Социально-гуманитарных наук
Методы познания нужны экономической теории для того, чтобы понять экономические категории, раскрыть экономические законы. Экономические категории – это теоретические, научные понятия, которые отражают наиболее существенные свойства экономических явлений и соотношения между ними. Примерами таких категорий являются товар, деньги, меновая стоимость, цена и т.п.
В свою очередь, экономические законы представляют собой существенные, устойчивые, повторяющиеся, причинно-следственные связи между экономическими явлениями. Экономические законы, как и другие законы природы, объективны, то есть они не зависят от сознания того, знаем мы об их существовании или не знаем. Так, законы рынка – закон спроса, закон предложения, закон конкуренции – существуют независимо от того, известно о них участникам рыночных отношений или нет.
В то же время экономическим законам присущи и свои особенности, своя специфика. Можно выделить две такие особенности:
1. Субъективная форма проявления, которая состоит в том, что действие этих законов осуществляется через поступки людей, их деятельность. На основе сочетания объективности и субъективности в поступках людей могут возникнуть два уклона: фатализм и волюнтаризм. Первый ведет к слепому, безоговорочному следованию экономическим законам, второй – к пренебрежению их объективностью и волевому решению проблем без учета законов экономического развития.
2. Динамичность, проявляющаяся в том, что экономические законы более подвержены развитию и изменению, чем законы природы, следовательно, они историчны. С этой точки зрения различают всеобщие экономические законы, действующие на протяжении всего времени существования и развития экономической системы (например, закон повышения экономической эффективности), и специфические экономические законы, свойственные конкретному этапу развития экономики (например, закон спроса применительно к Беларуси в современный период ее экономического развития).
Экономические законы в своей совокупности образуют систему экономических законов, или закономерности экономического развития общества.
Исследуя экономические явления и процессы, законы и закономерности их протекания, механизм хозяйствования, экономическая теория выполняет ряд функций, основными из которых являются следующие.
· научно-познавательная (теоретическая), которая проявляется в описании фактов, изучении и объяснении сложных явлений экономической жизни, раскрытии законов, управляющих общественным производством;
· методологическая, заключающаяся в том, что экономическая теория служит фундаментом для конкретных прикладных экономических наук, дает теоретическое обоснование необходимости иметодику осуществления того или иного экономического мероприятия;
· практическая (прагматическая), состоящая в том, что экономическая теория не только объясняет экономические явления, но и раскрывает пути и варианты их совершенствования, уточняет экономическую политику государства;
· прогностическая, предполагающая разработку научных прогнозов и выявление перспектив общественного развития;
· критическая, которая выражается в выработке критического подхода к рассматриваемым явлениям, выделении их преимуществ и недостатков, а также в определении целесообразности использования полученных результатов.
Экономическая жизнь общества сложна и противоречива, она представляет собой многогранную и многоуровневую структуру, которую можно познать лишь с помощью соответствующего комплекса экономических наук (рис. 1.3).
Рис. 1.3. Место экономической теории в системе
экономических знаний
В этот комплекс входят следующие четыре блока экономических наук, дополняющие и обогащающие экономическую теорию:
· историко-экономические науки (история экономики, история экономических учений);
· специальные, или функциональные, экономические науки (финансы, кредит, ценообразование и др.);
· конкретно-экономические науки, изучающие или отдельные сферы хозяйственной деятельности (экономика отраслей), или отдельные хозяйствующие субъекты (экономика предприятия, регионов, отдельных стран и т.д.);
· информационно-аналитические науки, изучение которых позволяет овладеть наиболее эффективными способами и методами исследования экономических процессов и явлений.
Экономическая теория стоит в центре этого комплекса, выступая одновременно и как самостоятельная наука, и как введение во всю сложную систему экономического знания. Вот почему ее должны изучать и основательно усвоить все специалисты. Известный американский ученый П. Самуэльсон не зря назвал экономическую теорию королевой общественных наук.
