Асчет годовой и суточной производственной программы
Для расчета годовой и суточной производственной программы (планируемого количества воздействий) сначала необходимо произвести корректирование пробегов до ТО, по кратности среднесуточному пробегу
1.5.1. Корректирование пробегов до ТО по кратности среднесуточному пробегу
ni = Li / lcc - округляем до целых чисел
где : lcc – среднесуточный пробег, км.
Li = lcc ni
1.5.2. Расчет программы за цикл
Число КР (Nкр) за цикл равно
Nкр = Lкp / Lкp = 1;
Число ТО-2 (Nто-2) за цикл равно
Nто-2 = Lкр / Lто-2 ─ Nкр;
Число ТО-1 (Nто-1) за цикл равно
Nто-1 = Lкр / Lто-1 — (Nкр + Nто-2);
Число ЕО (NЕО) за цикл равно
NЕО = Lкр / lcc ;
1.5.3. Расчет коэффициента перехода от цикла к году
η = αт Дрг / Дэц;
где : η – коэффициент перехода от цикла к году; αт -– коэффициент технической готовности; Дрг – дни работы в годы, дн; Дэц – дни эксплуатации за цикл, дн.
Дэц = Lкр / lcc;
Коэффициент технической готовности aт определяется без учета простоев по организационным причинам:
aт = 1 / (1 + lcc (d то—тр К2 / 1000 + Д к / L¢кр));
где Дк / Lкр = 0, если КР не предусмотрен; Д то-тр - нормативная удельная норма простоя в ТО и ТР на 1000 км пробега (табл. 1.11); К2 - коэффициент корректирования (табл. 1.8); Дк - число дней простоя ПС в КР; L¢¢кр – скорректированный пробег до капитального ремонта.
Дк = Д'к + Дт ,
где Д'к - нормативный простой автомобиля в КР (см. табл. 1.11). Дт - число дней, потраченное на транспортирование ПС из АТП на АРЗ и обратно. При отсутствии фактических данных Дт принимается равным 10…20 % от Д'к.
Таблица 1.8 - Нормативы простоя подвижного состава в ТО и ремонте (по ОНТП-01-91)
Подвижной состав | Нормативы простоя | |
ТО и ТР, дней/1000км | КР, календарных дней | |
Легковые автомобили: | ||
особо малого класса | 0,15 | - |
малого | 0,18 | - |
среднего | 0,22 | - |
Автобусы: | ||
особо малого класса | 0,20 | |
малого | 0,25 | |
среднего | 0,30 | |
большого | 0,35 | |
особо большого | 0,45 | |
Грузовые автомобили общего назначения грузоподъемностью, т: | ||
0,5 … 1,0 | 0,25 | - |
свыше 1 до 3 | 0,30 | - |
3 … 5 | 0,35 | - |
5 … 8 | 0,38 | - |
6 … 8 | 0,43 | - |
8 … 10 | 0,48 | - |
10 … 16 | 0,53 | - |
Внедорожные автомобили-самосвалы грузоподъемностью, т: | ||
30,0 | 0,65 | - |
45,0 | 0,75 | - |
Примечание. Нормы простоя подвижного состава в ТО и ТР учитывают замену агрегатов и узлов, выработавших свой ресурс. |
1.5.4. Определение программы технического обслуживания
на группу (парк) автомобилей за год
Определяем программу технического обслуживания на группу (парк) автомобилей за год:
åNЕО.гп = NЕО η Асп;
åNто-1 гп = Nто-1 η Асп;
åNто-2 гп = Nто-2 η Асп;
1.5.5. Определение программы диагностических воздействий
на весь парк за год
Согласно ОНТП [3] и Положению [2] диагностирование как отдельный вид обслуживания не планируется, а работы по диагностированию ПС входят в объём работ по ТО и ТР.
При этом в зависимости от метода организации работ диагностирование может осуществляться на отдельных постах или совмещаться с ТО.
Поэтому программа диагностических работ применяется для принятия решения по организации технологического процесса ТО и ТР с применением диагностики и при расчете числа постов диагностики.
åNД-1г = 1,1 åNто-1 гп + åNто-2 гп ,
где : åN Д-1 – количество диагностических воздействий по Д-1
åNД-2г = 1,2 åNто-2 гп ,
где åNД-2 - количество диагностических воздействий по Д-2
1.5.6. Определение суточной программы по ТО и диагностированию
Суточная производственная программа является критерием выбора метода организации технического обслуживания (на отдельных универсальных постах или поточных линиях) и служит исходным показателем для расчета постов и линий ТО.
