политика в течение года была направлена на реализацию городских целевых программ “Молодежь Серовского городского округа”. В начале года во всех детских подростковых клубах МУ ОДПК «Эдельвейс» прошли новогодние праздники для детей и «Рождественские посиделки» для пенсионеров микрорайонов. Проведен конкурс стенгазет «Зимние каникулы», в котором приняли участие все дворовые клубы города.

Традиционно в рамках месячника Защитников Отечества прошел городской конкурс «А ну-ка, парни!» для школ города и учащихся ПУ и ССУЗов. Этот конкурс был проведен в виде военизированной эстафеты, в нем приняли участие все школы и профессиональные учебные заведения города. Конкурс патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!» собрал на своей сцене более 150 участников. Также во всех клубах прошли «Уроки мужества», встречи с ветеранами ВОВ и локальных войн, акция «Письмо солдату», отмечались Дни воинской славы России.

Молодежь принимала участие в таких патриотических акциях, как «Помни имя свое, Россия», «Письмо из госпиталя», «Весна Победы», «Неделя добра». Совместно с молодежным отделом ДКМ проведены конкурсы «Мисс студентка», «Тинейджер-лидер» и «Лучший ди-джей года».

По инициативе КФКС и МП и Общественного Совета по делам молодежи и молодежной политике при главе Серовского городского округа с февраля по сентябрь проходила деловая игра «День дублера», в которой приняли участие не только работающая молодежь, но и учащиеся школ города. Лучшие разработчики проектов на один день стали дублерами работников высших должностей администрации Серовского городского округа.

Продолжает работу Молодежная биржа труда. В 2007 году для трудоустройства несовершеннолетних выделены деньги из городского бюджета по статье «Экологическое воспитание и образование» в сумме 300 тыс. рублей, которые полностью были истрачены на оплату труда детей. При 20 школах города были созданы летние трудовые объединения, 3 отряда работали при Молодежной бирже труда (МБТ) в течение всего лета. Всего за летний период 2007 года было трудоустроено 1019 человек. Ребята, работающие при МБТ, приняли участие в городском фестивале трудовых отрядов «Будущее строим сами!», а затем и областном фестивале в г.Краснотурьинске.

В летний период на базе дворовых клубов были организованы летние оздоровительные площадки (июль, август). На них отдохнули 330 детей.

В городе активно работают детские и молодежные общественные организации и объединения. Наиболее многочисленные и популярные у молодежи: городская детская организация «Соболята», добровольческий центр «Надеждинск», межшкольное объединение «Сириус», Российский Союз Молодежи, городской клуб КВН, органы школьного самоуправления, Совет по делам молодежи и молодежной политике при Главе Серовского городского округа, Городской штаб старшеклассников и т.д.

В 2007 году на предприятиях города (Серовская ГРЭС, Управление здравоохранения) были созданы новые молодежные организации. Молодежные организации города совместно с Комитетом по физической культуре, спорту и молодежной политике проводят конкурсы профмастерства: «Лучший молодой рабочий», «Лучшая молодежная бригада», «Лучший наставник работающей молодежи», а также активно принимают участие в городских и областных слетах, встречах актива работающей молодежи.

Летом 2007 года подростки 14-16 лет стали участниками сборов в оборонно-спортивных оздоровительных лагерях: в областном лагере побывали 40 человек, и в окружном лагере (в\ч г. Лесного) – 40 человек. В июне прошли концертно-игровые программы, посвященные Дню защиты детей, большая праздничная программа, посвященная Дню российской молодежи, конкурс рисунков на асфальте «Лето, солнце и мы!».

Для клубов молодых семей организованы городские конкурсы: «Молодая семья – 2007», «Молодая семья - будущее Урала». Победивший клуб молодых семей принял участие в окружном этапе конкурса. В июле на базе загородного лагеря «Веселый Бор» проведены конкурсы «Лучший вожатый», «Лучший воспитатель», в августе - на базе муниципального лагеря «Чайка» совместно с Управлением образования молодежные сборы актива «Прометей».

Большой популярностью серовской молодежи пользуется программа РСМ – «Клуб веселых и находчивых». В декабре 2007 года на большой сцене ДКМ школьники, студенты города и молодежная организация металлургического завода «играли» в КВН. Отрадно, что с каждым годом этот вид организации досуга все больше привлекает серовскую молодежь.

ЗАДАНИЕ 2.

на тему «Технологии и виды анализа, применяемые в органах власти»

Проведите поисковую работу: найдите на сайтах администраций субъектов Российской Федерации программы стратегического развития до 2020 года конкретного субъекта. Выявите, какие технологии и виды анализа применялись в процессе разработки программы. Опишите их особенности.

Наши рекомендации