Монополистическая конкуренция
Монополистическая конкуренция является распространенным типом рынка, это промежуточная рыночная модель между олигополией и совершенной конкуренцией. Монополистическая конкуренция — рынок, на котором многие фирмы продают дифференцированный продукт, доступ к которому относительно свободен и каждая фирма обладает некоторым контролем над продажной ценой производимого ею товара в условиях значительной неценовой конкуренции.
Основными признаками рынка монополистической конкуренции являются следующие:
– на рынке присутствует большое число мелких фирм;
– отдельная фирма предлагает на рынке незначительный (по сравнению с отраслевым) объем продукции;
– фирмы производят разнообразную (дифференцированную) продукцию;
– спрос на продукцию монополистического конкурента не является абсолютно эластичным, но его эластичность достаточно высока;
– хотя продукт каждой фирмы в чем!то специфичен, потребитель может легко найти товары-заменители и переключить свой спрос на них;
– незначительная возможность влиять на цену или контролировать ее;
– практически отсутствуют барьеры для притока новых капиталов,поэтому вступление новых фирм в отрасль не является сложным, не требует значительных первоначальных капитальных вложений;
– уровень конкурентности рынка довольно высок;
– большое значение приобретает реклама товаров и услуг.
Характерной особенностью фирмы в условиях монополистической конкуренции является специфика продукта. Для продукта фирмы существует много товаров-субститутов (заменителей), однако дифференциация продукта (реальная или мнимая) в условиях монополистической конкуренции делает его фактически уникальным. Примером рынков монополистической конкуренции служат рынки одежды, обуви, косметических средств, алкогольных и безалкогольных напитков, кофе, лекарственных препаратов и др. Посредством широкой (часто агрессивной) рекламы производитель доводит до потребителей информацию о преимуществах своего товара. Патентование товарных знаков, промышленных марок и т.п. позволяет закрепить преимущества и уникальность товара, что дает фирме возможность оказывать влияние на цены и придает ей некоторые черты монополии.
В краткосрочном периоде поведение монополистически конкурентной фирмы аналогично поведению монополии, но имеются некоторые отличия от других рыночных структур. По сравнению с чисто конкурент!ной фирмой монополистический конкурент имеет более высокую цену и меньший объем, по сравнению с монополией — наоборот. Линия спроса на продукцию фирмы монополистического конкурента менее эластична по сравнению с линией спроса совершенного конкурента, но более эластична по сравнению с линией спроса монополиста или отрасли в целом. Линия спроса на продукцию фирмы монополистического конкурента менее эластична по сравнению с линией спроса совершенного конкурента, но более эластична по сравнению с линией спроса монополиста или отрасли в целом. Контроль над ценой позволяет монополистическому конкуренту повысить цену на продукт, не потеряв при этом спроса на него в лице постоянных покупателей. Чтобы привлечь дополнительных потребителей и увеличить объем продаж, фирме необходимо снизить цену. В связи с этим предельная выручка фирмы монополистического конкурента не равна цене, а линия предельной выручки расположена ниже линии спроса.
Фирма выбирает такую комбинацию спроса и цены, которая позволяет ей максимизировать прибыль при условии, что МR = MC (рис. 7.21).
Рис. 7.21. Равновесие монополистически конкурентной фирмы
Если спрос на продукцию недостаточен, то возможны убытки (рис. 7.22).
Рис. 7.22. Фирма — монополистический конкурент —
в ситуации убытков
Площадь прямоугольника PMMAPA количественно характеризует величину убытков. В случае если цена выше средних переменных издержек, то фирма сможет минимизировать убытки, производя продукцию в объеме, при котором MR = MC. Если цена не покрывает средних переменных издержек, то фирме следует остановить производство.
Поведение фирмы в долгосрочном периоде несколько усложняется, поскольку барьеры низки и вход практически свободен. Наличие экономической прибыли создает привлекательность для новых фирм, которые захотят открыть свое производство. Цена равновесия устанавливается на уровне средних издержек, поэтому фирма теряет экономическую прибыль и в долгосрочном периоде получает лишь нормальную прибыль.
В условиях монополистической конкуренции не достигаются производственная эффективность и эффективность распределения (аллокации) ресурсов. Монополистический конкурент недопроизводит и завышает цену по сравнению с конкурентной фирмой. Особенно много нареканий делается в адрес излишней и надоевшей всем рекламы, которая является неотъемлемой часть во всем их многообразии, ведет к повышению уровня жизни населения. Дифференциация продукта позволяет улучшить его качество и повысить эффективность производства.