По видам ТО (ЕО, ТО-1, ТО-2) и диагностирования (Д-1 и Д-2) суточная программа определяется:
Ni cут = åNi гп / Д рг i,
где åN i гп - годовая программа по каждому виду ТО или диагностики в отдельности; Д рг i - годовое число рабочих дней зоны, предназначенных для выполнения того или иного вида ТО и диагностирования автомобилей. Д рг i определяется по табл. 1.3 по видам работ и зависит от программы ТО и объемов работ ТР
Для АТП число дней работы в году зон ЕО принимается равным числу дней работы ПС на линии. Преимущественно работа зон ЕО организуется в 2 смены. Для других зон и участков АТП при Асп < 300 автомобилей рекомендуется в основном принимать Д рг = 255 дней (одна 8-часовая смена), а при Асп > 300 автомобилей Д рг = 305 дней (2 смены по 7 ч).
В централизованных производствах для зон ТО и ТР рекомендуется принимать Д рг = 305 дней (2 смены по 7 ч).
Для других участков, при количестве обслуживаемых автомобилей менее 1000, в основном принимается Д рг = 255 дней, а при количестве более 1000 автомобилей, Д рг = 305 дней (2 смены по 7 ч).
1.6. Расчет годовых объёмов работ по ТО, ТР
Годовой объём работ по АТП определяется в человеко-часах и включает объём работ по ЕО, ТО-1, ТО-2, ТР, а также объём вспомогательных работ предприятия. На основе этих объёмов определяется численность рабочих производственных зон и участков.
Расчет годовых объёмов ЕО, ТО-1 и ТО-2 производится исходя из годовой производственной программы данного вида и трудоёмкости обслуживания. Годовой объём ТР определяется исходя из годового пробега парка автомобилей и удельной трудоёмкости ТР на 1000 км пробега.
ТЕО.гп = åNЕО гп tЕО;
где : ТЕО.гп - годовой объём работ по ЕО; tЕО - расчетные (скорректированные) нормативные трудоёмкости; åNЕО гп - годовая программа ЕО на весь парк (группу) автомобилей одной модели.
Тто-1 гп= åNто-1 гп tто-1 ;
Тто-2 гп= åNто-2 tто-2 ;
где : Тi - годовой объём работ по ТО-1 и ТО-2, чел-ч; ti - расчетные (скорректированные) нормативные трудоёмкости ТО-1 и ТО-2.
Ттр г = Lг А и tтр / 1000,
где : Ттр гп - годовой объём ТР, чел.-ч; Lг - годовой пробег автомобиля, км;
Асп - списочное число автомобилей; tтр - удельная нормативная скорректированная трудоёмкость ТР, чел.-ч / 1000 км
Lг = Д рг lсс aт ,
где : Lг - годовой пробег автомобиля; Д раб.г - число дней работы ПС в году; aт - коэффициент технической готовности.
1.7. Определение годового объёма вспомогательных работ
Кроме работ по ТО и ТР на предприятии выполняются вспомогательные работы.
Годовой объём вспомогательных работ по АТП
Т всп. гп = (åТ то-1+åТ то-2 + åТ тр) К всп / 100 ,
где К всп = 20…30 %, зависит от количества обслуживаемых и ремонтируемых автомобилей [4] при:
А = 100…200 авт., Квсп = 30 %;
А = 200…300 авт., Квсп = 25 %;
А > 300 авт., Квсп = 20 %
или по числу штатных производственных рабочих при:
Рш < 50, Квсп = 30 %;
Рш = 100...125, Квсп = 25 %;
Рш > 125, Квсп = 20 %.
1.8. Распределение объёма работ по производственным зонам
и участкам предприятия
Для формирования объёмов работ, выполняемых на постах зон ТО, ТР и производственных участках, а также для определения числа рабочих по специальности, производится распределение годовых объёмов работ ТО-1, ТО-2 и ТР по их видам в процентах (табл. 1.11).
Распределение вспомогательных работ по видам работ представлено в табл. 1.9
Работы по самообслуживанию предприятия - составная часть вспомогательных работ
Т сам. г = 10—2 Т всп .г К сам ,
где К сам - доля работ по самообслуживанию предприятия (в % от объёма вспомогательных работ).
Распределение Т сам по видам работ [4, ст. 46] представлено в табл. 1.10
При небольших объёмах (8…10 тыс. чел.-ч в год) часть работ по самообслуживанию может выполняться на соответствующих производственных участках (при этом надо учитывать эту трудоёмкость при определении программы соответствующих участков). На крупных АТП эти работы выполняются отдельной службой (ОГМ) и трудовые затраты учитываются отдельно.