Экономическая теория помогает нам понимать окружающую хозяйственную жизнь, оценивать пользу одних экономических явлений и вред других; учит новым способам познания экономических явлений. Она, наконец, позволяет предвидеть некоторые последствия наших практических действий, а предвидение способствует разумному действию, дает ключ к решению многих социально-экономических и политических проблем. И в этом – ее непреходящее значение.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ
Меркантилизм – течение экономической мысли, основу которого составляла идея о том, что богатство страны измеряется владением ценностями, обычно в виде золота, а государство должно больше экспортировать, а не импортировать.
Политика протекционизма – комплекс государственных мер, направленных на увеличение экспорта промышленных товаров, обложение импортных товаров высокими пошлинами и покровительство национальной экономике.
Политическая экономия – экономическая наука, призванная решать проблемы: а) государственного хозяйства (меркантилистская версия); б) свободного частного предпринимательства (версия классической политической экономии).
Физиократия – концепция экономической теории, главной идеей которой считалось, что сельскохозяйственное производство служит основной хозяйственной сферой для всего населения, способствует расцвету торговли, приводит в движение промышленность, обеспечивает процветание науки.
Английская классическая политическая экономия – направление экономической мысли, которое базировалось на идее о том, что экономика способна к саморегулированию, а производство существует для того, чтобы увеличивать потребление.
Марксизм– научная система взглядов, в которой особое внимание уделялось производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ и услуг, а также общественной стороне производства (производственным отношениям и законам их развития).
Маржинализм– учение, в основе которого лежит теория предельной полезности, стремящаяся объяснить закономерности поведения потребителей на рынке.
Институционально-социологическое направление – течение экономической мысли, которое в качестве движущей силы экономики, кроме материальных факторов, выдвигает моральные, духовные, правовые и другие факторы (институты), рассматриваемые в историческом плане.
Кейнсианство – экономическое учение о необходимости и значимости государственного регулирования развития экономики.
Либерализм – теория, отвергающая необходимость вмешательства государства в экономическую жизнь общества и проповедующая свободу личной инициативы экономических субъектов. Исходной основой либерализма выступают три постулата: частная собственность, свободное предпринимательство и свободная конкуренция.
Монетаризм– экономическое учение, утверждающее определяющую роль денежной массы, находящейся в обращении, в стабилизации и развитии рыночной экономики.
Экономическая теория – общественная наука, которая изучает экономические отношения, складывающиеся при взаимодействии людей и отдельных социальных групп в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ с целью удовлетворения неограниченных потребностей при ограниченных ресурсах на разных уровнях экономики.
Экономические категории – наиболее общие понятия явлений и процессов экономической жизни, отражающие их существенные стороны.
Экономические законы – устойчивые, существенные, постоянно повторяющиеся связи и взаимосвязи экономических явлений и процессов.
Общая экономическая теория – раздел экономической теории, изучающий сущность экономических процессов в обществе в целом с помощью системы экономических категорий, законов, принципов и методов хозяйствования.
Микроэкономика – раздел экономической теории, изучающий отдельные экономические единицы, какой-либо экономический объект или явление, протекающее в рамках этого объекта.
Макроэкономика – раздел экономической теории, изучающий экономику в целом или ее крупнейшие составляющие.
Мировая экономика – раздел экономической теории, в котором изучаются экономические процессы, протекающие на уровне мирового хозяйства.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И САМОКОНТРОЛЯ
1. Когда и как возникла экономическая теория как наука?
2. Каковы основные этапы развития экономической мысли?
3. В чем суть основных экономических учений до XX века?
4. Какие направления экономической науки характеризуют экономическую мысль XX века?
5. Что изучает экономическая теория?
6. В чем заключается основная проблема экономической теории?
7. Что составляет предмет экономической теории?
8. Каковы функции и методы экономической теории и в чем их суть?
9. Каково место экономической теории в системе экономических знаний?
10. Каковы структурные составляющие экономической теории?