Таблица 1.9 - Распределение Т всп. гп по видам работ
Виды работ | Доля (для АТП) |
Работы по самообслуживанию предприятия (ремонт и обслуживание технологического оборудования, оснастки и инструмента, ремонт и обслуживание инженерного оборудования, сетей и коммуникаций, обслуживание компрессорного оборудования) | 40...50 |
Транспортные работы | 8...10 |
Перегон автомобилей | 14...26 |
Приемка, хранение и выдача материальных ценностей | 8...10 |
Уборка помещений и территории | 14...20 |
ИТОГО |
Таблица 1.10 - Распределение Т сам по видам работ
Наименование работ | Доля от Тсам |
Электротехнические | |
Механические | |
Слесарные | |
Кузнечные | |
Сварочные | |
Жестяницкие | |
Медницкие | |
Трубопроводные (слесарные) | |
Ремонтно-строительные и деревообрабатывающие | |
ИТОГО: |
Таблица 1.11 - Распределение объёма ЕО, ТО и ТР по видам работ, % (по ОНТП-01-91)
Вид работ ТО и ТР | Легковые автомобили | Автобусы | Грузовые автомобили общего назначения | Внедорожные автомобили-самосвалы | Прицепы и полуприцепы |
Техническое обслуживание | |||||
ЕО *1: | |||||
уборочные | |||||
моечные | |||||
заправочные | - | ||||
контрольно-диагностические | |||||
ремонтные(устранение мелких неисправностей) | |||||
Итого: | |||||
ТО-1: | |||||
общее диагностирование (Д-1) | |||||
крепёжные, регулировочные, смазочные и др. | |||||
Итого: | |||||
ТО-2: | |||||
углубленное диагностирование | |||||
крепёжные, регулировочные, смазочные и др. | |||||
Итого: | |||||
ТР *2 | |||||
Постовые работы: | |||||
общее диагностирование (Д-1) | |||||
углубленное диагностирование (Д-2) | |||||
регулировочные и разборочные работы | |||||
Сварочные для: | |||||
легковых автомобилей, автобусов и внедорожных автомобилей-самосвалов, грузовых автомобилей общего назначения, прицепов и полуприцепов | - | - | |||
с металлическими кузовами | - | - | - | ||
с металлодеревянными кузовами | - | - | - | ||
с деревянными кузовами | - | - | - | ||
Жестяницкие для: | |||||
легковых автомобилей, автобусов и внедорожных автомобилей-самосвалов, грузовых автомобилей общего назначения, прицепов и полуприцепов | - | - | |||
с металлическими кузовами | - | - | - | ||
с металлодеревянными кузовами | - | - | - | ||
с деревянными кузовами | - | - | - | ||
Деревообрабатывающие для грузовых автомобилей общего назначения, прицепов и полуприцепов: | |||||
с металлодеревянными кузовами | - | - | - | ||
с деревянными кузовами | - | - | - | ||
Окрасочные | |||||
Итого по постам | 50 *3 | 65 *3 | |||
Участковые работы: | |||||
агрегатные | 16/15 *4 | - | |||
слесарно-механические | |||||
электротехнические | 6/5 *4 | ||||
аккумуляторные | - | ||||
ремонт приборов системы питания | - | ||||
шиномонтажные | |||||
вулканизационные (ремонт камер) | |||||
кузнечно-рессорные | |||||
медницкие | |||||
сварочные | |||||
жестяницкие | |||||
арматурные | |||||
обойные | - | ||||
таксометровые | -/2*4 | - | - | - | - |
Итого по участкам | |||||
Всего по ТР | |||||
*1 Распределение объёмов работ ЕО приведено применительно к выполнению моечных работ механизированным методом. *2 Объём работ ТР приборов газовой системы газобаллонных автомобилей распределяется следующим образом: постовые работы – 75% и участковые работы – 25%. *3 Суммарный процент постовых работ ТР грузовых автомобилей и прицепов состава приведен для одного типа конструкции кузова. * 4 В знаменателе указаны объёмы работ для автомобилей-такси. |
Список литературы
Крамаренко Г.В. Техническая эксплуатация автомобилей. ─ М.: Транспорт, 1983. ─ 487 с.
Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. ─ М.: Транспорт, 1986. ─ 72 с.
Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта ОНТП-01-91/ЦБНТИ ГИПРАВТОТРАНС -М., 1991. ─ 184 с.
Напольский Г.М. Технологическое проектирование автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания. ─М.: Транспорт, 1993. ─ 271 с
Давидович Л.Н. Проектирование предприятий автомобильного транспорта. –М.: Транспорт, 1967. ─ 401 с
Табель технологического оборудования и специализированного инструмента для АТП.
Несвитский Я.И. Техническая эксплуатация автомобилей. –К.: Вища школа, 1971. – 422 с
Бендарский В.В. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. –Р.: Феникс, 2005. – 437 с
Аринин И.Н., Коновалов С.И., Баженов Ю.В. Техническая эксплуатация автомобилей. –Р.: Феникс, 2004. – 307 с
Обозначение сокращенных терминов
ПС – подвижной состав
ЕО – ежедневное обслуживание
ТО-1 – техническое обслуживание № 1
ТО-2 – техническое обслуживание № 2
ТР – текущий ремонт
Д-1 – диагностирование при ТО-1
Д-2 – диагностирование при ТО-2
КР – капитальный ремонт
АТП – автотранспортное предприятие
СТО – станция технического обслуживания
ПР – предупредительный ремонт
ЦУП – центр управления производством
ОТК – отдел технического контроля
ОГМ - отдел главного механика
ПТО – производственно-технический отдел