ТЕСТЫ И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
1. Кто из выдающихся экономистов является проповедником экономики свободного рынка:
а) Карл Маркс;
б) Томас Мальтус;
в) Адам Смит;
г) Джон Кейнс?
2. Что изучает экономическая теория: *
а) законы экономического развития;
б) бухгалтерский учет;
в) механизм функционирования экономических систем;
г) принципы делового общения;
д) экономическую политику государства;
е) функционирование отраслей хозяйства;
ж) экономику бизнеса;
з) экономическую статистику?
3. Предметом экономической теории является: *
а) выяснение законов экономического развития;
б) анализ механизма функционирования экономических систем;
_______________________________
* Возможно несколько ответов
в) разработка принципов экономической политики;
г) изучение поведения индивидуумов при реализации их экономических интересов.
4. В каком из перечисленных направлений экономическая наука имеет прикладное значение: *
а) каждый человек вынужден использовать свои знания и опыт для того, чтобы зарабатывать деньги и рационально их тратить. Теоретическая экономика учит людей «умению жить»;
б) каждый человек сталкивается с политическими проблемами, в которых невозможно разобраться без знания экономической теории;
в) знакомство с экономической наукой позволяет успешнее осуществлять предпринимательскую деятельность;
г) каждый человек находится во власти экономических процессов и стихийно воздействует на них.
5. Если изучается экономика .как целостная система, то это анализ: *
а) микроэкономический;
б) макроэкономический;
в) позитивный;
г) нормативный.
6. Микроэкономика изучает…
а) производство в масштабе государства;
б) совокупное потребление;
в) ценообразование на предприятии;
г) уровень инфляции.
7. Уровень цен и количество безработных в стране изучает....
а) микроэкономика;
б) макроэкономика;
в) экономика рынка;
г) мировая экономика.
8. Ниже указаны воззрения экономистов разных научных направлений на предмет экономической науки. Укажите, какое направление какой концепции придерживается:
а) деятельность, связанная с внешней торговлей и притоком денег в страну;
_____________________________
* Возможно несколько ответов
б) изучение сферы производства, в которой создается богатство;
в) капиталистический способ производства и соответствующие ему отношения производства и обмена;
г) поиск наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствования.
9. Выделите характерные признаки экономических законов и законов природы:
а) носят объективный характер;
б) не зависят от воли людей;
в) имеют значительную продолжительность существования;
г) имеют ограниченное время существования;
д) исчезают по мере изменения естественных и социальных условий существования человеческого общества.
ОТВЕТЫ К ТЕМЕ 1
1. - в); 2. - а), в), д), ж). Указанные направления экономической теории, как правило, входят в международно признанную науку «экономика»; 3.- а), в), г); б) - к предмету экономической теории не относится, т.к. не содержит почвы для экономического анализа; 4. - а), б), в); г) - неверно, так как здесь человек не нуждается в знаниях экономической теории и в связи с этим действует не лучшим образом; 5. - б), в), г) - это анализ макроэкономический, он может быть как позитивный, так и нормативный, но не может быть микроэкономическим, поскольку такой анализ не охватывает экономику как целостную систему; 6. - в); 7. - б); 8. - а) меркантилизм, б) классическая политическая экономия, в) марксизм, г) маржинализм; 9. – экономические законы: а), б), г), д); законы природы: а), б), в).
Тема 2. ПОТРЕБНОСТИ И РЕСУРСЫ. ПРОИЗВОДСТВО. ПРОБЛЕМА ВЫБОРА В ЭКОНОМИКЕ
Цель темы – выяснить, чем обусловлены экономические действия людей, почему возникло производство и по какой причине общество вынуждено решать проблему экономического выбора.
План темы
2.1. Потребности и интересы. Производство.
2.2. Ресурсы и факторы производства. Блага.
2.3. Эффективность производства, ее показатели и факторы повышения.
2.4. Проблема экономического выбора.